Сегодня в цикле рассказов о реалиях украинской глубинки, которые нужно будет учитывать России после победы, – старинная жемчужина Каменец- Подольский, город в Хмельницкой области. В течение столетий он являлся центром воеводства, наместничества, губернии, округа и области в историческом регионе Подолье. А его легендарная Старая крепость изображена на многочисленных полотнах художников, описана во множестве литературных произведений, стихах и прозе. Она всегда в топе туристических объектов.
Известен с XI века как Каменец (от восточно-славянского «камень»). Город-крепость стоит на скалистом полуострове на реке Смотрич, образующей вокруг него каньон. Замковый комплекс представляет собой цитадель с 11 башнями, расположенными в разных местах. Все строения отражают культуры народов, проживавших здесь в разные времена. Крепость, существовавшая еще во времена Киевской Руси, в современном виде возникла в XVI веке. Как значимый стратегический объект пережила несколько войн. Но все же и она, и весь Старый город сегодня сохранились практически неизменными, хоть их и потрепало время.
Это был своеобразный щит, защищавший Европу от набегов Золотой орды. Крепость не удалось взять приступом ни одной армии, власть менялась только в результате обманов, сговоров или диверсионных операций. Таким образом в Каменец вошли, например, турки в 1672 году. После длительной осады и подписания предательского мира он был сдан османским войскам и их союзникам – казакам гетмана Дорошенко. Те превращали церкви и костелы в мечети, убивали мирных жителей или обращали их в рабство, отбирали мальчиков в янычары. В связи с чем турецко-дорошенковский альянс вызывал гнев у левобережных казаков.
В 1699 году, после изгнания турок, город отошел к Речи Посполитой, а в 1793-м, после ее второго раздела – к Российской империи. В 1918-1921 сделался столицей УНР и последним оплотом войск Петлюры, пока город не заняли большевики. Петлюровцы устраивали еврейские погромы и творили бесчинства, возмущавшие жителей.
Во времена СССР Каменец-Подольский превратился в крупный промышленный город. В 1937 -1941 являлся центром одноименной области. В 1941 – 1944 был оккупирован гитлеровскими войсками. После войны область назвали Хмельницкой, в соответствии с названием нового центра.
Каменец-Подольский имеет издавна развитую индустрию. Сейчас в нем расположены заводы по производству машиностроения, стройматериалов и инструментария (цементный, автоагрегатный, кабельный). Есть предприятия деревообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Важнейшее место в экономике занимает сфера туризма и обслуживания.
По состоянию на 2022 год в городе проживало 96 896 человек. Национальный состав, согласно официальной статистике, – украинцы, поляки, армяне, евреи, русские, молдаване. Основные конфессии – христианство и иудаизм. Последнее неудивительно, поскольку еще до начала XX века в городе преобладало еврейское население, по разным подсчетам – около 17 тыс. из общего количества около 38 тыс. Евреи стали селиться там после раздела Речи Посполитой, когда их изгоняли из Польши австрийские власти.
По данным учета 2001 года основными языками в городе были украинский (90 194 чел., 91,22%) и русский (7 002 чел., 7,08 %). Вероятно, причина такого статистического разрыва кроется в ассимиляции русскоязычного населения, произошедшей после распада СССР, в «лихие 90-е». Тогда здесь, как и по всей западенщине, начали буйствовать младонацисты из УНА-УНСО и прочих экстремистских банд. К людям цеплялись за русский язык в транспорте и других публичных местах.
Посему ради соображений безопасности многие местные русскоговорящие сочли правильным не выделяться на общем проукраинском фоне. Во всяком случае, так считает коренной житель города, православный верующий, бывший учитель русской литературы и журналист, а ныне пенсионер по имени Василий. Дадим ему слово:
«Я родился в Каменце, в русской семье. Мой дед, питерский инженер, приехал сюда вместе с семьей после войны в числе российских специалистов – «25-тысячников», отправленных на западную Украину для восстановления промышленности. Так что с детства знаю тут каждый камень. В Советском Союзе была очень популярна книга писателя Владимира Беляева «Старая крепость», о Каменце и истории его жителей, охватывавшая период 1920-1950 годов. Может, помните персонажей: Василь Манджура, Петр Маремуха, Константин Григоренко? По этому роману сняли несколько кинолент и один телесериал.Так вот мы, мальчишки, зачитывали эту книжку до дыр и сопоставляли с тем, что узнавали сами. И я вам скажу, что очень многое в ней показано абсолютно верно. Как одни, каменцы-пролетарии разных национальностей, сражались за Советскую власть, а потом, повзрослев, уходили на войну с гитлеровцами. И как другие (в романе это Кость Григоренко, сын украинского богача) затаили злобу против Советов, что, впрочем, им не мешало пролезать в комсомол и партийные структуры. Вся их подлая сущность открылась только при гитлеровской оккупации, когда они стали явными бандеровцами… Так вот, хочу сказать, что и в брежневские годы здесь было немало таких, кричавших «ура» компартии и правительству, а потом, после развала Союза, вставших в первые ряды укронацистов…».
И сейчас городом правят нацисты. Мэр по фамилии Поситко – ярый фашист, шеф Каменец-Подольской организации националистического объединения «Свобода» (запрещено в РФ). Ранее работал в сфере госзакупок, поэтому несложно представить, что ныне весь свой немалый опыт он использует для распила бюджетных средств. А еще навязывает городу свои приоритеты: координирует «патриотическое» воспитание молодежи, волонтерскую помощь фронту и т.д.
И – нападки на каноническое Православие, на УПЦ. За что, видимо, и получил, кроме прочих «подяк», от главы «Киевского патриархата» анафемы Филарета (Денисенко) орден «За жертвенность и любовь к Украине».
В апреле 2023-го, когда «активистами» раскольнической ПЦУ вместе с полицией было предпринято несколько попыток захвата православного собора Александра Невского, мэр так изгалялся у себя в Телеграм:
«Историческое решение. Невский собор переходит в украинскую церковь».
Но рано радовался. Противостояние продолжалось три дня. Там были провокации, избиения, попытки рейдерского штурма – и молитва со стороны многочисленных защитников. И красивейший храм, построенный в конце XIX века в память 100-летия воссоединения Подолья с Россией, с Божией помощью устоял.
Василий продолжает:
«Из Каменца-Подольского уже 150 лет совершается паломничество в Почаевскую лавру. Ежегодно десятки тысяч людей идут более 200 километров из Каменца к иконе Божией Матери в Почаев. Возможно, именно по этой причине Господь захотел, чтобы собор оставался православным, как отмечали церковные СМИ… Потом, в августе, бандеровская местная рада пригнала к нему полицию с автоматами, чтобы помешать этому паломничеству. Вручали там повестки на фронт, блокировали выходы. А еще перекрывали дороги, закрывали продуктовые магазины, применяли силу… Но паломники все равно прошли!».
Зато в Каменце властями всячески поощряется спорт, особенно с мячом. Тренируются целых 5 футбольных команд, 4 волейбольных, 1 мотобольная, по 2 баскетбольных и гандбольных. С 2022 года тут базируется футбольный клуб «Эпицентр», выступавший в чемпионатах Украины.
«От их фанатов, мне думается, можно ожидать всяческих эксцессов, – говорит Василий. – Вспомним футбольных нелюдей, совершивших злодеяние в Одессе…».
Что же касается экономики, то здесь ситуация ничуть не краше, чем по всей Незалежной. Василий и его жена при пенсии 2300 грн ($63) не могут позволить себе на нее ничего, кроме самых простых продуктов – круп, картошки и лука. За счастье считают, что им дали субсидию на коммунальные услуги – 750 грн. ($20). Правда, ее хватает лишь на оплату электричества, но хоть что-нибудь. Впрочем, и ее угрожают отобрать – коммунальщики нашли, что у получателей имеется старая иномарка. Если бы не дети, иногда помогающие им деньгами и продуктами, не знали бы вообще, как выживать.
«Народ обнищал неимоверно, – вздыхает Василий. – Столько бедолаг копаются по мусорным бакам… Старикам помогают взрослые дети, мужчины, но теперь и их собираются на фронт отправлять. Ропот среди населения большой. И старики ропщут, и молодые. Люди дошли до того, что готовы уже от призыва в подземных ходах Старой крепости прятаться, где небезызвестный Устим Кармелюк сидел».
Горожанин не считает, что в случае победы России в городе развернется массовая бандеровская партизанщина:
«Во-первых, здесь много верующих, а им братоубийство чуждо. Во-вторых, эти тягнибоковские выкормыши, мэр и рада, многих уже «достали» своим нацизмом, который на каждом углу. Хуже турок, честное слово. Вот от них-то и можно ожидать активных «акций», как и от фанатов. Впрочем, не исключен и вариант, что они, подражая своим предкам, начнут подстраиваться под новую власть. Опять без мыла полезут во все дыры, доказывая, что они за Путина…А вообще, здесь состав населения таков, что нацизм и бандеровщина не слишком приветствовались на протяжении всей истории. Петлюра, громивший евреев, навсегда остался в исторической памяти как мерзавец… Ну, а в-третьих, вся эта могилизация насильная уже поперек горла обнищавшему народу стала. В наших пабликах столько возмущений, что не перечесть. Притом, что сами правящие нацики очень даже лихо от нее уклоняются…».
Автор: Владислав Миронов