Сказать, что сериал «Слово пацана» произвел на меня настолько сильное впечатление, ничего не сказать. Подверглась моде или вдохновилась романтизмом плохих парней. Но такого внутреннего сильного отклика от кино не получала уже давно. Недели я размышляла не столько с сюжете, сколько о том, как режиссер смог снять и преподнести нам настолько эмоциональные сцены, какие дополнительные метафоры и смыслы были заложены в эпизоды. Очень захотелось некоторые мысли «изложить на бумаге». Ниже поделюсь самыми яркими для меняя символизмами, значениями и сравнениями каких-либо событий в сериале, какими их увидела лично я и над которыми размышляла.
1. Андрей становится пацаном.
В первой серии Андрей бережно относится к часам отца, снимает их при любой потенциальной угрозе. Для того, чтобы поехать с пацанами в Москву, Андрею нужно 3 рубля, и он пытается продать фотоаппарат.
Далее видим две сцены. Представитель порядка интересуется отцовскими часами и предлагает за них 4 рубля. .В следующем кадре Андрей заходит в вагон поезда, на шее у мальчика висит фотоаппарат.
Получается, именно в тот самый момент герой сделал свой выбор, именно тогда он «продал» свое прошлое, свою опору в виде памяти отца. Андрей выбрал новую семью, на ценности которой теперь будет ориентироваться.
2. Шанс вернуться в нормальную жизнь.
Банда универсамовских распалась. Ирина Сергеевна, в которую влюблен герой, дает возможность ему с сестрой жить вместе до выздоровления мамы. Режиссер представил нам очень теплую сцену в больнице. Андрей вновь воссоединяется с семьей. Мама, сестра и даже Ирина Сергеевна - все вместе танцуют, в комнате тепло и уютно. Эта сцена - олицетворение новой жизни Андрея, которая может с ним случиться, но эта жизнь существует вне пацанских законов. На фоне звучит песня, которая нам это поясняет:
И стало нам так ясно,
Так ясно, так ясно,
Что на дворе ненастно,
Как на сердце у нас,
Что жизнь была напрасна,
Что жизнь была прекрасна,
Что все мы будем счастливы,
Когда-нибудь, Бог даст.
И только ты молчала,
Молчала, молчала.
И головой качала
Любви печальной в такт.
А после говорила:
Поставьте все сначала,
Мы все начнём сначала,
Любимый мой, и так...
(«Под музыку Вивальди», Александр Величанский)
3. Верность Андрея пацанским законам до последнего.
В последней серии Кощей метафорично высказался о том, что ждет Андрея дальше. В качалке мальчишку пытается удержать за непослушание человек Кощея, хватая за куртку/пальто, которую находу снимает сам Андрей и убегает.
Кощей кричит вслед: «Пальто с нами остается» - имея ввиду ту самую куртку. Но эту фразу можно понять явно по-другому. Андрей по кличке «Пальто» останется с улицей, а может даже с уголовниками, как Кощей, герою уже не вырваться из этого плена.
В уже одном из финальных эпизодов Андрею не хватает денег для покупки цветов (на какие деньги был куплен торт можно только предполагать или посмотреть эпизод в слитой демо версии финала). Герой обещает продавцу занести деньги завтра и дает «слово пацана». Таким образом, он не перестал быть пацаном, выбор свой он не сделал, несмотря на стремление к другой жизни с родными людьми.
Правда здесь можно заметить другой символизм. Андрей отдает свою пацанскую шапку, чтобы купить цветы для родных женщин. Это первые шаги к новой жизни? Но они все равно Андрея не спасли. Карма за содеянные поступки Андрея настигла в виде встречи с мужчиной, у которого был украден видеомагнитофон.
Андрей в колонии, «Пальто» и вправду остался с уголовниками, как пророчил Кощей.
4. Герои смотрят прямо в кадр.
Уточню также про концовку сериала. Андрей доигрывает композицию на пианино и смотрит в глаза зрителю. В этот момент у меня пробежали муражки. Лично я увидела здесь связь с очень сильными сценами из шестой серии, когда в кадр ввели прямой взгляд героев. Все, кто смотрел в камеру, погибли, включая Айгуль. Использован ли здесь тот же самый прием? И значит ли, что никакого будущего у Андрея не будет?
5. Марат не пацан больше.
Долго размышляла над яркой и динамичной финальной дракой Андрея и Марата. Зачем она была нужна?
Марат официально отшит, всю восьмую серию Марат показывает ненависть к пацанам, но себя он все еще олицетворяет с пацаном. Во-первых, в милиции про Кирилла, отшитого в начале сериала, говорит: «кто ему поверит, он же чушпан». Марат, но кто ты сам сейчас? Ведь ты уже такой же отшитый чушпан! Во-вторых, когда Андрей говорит своему бывшему другу: «Ты не пацан больше» - Марат, не может это признать и в ответ бьет бывшего друга, защищая то пацанское, что в нем осталось. И вот здесь и разворачивается эпичная борьба Марата-пацана. Это настоящее «отшивание» Марата, именно тогда он перестал быть пацаном, а не когда его избил Турбо. И пацан в Марате был повержен, в конце Андрей говорит ему: «Свободен».
6. Месть Марата.
Благодаря Коневичу, Колика, который изнасиловал Айгуль, поймала милиция. У Марата появляется возможность лично свести счеты со своим врагом, вылить всю свою злость и печаль, избив человека, разрушившего жизнь любимой. Многие эту сцену рассматривают, как хороший финал для Марата, момент возмездия. Это так, но эта сцена мне виделась совсем без какой-либо силы. Марат отомстил за Айгуль единственным способом, который он знал. Но стало ли ему легче? Марат не просто плачет, он кричит от боли. Ему не стало легче.. Месть не дала ему излечения, и от причиненной раны ему уже не избавиться. Марат лежит в туалете милиции на полу и горько рыдает.
7. Освобождение Вовы Адидаса.
После выстрела в спину Вовы Адидас замедляет бег, смотрит внимательно на Наташу. А потом мы видим улыбку, он рад этой пуле.
Видимо, герой понимал, что он уже совсем потерялся, нет в его жизни ориентира. Вова понес моральное наказание за все свои ошибки и не знал, что делать дальше. А здесь за него все решено, страдание окончено, он освобожден.
8. Разговор со своей совестью.
Очень сильная сцена монолога матери Желтого в темной избе с приглушенным светом свечей. Символизм сцены в том, что на самом деле это разговор Вовы Адидаса со своей совестью, это самое настоящее наказание за преступление, это понимание исхода своего поступка и того, что каждый человек достоин жить, что никто не имеет лишать другого этого права.
9. У любой монеты есть 2 стороны.
После ситуации с Айгуль Турбо у зрителя может вызвать много негативных чувств. Герой будто не видит никакой своей вины в том, что не сберег видеомагнитофон, что после кражи его волновала только украденная техника, а не что происходит с девушкой в тот момент, не проявил никакого сострадания к любимой своего пацана.
И тут же режиссер вводит в параллель другого Турбо. Этот Турбо без раздумий идет помогать другу искать младшую сестренку, произносит красивую речь о долге Андрея оберегать сестру. Турбо и Зима не бросают «Пальто» в беде, обеспечив его одеждой и жильем.
У любой монеты есть две стороны. Так там на футбольном поле в предпоследней серии мы увидели этому явное доказательство. Андрей пришел к пацанам за поддержкой, потому что ему уже некуда было податься. Поддержку старших он получил. И в тот же момент туда за поддержкой пришел Марат. И пацанские законы уже не сработали для него. Марата не спасла его семья, а разве так настоящая семья поступает?
Здесь можно вспомнить диалог Марата и Ирины Сергеевны во второй серии, в котором детская искренность пронзает до глубины души, когда знаешь, чем все закончится.
-Думаешь, твои пацаны спасут тебя, когда тонуть будешь? – спрашивает Ирина Сергеевна.
-Спасут... Конечно, спасут... Меня уважают и я уважаю пацанов своих, потому что у них дух есть. И порядок у нас всегда, потому что мы следим друг за другом. И за женщинами своими следим – отвечает Марат.
Но оказалось, что «есть законы выше пацанского».
10. Легальная группировка.
Создатели сериала приводят еще одну параллель и вводят знакомство с комсомолом, с которым нас знакомят ближе в последних двух сериях. Это та же группировка, но с другими целями, идеями. В этой «банде» также есть обряд «вступления» , свои законы и свое братство и взаимопомощь. Подробнее это сравнение опишу со своей точки зрения в отдельной статье. Отмечу здесь только еще один символизм. Почти все стены подпольного цеха центра молодежи комсомола были обвешаны портретами Цоя. Несмотря на то, что коммунизм изживал себя и его идеи в рядах комсомола становились все больше и больше бутафорией, в этих рядах как раз были те люди, кто понимал предстоящие перемены, кто уже начал под них подстраиваться и направлял свою энергию в нужное русло. Именно они стояли у истоков предстоящих Перемен – надвигающегося капитализма.
Заключение.
Есть еще много моментов, которые лично меня тронули, но решила ограничиться этими десятью. А пока сериал «Слово пацана» добавлен в список моего личного золотого фонда кино. Спасибо Жоре Крыжовникову за настоящее искусство и за мои эмоции.