Собрались однажды трое – Женя, Аня и я.
Настроение – “творить и создавать”. И задумали мы записать песню.
Сначала я с Аней придумала тему, – “летние воспоминания” – и выписали к ней разные ассоциации: солнечные зайчики, гроза, зной и стужа. Изначально планировалось три трека, но остановились на одном – о жарком августе.
В “Augustus” (“Август”) поётся о летнем романе – мимолётной близости влюблённых и их скорой “осенней” разлуке. Когда я писала текст, постоянно думала о том, что его ещё нужно как-то спеть. Не перегрузить, сделать простым (но не примитивным!) и приятным на слух.
Непростая задача. Сначала я выписала линейный сюжет – переход от жары к вьюге, от встречи к расставанию – и разбила на куплеты и припевы. Добавила ключевые слова из списка и дописала основной текст.
Честно, звучит как механизированный процесс. Но это только отчасти правда. Мне был просто необходим план, чтобы соблюсти и простоту, и сюжет, и лейтмотив песни. Основной текст (как называю, “мясо”) я написала естественно: построчно, интуитивно и размеренно.
Когда слова были готовы, Женя принялся за музыку. Вот что он пишет о своих ощущениях:
Музыка появилась сама собой, пока я был в своеобразном трансе. Раз, и уже готовый инструментал. Слушая его, понимаю, что он навеян двумя музыкантами: Four Tet (обилие природных звуков и использование ксилофона) и Brian Eno (плавность и расслабленность).
Задачей музыки было передать лёгкость и мечтательность текста, в то же время внося интересный ритм. За лёгкость отвечают размытые главные инструменты, а за интересный ритмический рисунок – обилие перкуссий.
Помню, как весело было записывать вокал, как вы залезали под одеяло, чтобы звук был чище. Я горжусь результатом, который у нас получился.
Я с Аней долго тренировалась в пении. Она наигрывала мелодию, чтобы мы учились попадать в ноты. Нехватка опыта давала о себе знать, поэтому на записи было тяжело. Но при этом трек всё равно получился нежным.
“Augustus” – летняя колыбельная. То ли сон, то ли гипноз. Женя добавил к записи звуки стрекозок, жужжащих жучков, птичек, раскатов грома и проливного дождя. Примерно в середине трека звучит наш смех. Чтобы записать его без наигранности и со всей искренностью, пришлось смотреть картинки с котиками (спасибо, Женя, что вырезал смех чаек!).
Когда Женя сводил трек, Аня готовила обложку. Я расспросила её про это:
У меня был скетч, довольно старый. Я вспомнила про него из-за текста. В нём упоминается, как героиня срывает с ветки яблоко. К тому же девушка, которая сидит на дереве, очень напоминает то ли ангела, то ли русалку.
Мне хотелось узнать, как вырос мой скилл с того момента, когда я рисовала арт. Кстати, это скетч из серии “времён года”. Он как раз про лето – яркое, солнечное, но таящее неуловимый секрет и опасность.
Так, по примеру легендарных Dropkix, мы стали группой одной песни.
СНИМЕМ КЛИП?
А почему нет?
Ещё когда записывали песню, подшучивали: “Ну что, целый продакшн?”. При этом сильно париться над клипом мы и не думали. Сделать просто, весело и по-летнему. Хотелось передать воспоминание о жарком августе, меланхоличное настроение и ожидание скорой “стужи и метели”.
Но шли дни. Лето заканчивалось. Песня была почти готова, а руки до клипа всё не доходили. Но подкрался август!
В один день Аня предложила погостить у её родителей и посидеть со сладкой собакой Бруно. На тот момент у нас уже появились кое-какие идеи для съёмки, но пока не было возможности её реализовать. Упустить те выходные было бы восьмым грехом.
И грянул мозговой штурм.
ИСТОРИЯ ЛЕТНЕГО РОМАНА
О сюжете и референсах
Сюжет складывался по ходу съёмок, и всё же в самом начале мы определили основную ветку истории.
Логлайн следующий: деревенская девчонка ждёт своего жениха, но он не является на встречу. С горя она отправляется на лесные танцы, напивается речной воды и превращается в русалку.
Ставьте класс, если было.
В клипе четыре образа (по хронологии съёмок):
4 образа.
4 смены.
4 истории для вас.
ДИСКОТЕКА В ЛЕСУ
Русские собирались 3 часа и сделали всё за 5 минут
Погода и место располагали к съёмке. Было тепло, светило яркое солнышко, а тенистый лес мог бы укрыть от томительной жары, о которой поётся в “Августе”.
Для образа загадочной тусовщицы диско был избран гениальный путь изящности и умеренности: чёрное платье, которое чудесно переливается на свету, белые колготки для контраста, туфли с небольшим каблучком и загадочный ведьмовской плащ. “Причём здесь диско?” – спросите вы.
– Как тебе метафора диско-шара, который отбрасывает солнечные зайчики на леди в чёрном, а? А? – спросила Аня.
– Восторг! – ответила я.
Процесс сбора всегда очень трудоёмкий и долгий. У нас заняло примерно 3 часа, чтобы сделать причёску, одеться, накраситься и собрать все вещи. Пожалуй, макияж в этом образе самый сложный из всех (но самый любимый). По ощущениям, героиня походила на птицу. Аня, которая создавала всю эту красоту от и до, справилась на все 200%.
Итак, лирическая героиня отправляется на лесную ДиСкОтЭкУ для жёсткого ФЛЭКСА. Она заходит в лес и…
Умирает от стаи комаров.
Знаете, сбор в течение трёх часов предусматривал всё:
– Поиски референсов и стилизацию образа
– Длительные сборы реквизита и одежды, которые нам пригодятся на съёмке
– И даже вечернее разучивание танца у гуру диско на ютубе
И единственное, что мы забыли, это спрей от комаров. Еще никогда Штирлиц не был так близок к провалу… Однако было принято стратегическое решение всё снять за 5 минут (за час).
Умирая от комаров и потери крови, мы бегали по лесным тропинкам и искали подходящие локации и ракурсы. Это действительно была вечеринка с танцами в режиме x2.
По сюжету героиня приходит в лес, дэнсит, сидит на дереве, катит бревно, чтобы сесть на это дерево, и всячески развлекает себя. Этакий девичник на одну персону с лесным вайбом.
Аня старалась поймать нужный кадр и не убить всех насекомых в районе. Я старалась не чесаться и не размазать всю кровь от прихлопнутых комаров по ногам. Мы действовали профессионально и молниеносно.
Как вдруг:
– Памяти не хватает…
Ошибка #2. К слову, Аня снимала всё на айпад. Помнить про заряд может каждый, но не каждый вспомнит о памяти… Приходилось останавливаться и быстро чистить хранилище. В целом, повторять сцены нетрудно, с каждым разом становилось даже лучше! Однако комары-убийцы тоже были не против повеселиться. И чем дольше мы оставались, тем веселее им было.
В последнем кадре лирическая героиня выпивает “зелье” и превращается в русалку. У нас был один шанс сделать это сразу и круто. Мы оставили эту сцену на самый конец. Получилось классно! Хотя мокрые трусы – не прикольно! К тому же никто не взял бутылочку воды, чтобы наполнить бокал. Чтобы не стать реальной русалкой, я прижала бокал к подбородку, а Аня сняла кадр без лица. Вуа-ля! Имитация питья воды готова!
Мы работали на чистом энтузиазме, адреналине и первородном гневе на комаров. Но если говорить без иронии, несмотря на все трудности, было здорово! Летние дни заканчивались, а съёмка стала прекрасным августовским воспоминанием. Да, с кровопийцами, заполненной памятью, колючей травой под ногами и мокрыми трусами, но весело!
ПОВОРОТ НЕ ТУДА
Поездка в заброшенную церковь
Следующие съёмки выпали на осень. Стало значительно холоднее и пасмурнее. Это усложнило задачу, потому что никаких солнечных зайчиков не было. Тем не менее выход нашёлся.
Однажды Женя предложил мне и Ане развеяться и отправиться куда-нибудь за новыми впечатлениями. Так, мы впервые съездили к заброшенной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Было приятно вспомнить о поездке, и нам захотелось запечатлеть это прекрасное место. Церковь безумно красивая: арочные элементы, окна с кубоватыми решётками, остатки росписи на корытном своде. Есть даже ма-аленькая кирпичная лесенка, чтобы забраться на крышу. Летом там растёт зелёная трава, цветы и земляника.
Лирическая героиня – покинутая невеста. Нам хотелось добавить в её образ драматичности и томления от ожидания встречи, которой не суждено произойти. “Всегда невеста, и никогда жена”, как у Бёртона.
Невеста в “Августе” – это призрак уходящего лета и одновременно ностальгия по дням, наполненных солнцем. Близость к зиме и смерти.
Сбор наряда начался со случайно порванных мною джинс. Аня предложила стилизовать их (не лежать же без дела). Она добавила новые надрезы и дырки уже намеренно, а я пришила длинные цепочки голубых стразов по бокам, вдоль по шву. Пока я пришивала цепочки, Аня приделала белые бусины к фате невесты. Позже перешли к кружевному топу и тоже добавили к нему бусин, но более крупных.
Под рваными джинсами видно телесные кружевные колготки, на ногах – бордовые туфли на шпильке с чёрными стразами, поверх топа – пушистая кофточка, а дополнение к образу – асимметричные серьги с имитацией жемчуга и хрусталя.
Причёска – отрыв башки! Буквально. Аня заплела мне косички, которые имитировали сетку. Она использовала тысячу и одну силиконовую резинку (не меньше!). Макияж – минималистичный, но какой! Я выглядела прямо как Марфушенька-душенька – бордовые губы и щёки в цвет туфель.
Да, нетипичная невеста, но если умирать у венца, то только со вкусом.
Здесь мы не стали допускать ошибок прошлой съёмки и подготовились заранее. Казалось бы, вопрос с погодой решён, с одеждой тоже. Но что не так?
Неудача раз: поездка постоянно откладывалась. Мы ездили не одни, а с друзьями, и всё никак не получалось собраться вместе. Но всё-таки день назначили, и даже в какой-то момент прогноз порадовал нас солнечными часами. Судьба благоволила нам! Но потом…
Примерно на этом моменте начинается история из разряда “поворот не туда”. В начале мы выехали позже условленного часа. Это была не самая радостная новость по утру, поскольку днём вместо солнца прогноз показывал жуткий ливень на несколько часов.
Чтобы добраться до церкви, нужно проехать поле, а значит, дорога могла превратиться в месиво, а машина – забуксовать. И знаете, что самое смешное? Мы реально застряли, но ещё до самого ливня.
Как это произошло? Мы перепутали поворот и уехали в лес. Обнаружилось это слишком поздно. Было принято решение плюнуть и ехать дальше. Однако на пути образовалась огромная грязевая лужа. Естественно, нужно было объехать её. Мы свернули, но угодили прямо в яму.
Тот день официально признали “днём унижения”. Что только не делали: и пытались подкопать под колёсами, и спускали их, и подставляли ветки. Потом настало время реальной раскачки: парни толкали машину сзади, а Аня прыгала на багажнике. Мой предынфаркт махал мне ручкой.
С божьей помощью мы выбрались и сели в тёплую машину. Все очень замёрзли и устали. Помните ту часть истории, где наша компания не рискнула проехать по огромной кучи грязи, потому что боялись забуксовать? Примерно в то же время, когда мы выбрались, с дороги завернул одинокий водитель десятки и проехал прямо по ней. И если это был не Райан Гослинг из “Драйва”, то я больше ничего не понимаю в жизни.
С горем пополам мы всё же прибыли в пункт назначения. Я с Аней сразу же побежала снимать. Было чертовски холодно! Мёрзли руки и ноги, но когда мы приступили к делу, тело понемногу разогрелось.
Кстати о танцах. Если на первой локации использовались элементы диско, то здесь, в одном из дублей я танцевала вальс. На шпильках экстремально переступала через разбросанные кирпичи и старалась не запнуться. Аня ловила меня и в кадре, и за кадром.
Несмотря на жуткий поворот в лесу и холод, съездили мы с кайфом. Было приятно прогуляться, развеяться и вспомнить лето. Благодаря друзьям поездка выдалась забавной. Окончание смены отметили сырной шавермой из Джема.
ДЕНЬ В ДЕРЕВНЕ
О том, как хотели по-простому, а получилось как получилось
Последние съёмки проходили в саду моей бабушки. Она живёт в деревне (а если точнее, в пгт). Рядом с домом у неё есть большой огород, а рядом – лесок. Самое подходящее место! Из оставшихся образов как раз остались русалка и деревенская девчушка.
Костюм русалки прост по сравнению с остальными, ведь здесь не было ничего, кроме платья и бус. Но что это было за платье!
Изначально оно было прямого кроя, без дополнительных декоративных элементов. Чтобы добавить причудливости, мы решили его украсить. Аня сделала волнообразные надрезы на подоле. После весёлой нарезки перешли к покрасу с помощью батика зелёного и синего цвета. Немного брызг белизны, немного азелита – и готово! Ванна воняла химией и экспериментами, поэтому костюм отправился на балкон сушиться и проветриваться.
С помощью утюга Аня приклеила тёмные дуахромные стразы. Они постоянно сыпались, но мы рассчитывали на их выдержку. К задней стороне я пришила пуш-ап, чтобы подчеркнуть более объёмную фигуру русалки (проще говоря, сделала грудь за 10 минут).
Лейтмотив нашей работы звучал так: “Пока нам весело, продолжаем. Начинаем запариваться – сбавляем обороты”. Однако мы о нём совершенно забыли, когда всю ночь пришивали бусины к платью русалки.
Было трудно. Очень. Никто не ожидал, что это займёт ТАК много времени. Был выбор: плюнуть и лечь спать, чтобы в здравом уме прибыть на перрон к 6 утра, или избрать стандартный пакет бессонной ночи человека, который не просыпается от будильника. Тем более, у бабушки мы могли не успеть дошить платье, а хотелось “вау-эффекта”.
Был ли у нас выбор на самом деле? Что ж, так или иначе Аня и я приехали к бабушке с впадинами под глазами.
В саду стоит большая ванна, куда набирают воду для полива растений. Однако осенью она пустует. Я предложила использовать её в качестве места для съёмки. Но не учла несколько факторов:
а) ванна покрылась илом
б) ржавчина не отмывается
Когда моя мама и бабушка узнали о нашем плане, они подумали, что мы сошли с ума. В действительности участь гениев незавидная: пока одни занимаются благим делом (готовят шашлыки), другие страдают ерундой (моют ванну). Дословная цитата.
Мы потратили полдня на очистку ванны, чтобы большая часть грязи отлипла. Несмотря на смешанные комментарии моих родственников, они помогали нам, отчего противоречие между их словами и действиями становилось ещё забавнее.
Чтобы дно не пугало ржавчиной, мы накрыли его белой простынёю. Набрав горячую воду, я и Аня отправились готовиться.
Это была самая быстрая сборка образа. Дело в том, что температура на улице держалась на уровне +10 или +15, вода остывала быстро, поэтому и действовать нужно было соответствующе. Самую сложную причёску Аня заплела минут за пять. В макияже всё просто: минимум цвета и максимум блеска. Всё сверкающее – тени, лосьоны и стразы – в ход. Образ завершало длинное ожерелье из бус, которое Аня смастерила ещё дома.
Снимать было сложно: к температурному фактору добавлялась и быстро остывающая вода, и нехватка источников света. К тому же, комментарии мамы и бабушки под руку не добавляли эффективности.
Я чувствовала себя смущённой: отвлекалась и не могла сосредоточиться на движениях. Аня пыталась найти способ, как снимать в темноте и поймать интересные ракурсы.
Наверное, это была самая непростая смена. С одной стороны, мы ещё тщательнее подготовились, но непредсказуемость момента сыграло на руку. Из приятного: отметили окончание съёмок походом в баню, шашлыками и горячим чаем!
УТРО В ДЕРЕВНЕ
Как встать в 5 утра?
Настала последняя смена. Мы проснулись очень рано, чтобы не проворонить рассвет. Каково же было наше удивление, когда в 5 утра над нами нависло пасмурное небо без единого намёка на солнечные зайчики. Мы ждали и ждали, клевали носом и причитали. Хотелось зевать и спать. Был выбор: снимать сейчас, пока есть локация, или снимать в Кирове в ясную погоду, но потерять антураж. И всё же случилось чудо!
Солнце решило вознаградить наши старания и появилось на небосводе. Собравшись за 10 минут, мы побежали в огород снимать последние сцены.
Главным референсом в создании “деревенской девчушки из глуши” послужила история Пэрл из одноимённого фильма (“Pearl”, Тай Уэст). Особенно запомнились её причёска с лентами в косах и красное платье. Безумие и истерика с топором наперевес.
Лирическая героиня нашей истории тоже ждёт возлюбленного. Она бродит по саду, собирает ягоды, ест их, любуется цветами, танцует и томительно гадает на лепестках: придёт её жених или нет.
Когда он не является на встречу, она разочаровывается и злится, чувствуя себя обманутой и преданной.
Когда съёмка завершилась, солнце всё ещё сияло. Оставался час до отъезда из деревни. Мы собрались и уехали обратно в город. Так закончилась наша последняя смена – суматошная, бессонная и залитая сентябрьским солнцем.
ПОСТ-ПРОДАКШН
Наконец-то всё готово!
Когда начали разбирать материал, встал закономерный вопрос: как всё это соединить между собой и какие эффекты использовать при монтаже? Вначале мы долго составляли хронологию самого видео, а после разбирали референсы по эффектам.
Аня занималась монтажом и покрасом, а я искала подходящие эффекты: глоу, шаттер, эффект калейдоскопа и призмы. Было особенно важно воспроизвести сияние солнца и мерцание воды в эпизодах с “русалкой” и “диско-леди”, а в церкви – призрачность невесты и зимние краски. В эпизоде с “Пэрл” Аня добавила контрастность и шаттер. Это самые насыщенные сцены в клипе, но при этом сохраняющие жутковатую атмосферу.
Моя любимая часть в процессе монтажа – просмотры иностранцев с ютуба, которые почти всегда начинали своё видео с: “Хей, вотс ап гайз велком ту май ютуб ченел”. Но благодаря им получилось сделать все задуманные визуальные переходы.
И вот он, долгожданный, сделанный с “лёгкой” руки клип. Непростой, но такой любимый.
Мы благодарим всех, кто помог реализовать нашу безумную идею!
Жене – за чудесную мелодию, талант и невероятную любовь к музыке.
Ане – за непередаваемое художественное видение, изобретательность и поддержку.
Мише – за помощь в монтаже, увлечённость и искреннее любопытство.
Матвею – за помощь с техникой, тёплую отзывчивость и драгоценнейший опыт.
Илье, Саше и Васе – за незабываемое приключение в лесу.
Мамам и бабушке – за заботу и терпение.
Себе – за искромётные танцы, грацию и морозостойкость.
Вы можете прослушать трек на всей площадках, а посмотреть клип здесь:
Со всей любовью.