Найти тему
Селяви - Жизнь во Франции

Помощь Украине: ЕС указывает Венгрии на дверь

Оглавление

Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии, по мнению ЕС, так далеко зашел, наложив вето на финансовую помощь в размере 50 миллиардов евро, которую Союз хочет выплатить Украине во время европейского саммита в декабре, что ему будет трудно отступить без ущерба для себя. Действительно, это первый случай в европейской истории, когда небольшая страна с населением в 10 миллионов человек, на долю которой приходится менее 1% ВВП Сообщества, заблокировала решение жизненно важной важности. Однако мы не видим, какое пространство для маневра есть у Орбана. Его 26 партнеров, весьма расстроенные, не собираются делать ей ни малейшего подарка во время Европейского совета глав государств и правительств, который собирается в этот четверг, 1 февраля, в Брюсселе, чтобы попытаться получить эту помощь. На данный момент есть только одна альтернатива: либо он капитулирует на открытой местности (эту гипотезу поддерживает Киев), либо подвергает себя ответным мерам.

«Венгрия не поддастся на шантаж»

Виктор Орбан удивил всех, когда в декабре, вопреки тому, что он заявлял в течение нескольких месяцев, он не выступил против начала переговоров о вступлении с Украиной , ограничившись тем, что покинул комнату в момент принятия решения. Он предпочел наложить вето на увеличение бюджета общины на 64,6 млрд евро на период 2024-2027 годов, что включает экономическую помощь Украине на 50 млрд (33 млрд в виде кредитов и 17 млрд в виде пожертвований). Для него не может быть и речи о том, чтобы эта помощь проходила через европейский бюджет, чтобы не пришлось вносить в нее свой вклад. Прежде всего, он хотел получить гарантию того, что он получит 21 миллиард евро в виде бюджетных средств (фонды восстановления после Covid-19 и часть региональной помощи), все еще замороженных из-за его многочисленных нападок на верховенство закона и повальной коррупции, преследующей его страна. Однако за день до саммита Комиссия выделила еще 10,2 миллиарда евро, удовлетворившись, в отличие от Европейского парламента, реформой правосудия, принятой Будапештом в угоду ему. Жест доброй воли, который не принес никакой пользы: Орбан скорее воспринял его как признак слабости.

Официально «Венгрия не связывает поддержку Украины и доступ к европейским фондам и не позволяет другим игрокам делать это. Она продолжит конструктивно участвовать в переговорах, но не поддастся на шантаж», — подтвердил на этой неделе министр по европейским делам Янош Бока. «На самом деле смешение тем стало методом Орбана в Брюсселе», - говорит обозреватель венгерской политической сцены. «Венгрия считает, что эти деньги удерживаются без причины», — сказал Гергей Фейерди, профессор Будапештского университета и научный сотрудник Венгерского института иностранных дел, аналитического центра, близкого к правительству. Мне кажется, что речь идет не столько о соблюдении определенных европейских стандартов, сколько о политической позиции Комиссии в отношении страны, которую нам нравится превращать в паршивую овцу».

На последней общенациональной консультации, организованной Будапештом, 99% граждан проверили ответ : «Давайте не будем платить больше Украине, пока мы не получим причитающиеся нам средства». Хотя эта процедура искажена – менее четверти избирателей решили заполнить форму, а оппозиция в подавляющем большинстве призвала к бойкоту – эти цифры служат аргументом для правительства. Конечно, в Twenty Six есть решения, которые позволили бы обойти венгерское вето, например, создание специального фонда, предназначенного для Украины. Это не только будет громоздким и политически рискованным (его придется пройти через все 26 национальных парламентов), но и позволит Орбану заявить о своей победе. Что касается безоговорочной выплаты европейских фондов, то это было бы равносильно обесцениванию европейского законодательства, которое обусловило после создания фонда восстановления, обеспечиваемого общим кредитом, выплату помощи с соблюдением правового государства – главного оружия Союза предотвращать нелиберальные эксцессы.

Орбан, чувствуя свою изоляцию, наметил компромисс: согласиться с тем, что 50 миллиардов евро пройдут через европейский бюджет, но при условии, что Двадцать семь стран единогласно проголосуют каждый год за выделение нового транша средств. «Венгрия не настроена антиукраински, но мы не можем слепо финансировать эту страну. Четыре года — это большой срок, война может развиваться. Лучше переоценивать потребности каждый год», — утверждает Гергей Фейерди. Но каждый год рисковать венгерским вето — это противоположность предсказуемости, которой желает Союз, который немедленно отверг это предложение.

Угроза санкций против Будапешта

Партнеры Будапешта хотят верить, что соглашение на Twenty Seven остается возможным. Поэтому давление на страну максимальное. В Елисейском дворце мы подчеркиваем, что венгерское вето, безусловно, представляет «риск» для Союза и Украины, но также и для Венгрии, если она решит «еще более явно выйти из игры». Давление политическое, но одновременно жесткое и быстрое: венгерская экономика дрейфует по течению и в значительной степени зависит от европейской помощи – напоминаем, что 21 миллиард евро, которые она требует, представляют собой 12% ее ВВП. Если бы он начал войну против Брюсселя, он, несомненно, мог бы попрощаться со всеми фондами Сообщества.

Другой гипотезой могло бы стать возобновление процедуры статьи 7 Договора ЕС, начатой ​​в 2018 году против Венгрии Комиссией и Парламентом за неуважение европейских ценностей, которая была заморожена Штатами. Это может привести к лишению Венгрии права голоса, если Двадцать Шесть примут такое единогласное решение. Конечно, Словакия могла бы прийти ей на помощь, но у нее нет веса Польши, которая до сих пор ее поддерживала, и она тоже находится в ситуации финансовой зависимости от Союза. То, что мы показываем выход в Будапешт, показывает интенсивность кризиса, который переживает ЕС, и опасную игру, которую Орбан ведет ради сомнительной выгоды.