Моя пятидневная экспресс-поездка в Беларусь предполагала очень беглый осмотр достопримечательностей. И я рада, что включила в планы посещение Мира и, особенно, Несвижа, хоть и в сжатом формате автобусной экскурсии. Главной причиной стремления сюда был прекрасный замок, отлично сохранившийся до нашего времени.
Всю свою историю, с 1583 до 1939 гг, он принадлежал знаменитому и богатому роду Радзивиллов. А началось всё, когда Николай Христофор по прозвищу «Сиротка» (сиротой не был, если что) решил построить каменный укреплённый дворец в доставшемся родительском имении.
Хороший крепкий замок у него уже был в Мире, а вот в Несвиже он строит укрепление по типу итальянских крепостей с бастионами и подземными ходами.
Много путешествуя, князь повидал архитектуру разных стран и, будучи богатым наследником, мог себе позволить нанять на работу иностранных мастеров. Один из них- Джованни Бернардони, ученик итальянских архитекторов, построивших известную церковь в Риме Иль-Джезу.
И для «Сиротки» он воздвиг красоту по подобию римской. Одновременно с замком, в Несвиже появился иезуитский Фарный костёл с усыпальницей для Радзивиллов.
Позже, в 18-м веке, немецкими художниками были написаны шикарные фрески и самая большая в мире(!) алтарная икона на полотне «Тайная вечеря» (4*8 м).
Костёл находится немного в стороне от замка.
У самостоятельных путешественников есть возможность увидеть кроме этого памятника архитектуры ещё несколько сохранившихся старинных достопримечательностей: Ратушу 16-го века и ворота «Слуцкая брама»- часть укрепления города, ставшего центром Несвижской ординации.
Мы же, своей многочисленной группой, после организованного обеда в кафе, идём на экскурсию в сам замок.
Немного свободного времени дало возможность заглянуть в один из парков поблизости. Ну что сказать. Зима :) Скульптуры укрыты снегом, но их видно.
Осмотр интерьеров начинается с мужской половины.
Конечно, при разных поколениях, убранство частично менялось. Но почти всегда отличалось роскошью, достойной королей. Звёздный зал именуется так за оформление потолка.
На стене- портрет отца «Сиротки», Николая Радзивилла «Чёрного» (за цвет бороды). Значимой фигурой был в истории. Благодаря дружбе с королём Сигизмундом ll (женившимся на двоюродной сестре «Чёрного», с которой связана самая романтичная легенда-страшилка замка), а также активно и толково участвуя в политической жизни, был назначен канцлером. Это его заслуга- в шестилетнем перемирии с Русью, в результате переговоров с Иваном Грозным.
Кабинет и спальня одного из последних Радзивиллов, проживавшего здесь в 1930-х годах.
Прилечь Посмотреть вблизи на кровать не получится- дальше кабинета не пускают.
В следующем зале ждал сюрприз. Разглядывая портреты и благородный декор, не сразу замечаешь даму, сидящую возле шикарного камина спиной к зрителям. И тут она вдруг встаёт, начиная обсуждать манеры людей своей эпохи. Очень круто придумано! 👏 Иммерсивный театр.
Доминанта интерьера- большой камин сохранился с 18-го века, как и две изразцовые печи в углах.
На одном из портретов изображена та самая знаменитая Барбара Радзивилл, жена Сигизмунда ll, на которой он женился против воли своей властной матери, Боны Сфорца. Последствия были печальными. Теперь, якобы, призрак «Чёрной дамы» (Барбары) скитается в стенах замка. Ничего, что замок был построен гораздо позже этой истории- легенда существует, и всё тут!
Отсюда мы попадаем в Малую столовую, служившей для обедов с конца 19-го века. А до этого выполнявшей другие функции, в том числе, кабинета для короля Станислава Понятовского, жившего в гостях у Радзивилла по прозвищу «Пане Коханку» (в переводе «Любезный»).
В этом зале для короля была устроена спальня. Потом интерьер переделали, и помещение стало использоваться для музыкальных и театральных вечеров. Лепнина и колонны из искусственного мрамора- подлинные.
На третьем этаже попадаем в Гетманский зал, где уже встречает один из представителей почётной должности. Погружение в давнюю эпоху продолжается.
На стенах портреты гетманов. Среди них Михаил Казимир «Рыбонька».
Многочисленные войны ощутимо потряхививали Радзивиллов. И если в 17-м веке замок успешно выдерживал осады, то вот в Северную войну был разрушен шведами за то, что принял сторону русских.
«Рыбонька» смог восстановить и отстроить Несвиж лучше прежнего. Много сделал полезного для рода- создал собственную армию, перестроил владения в духе нового времени, основал различные мануфактуры, приносившие прибыль. В следующих кабинетах рассказ как раз о местном производстве. Слуцкие пояса- гордость белорусов. Во времена Великого княжества Литовского они были признаком успешности и стоили целое состояние. Ткали их из серебряных и золотых нитей и всячески декорировали. Мода пришла с Востока, а предприимчивый Михаил Казимир Радзивилл нанял мастеров-чужестранцев и обучил своих ребят сложному ремеслу. Мануфактуру организовали сначала в Несвиже, а затем перенесли в Слуцк (тоже радзивилловские владения).
В Мирском замке такой пояс представлен на манекене.
Стекольная мануфактура в Уречье (под Слуцком) изготавливала зеркала, посуду, оконные стёкла и т.д.
Золотой зал восстановлен в том виде, в каком был при «Рыбоньке»- все сверкает от обилия сусального золота.
После разорения замка в результате войны с Бонапартом (в этот раз один из Радзивиллов выступил против России), зал выглядел скромнее.
Богатые коллекции монет, медалей, украшений, книг, картин и т.п. были вывезены из владения неверного князя. Правда, позже Николай ll вернул часть богатств потомкам-наследникам.
Рога, экспонировавшиеся в бывшем Золотом зале, теперь находятся в специальном, Охотничьем.
Здесь же больше ста лет стоит несдвигаемый тяжеленный бильярдный стол с княжескими гербами. Не смогли его увезти фашисты, не стали трогать и коммунисты. Во время ВОВ здесь находился госпиталь для немецких лётчиков. После войны расположился санаторий. Благодаря таким «жителям», замок не взорвали и не сломали. В 2001 году было принято решение сделать его музеем 🙏.
Прежде, чем спуститься с третьего этажа, проходим через интересную экспозицию в коридоре перед театральным залом. Представлены машины, имитирующие разные звуки (грозу, дождь, ветер…). В 18-м веке театр становится популярным развлечением.
Между прочим, супруга «Рыбоньки» была первой женщиной-писателем в княжестве, и сама писала сценарии для постановок.
Благодаря ей, Несвиж стал считаться культурным центром.
На женской половине второго этажа представлены ещё интерьеры. Салон и спальня княгини. Печи- оригинальные. Мебельный гарнитур- радзивилловский, только из другой их резиденции (более поздней- средиземноморской виллы).
А мы идём дальше. В Арсенал.
Здесь нам показывают старинное оружие, в том числе, найденное на территории при расчистке рвов. Известно, что французы наполеоновской армии, при взятии замка, часть несвижского вооружения утопили.
Интересные экспонаты покажутся знакомыми тем, кто посещал Военно-исторический музей артиллерии в Санкт-Петербурге. Там представлены уникальные пушки 16 века, сделанные в литейной мастерской Несвижского замка (!). На «родине» мы видим их копии. «Цербер» и «Виноград».
А это- первый предмет из подлинной радзивилловской коллекции, разошедшейся по миру, и вернувшийся домой почти сто лет спустя.
Из Арсенала темный коридор выведет к часовне.
Пока шли, я всё ждала продолжения иммерсивного спектакля 👻. Но нет, не будет (а было бы классно!..)
Зато сюда поместили каменную плиту из библиотеки с латинской фразой: «Здесь мёртвые живут и немые говорят». Шутники🤦🏻♀️😅. В библиотеке всё-таки уместнее было бы.
В «предбаннике», или как это помещение называется (не знаю), фотогалерея усыпальницы Фарного костёла, когда её вскрывали в середине прошлого века; сапоги «Любезного» из его захоронения и саркофажные портреты потревоженных Радзивиллов…
Пойду я лучше вертеп смотреть.
В часовне во времена санатория стены были закрашены. При реставрации обнаружили старинные фрески и частично их оставили.
В алтаре находится копия семейной реликвии- Лоретская икона Божией матери. Выглядит не совсем обычно.
Прототипом её служит деревянная скульптура Девы Марии с младенцем Иисусом, завёрнутые в длинную накидку в итальянском городке Лорето (туда была перевезена святая хижина родителей Марии).
В православной церкви тоже есть подобная икона, только называется «Прибавление ума» :) Её история начинается со времён отца Ивана Грозного.
Вот так все и всё и связаны по жизни… И История разных государств очень хорошо нам это показывает.