Согласно официальным результатам опросов, каждый второй школьник в России ( 55%) хотя бы раз подвергался травле. Подобный травмирующий опыт опасен не только снижением школьной успеваемости и конфликтами, но и может послужить пусковым механизмом в развитии психических отклонений у жертвы или вовсе привести к трагедии (убийство, доведение до самоубийства, скулшутинг (колумбайн)).
Так почему же дети такие жестокие? Почему они травят друг друга?
С поступлением в школу ребенок становится частью детского коллектива, в котором ему придется существовать долгих 11 лет. Зачастую классы набираются случайно из детей разных социальных групп, которые ничем кроме обучения не объединены. Далеко не все школьники искренне хотят учиться, поэтому они пытаются находить другие темы для общения с одноклассниками. Например, кто-то записывается на ту же секцию или кружок, что и остальные, кто-то просит родителей покупать такие же вещи, как у одноклассников, а кто-то начинает дружить просто по принципу соседства или того, что вместе раньше ходили в детский сад. В таком случае создание изгоя тоже может служить фактором, искусственно объединяющим класс, когда дети начинают дружить против кого-то.
Формированию такого сценария развития детской группы способствуют:
1. Незрелость механизмов самоконтроля и чрезмерная эмоциональность младших школьников и подростков, связанные с особенностями развития детского мозга (опережающее развитие лимбической системы, отвечающей за эмоции, над префронтальной корой, отвечающей за эмоционально-поведенческий контроль и рациональное мышление) и гормональными изменениями. В связи с этим, проблема буллинга наиболее остро проявляется именно в младших и средних классах.
2. Нездоровые социокультурные установки, полученные от взрослых:
- когда дети видят, что взрослые тоже могут дружить против кого-то;
- когда дети подвергаются дисфункциональным методам воспитания, делающим их более терпимыми к насилию (физические наказания, психологическое насилие, грубое давление на родительский или педагогический авторитет);
- когда детям внушают, что «нельзя выносить сор из избы», в результате чего жертвы и свидетели школьной травли попросту боятся сообщить о проблеме в классе, скрывают факт буллинга даже при прямых вопросах взрослых;
- когда дети видят, что в обществе считается нормальным обвинять жертв насилия и оправдывать агрессоров, из-за чего они с большей вероятностью примут именно эту модель поведения.
Все вышеперечисленное является лишь возможными предпосылками к возникновению травли в классе, но главную роль играют все же сами дети: их индивидуальная предрасположенность к определенным ролям в механизме буллинга.
Агрессор
Авторитетные лидеры группы, наиболее популярные ученики. Именно они решают, кто будет изгоем и по каким правилам его будут травить (физическое или психологическое насилие, молчаливый бойкот). Как правило, агрессоры - это эмоционально-незрелые, импульсивные дети, жаждущие внимания и одобрения группы, с низким уровнем эмпатии - способности к сопереживанию. Их поведение является ничем иным, как результат дисфункционального воспитания в семье, например, когда они становятся жертвами или свидетелями насилия (как физического, так и психологического) или когда между членами семьи выстраиваются "холодные", отстраненные взаимоотношения, в которых они привыкают совершать какие-то провокационные действия для привлечения внимания и не могут научиться эмпатии.
Последователи агрессора
Как правило, это дети из семей с чрезмерно строгим воспитанием и завышенными ожиданиями у родителей. Из-за подавленной агрессии они сами могли бы занять роль зачинщиков, но для этого им не хватает уверенности в себе. Поэтому они просто присоединяются к агрессорам и вымещают накопившийся негатив на жертве травли.
Жертва
Далеко не всегда изгоями становятся дети, которые чем-то отличаются от остальной группы: особенности внешности или здоровья, небогатая семья, низкая успеваемость. В большей степени имеют значение именно индивидуальные психологические особенности, такие как: импульсивность, повышенная эмоциональная чувствительность, низкая самооценка, замкнутость, социальные страхи или, наоборот, чересчур навязчивое общение и частые жалобы в попытке завоевать внимание, острая потребность в одобрении окружающих, гиперответственность (чаще всего это «любимчики» учителей).
Нередко жертвы, как и агрессоры, тоже воспитываются в неблагополучных семьях, где процветают холодные взаимоотношения и насилие, но в отличие от них, они ассоциируют себя с пострадавшей стороной: привыкают терпеть насилие, боятся попросить о помощи или дать отпор.
Защитники жертвы
Активные защитники - дети со здоровой самооценкой и развитой эмпатией, которые не боятся вступать в прямую конфронтацию с агрессорами.
Пассивные защитники - дети с развитой эмпатией, но низкой самооценкой, поэтому в прямую конфронтацию с агрессором не вступают, но поддерживают активных защитников.
Чаще всего защитниками становятся дети из семей с теплыми доверительными отношениями, здоровыми методами воспитания, или же те, кто находится в роли жертвы в семье или же сам в прошлом пережил буллинг.
Наблюдатели
Наблюдателями насилия зачастую становятся дети с такими психологическими особенностями, как низкая самооценка, высокий уровень конформизма, неразвитая эмпатия, несамостоятельность в решениях, сложившиеся в результате воспитания в дисфункциональных семьях ("холодные" отношения, чрезмерная строгость, гиперопека).
Таким образом, школьная травля - это большая проблема для всего детского коллектива, и без участия взрослых здесь никак не обойтись. Необходима психологическая работа не только с жертвой буллинга, но и со всем классом в целом, не говоря уже о психолого-педагогическом просвещении родителей учеников и классных руководителей. А это входит в зону ответственности школьного психолога, на которого приходится 300 школьников и около 600 родителей и учителей (согласно Минпросвещения России)...
К тому же доказать сам факт издевательств и защитить ребенка от травли на юридическом уровне в нашей стране не так уж и просто. Ведь такого понятия, как "буллинг", нет ни в одном российском законе или своде правил. А значит, что и наказывать не за что. Пока Госдума только рассматривает предложения о введении понятия " буллинг" в правовое поле и устанавливает размеры штрафов для родителей агрессоров, совершаются новые трагедии.
А вы сталкивались с травлей в школе? Каким вы видите способ решения данной проблемы? Делитесь мнением в комментариях!👇
__________________________________________________________________________________________