Игральные карты известны нам многие века. Игры, фокусы, гадания, карты прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Когда они к нам пришли? откуда? В сегодняшней статье мы собрали 5 интересных фактов из истории возникновения карт.
1. Китай - родина игры в карты.
Есть несколько версий о родине игральных карт. Индия, Египет, Китай - это предмет споров историков, но большинство исследователей останавливается на Поднебесной.
Китай, 700-е года (VIII век)- в это время в древнем Китае появляются карты. Карты были похожи на современное домино, "мастей" было три: монета, две монеты и много монет. Эти карты использовались вместо денег. Только спустя несколько столетий "денежные" карты перерождаются в игральные.
Китай, 1120-х года (XII век) китайскому императору Као-Цонгу продемонстрировали новую игру. Изобрел её один из подданных императора. Игра состояла из 32х пластинок с разноцветными картинками, где изображалось небо, земля, человек и всевышние законы, а также рисовались иероглифы. Правила игры были больше похожи на домино, вид карт тоже сильно отличался от современных, но уже появились 4 масти, в которых прослеживалось олицетворение времен года.
Уже из Китая карты начали свое триумфальное шествие по городам Шелкового пути на запад.
И Китая карты ушли в Индию, а далее Персию, Египет, и наконец с 1360-х готов оказались в Европе (практически одновременно в Испании, затем в Германии и Франции)
2. Египет и Турция - карты стали близки к современным.
1200-е года (XIII век), Египет - появляются игральные карты наиболее близкие современным. В XIII веке территория Египта была под властью Тюркских правителей- султанов. После завоевания тюрками Византии Константинополь (современный Стамбул) становиться столицей Султаната. Именно здесь, в 1938 году, во дворце Топкапы (главная резиденция Султанов) были найдены древнейшие игральные карты, близкие к современным. Они были датированы XV веком, но в колоде были подмешаны более древние Египетские карты из XIII века.
Найденная во дворце Тапкапы был не полной. Нашли 47 из 52 карт, но этого хватило, чтобы сделать описание игры. Карты включали в себя 4 масти: чаши, мечи, монеты и палки. В картах появился король, заместитель короля, помощник короля. Изображений людей и лиц не было так-как изображение лиц запрещал Коран. На этих картах были абстрактные узоры и подписи.
3. Западная Европа- рождение современных карт.
В 1360-1370х годах игральные карты начинают с реактивной скоростью завоёвывать Западную Европу. Самые ранние карты в Европе появились в Испании, Италии, а дальше проникли во Францию и Германию.
Первым историческим свидетельством появления карт в Европе стал указ 1367 года, который запрещал карточную игру в городе Берн.
Первые версии карт были схожи с турецкими. Были те же масти: монеты, палки, чаши, мечи. В течении века европейцы упростили символизм мастей, и в 1450-х годах появляются немецкие карты с сердцем, бубнами, листьями и желудями.
После германцев за усовершенствование карт вязались французы. Во-первых они упростили обозначение мастей и появились привычные нам символы (см. первый ряд картинки выше). Во-вторых французы начали первыми рисовать фигуры королец, дам, валетов. По легенде первые фигуры нарисовал художник Грэгоннер для Карла VI в 1300-х годах.
в XVI веке карточная колода сложилась в современном виде. Небольшие изменения в дизайне провели только в 1830-х годах: были скруглены углы, фигуры стали зеркально-симметричными, а не в полный рост, как ранее.
4. Игральные карты приходят в Россию.
XVI век - в это столетие карты появляются в России, и сразу попадают под запрет. В воде законов царя Алексея Михайловича (1629 — 1676), лиц играющих в карты приравнивали к убийцам и ворам. Наказания были строги: при первой поимке игрока били кнутом, отрезали левое ухо и отправляли в тюрьму на 2 года. Если же картежника не исправляли подобные лишения, и он попадался в 3 и 4й раз, то его ждала смертная казнь.
Легализовал карты Петр I, после своей поездки по Европе. За игру в карты больше не наказывали, но русский народ был азартен, и в карты проигрывались целые состояния, деревни, люди, поэтому в 1717 году Петр издает указ запрещающий игру в карты на деньги «тройным штрафом обретающихся денег в игре».
Указ Петра не повлиял на ситуацию, и люди продолжали играть на деньги. Императрица Анна Иоановна (дочь Петра) в 1733 году писала: «..потому указу такая богомерзкая игра не пресеклась...проигрывают деньги и пожитки, людей и деревни свои.." Теперь, если пойман за игрой на деньги во второй раз - полагалась тюрьма.
Бороться с картёжниками продолжали Екатерина II и Александр I. Карты признавались «большим злом, чем самое открытое грабительство», но игру уже нельзя было остановить. Играли многие. Известен случай, когда в 1803 году князь Голицын проиграл в карты свою молодую жену графу Льву Разумовскому.
Сами карты в России до середины 19 века привозились из Европы. Своих производств не было.
Самый распространенный в России дизайн игральных карт был создан академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем в середине 19. Рисунок карт атласных карт не претерпел изменений до наших дней.
5. История гадальных карт Таро.
Карты многие века использовались не только для игр, но и для гаданий. Так, мы уже знаем, что карты пришли в европу из мусульманского Египта, и на картах были древние масти: монеты, палки, чаши, мечи. Именно эти масти и были заложены в карты ТАРО.
Есть несколько версий возникновения колоды Таро. Одна из версий - гипотеза, что Таро появились на основе египетских иероглифов "Книги Мертвых", которые чеканили на стенах храмов. Через них передавались тайные оккультные знания. На рубеже 18-19 веков культура Египта, её мистицизм, вызывал в обществе особенный интерес. На волне этой моды обрела новую жизнь уже забытая , древняя колода карт.
Были и другие версии-гипотезы возникновения карт Таро. Например, что карты попали в Европу из Азии с цыганами, а изобретены они были в Индии, как аналог древнейших шахмат.
Название карт "Таро" происходит от итальянского Tarocci, которым называли древнейшие колоды карт.
1440-е года в это время, в Италии, изготавливается древнейшая, дошедшая до нас колода карт Таро. Колода Висконти-Сфорца, названная так по семье ее обладателей: в ней традиционные четыре масти и 22 карты Старших Арканов.
Именно в этой колоде формируется символизм карт Таро. В игре 4 масти обычные (они соответствуют животным):
- Добродетели (орел): Юпитер, Аполлон.
- Богатства (феникс): Нептун, Марс
- Целомудрия (черепаха): Веста, Дафна;
- Удовольствия (голубь): Венера, Бахус, Купидон.
Отличительной чертой колоды Таро было появление новой 5 масти. Это масть, хоть и была связана с остальными, но возвышалась над ними.
В 19 веке с картами Таро работали многие оккультные исследователи. В 1910 году Артур Уайт публикует книгу "Иллюстрированный ключ к Таро", и под его руководством американка Памела Колман-Смит рисует известную нам колоду Райдера
Игральные карты и гадальные карты сопровождают человека больше тысячи лет. Они собрали в себя опыт, приметы многих народов. На игральных картах создано множество игр, и продолжают появляться новые. Карты Таро с 19 века не растеряли свою публику, а только увеличили её. Сегодня мы изучили историю карт, и многие истории и рассказы про символизм разберем в новых статьях.