Найти тему
Канал GekataSova

Частное мнение о фильме Локшина "Мастер и Маргарита", 2024 года

Уже от просмотра трейлера создалось какое то настороженное предчувствие чего-то нехорошего...

После просмотра фильма, осмысляя увиденное, хотелось повторять голосом Пирожкова: "Спилберг, непонятно... "

Реально, непонятно...

Что хотел сказать автор? Вернее, что хотел сказать режиссер своим специфическим видением, экранизируя произведение Булгакова? Не понятно!

Такое чувство, что сказать то ему особо и нечего...

Хоть что-нибудь мне понравилось в фильме? Объективности ради, замечу, что да: современная графика, спецэффекты, симпатичный визуал. Но фильм пустой.

Для меня эталонной экранизацией "Мастера и Маргариты" является сериал режиссёра Владимира Бортко, вышедший в 2005 году. Помня диалоги наизусть, пересматриваю его вновь и вновь, и не перестаю наслаждаться игрой актёров. Порой даже забываешь, что смотришь кино, ощущение будто бы сам погружаешься в эту мистическую атмосферу, ощущая дух Москвы 30-х годов.

Поэтому сразу скажу, что вся моя "рецензия" относительно экранизации Локшина в том, что у Бортко лучше. Лучше подобраны актёры, лучше сыграны роли, лучше передан вайб 30-х годов прошлого века.

Бортко не отступил от произведения, не добавил своего режиссерского видения, но по моему, в случае с Булгаковым это и не нужно. Нужно просто качественно показать то, что есть, без самодеятельности, что называется, и не переигрывая.

🐱Чего же мне особенно не хватило в фильме Локшина?

Прежде всего юмора. У Булгакова же отменное чувство юмора!!! Он же не протестует против социалистической системы, он утонченно и деликатно иронизирует над ней, по-доброму высмеивает.

У Булгакова тонкий, интеллектуальный юмор, но до его понимания не всё могут дойти. И вот до Локшина, кажется, не дошло... В его интерпретации фильм получился слишком тяжёлым, угрюмым, серьёзным, напряжённым. Сцены из психушки, которых в фильме перебор, навевают скорбь.

Мне не хватило фирменных фраз от харизматичного кота Бегемота.

"Ваше присутствие на похоронах отменяется! "
"Каким отделением выданных паспорт? Четыреста двенадцатым? Мне это отделение хорошо знакомо! Там выдают паспорта кому попало!"
"Протестую! Достоевский жив!"
"Коту штаны не полагаются, мессир, но вы видели кого-нибудь на баллу без галстука"

Мне не хватило сценки с буфетчиком, который оказался в гостях у Воланда и его свиты.

"Вино какой страны, вы предпочитаете в это время дня? "
"Брынза не бывает зеленного цвета, это вас кто-то обманул".

Бегемота в новой экранизации играл мейн-кун по имени Кеша, и он великолепен сам по себе просто потому что кот. Хотя Бегемот Бортко неподражаем, и образ его более внушителен и ярок.

Мейн-кун Кеша сыграл роль Бегемота куда лучше, чем немецкий актёр Аугуст Диль - Воланда.

Если бы этот фильм посмотрел Сатана, он бы сказал, словами Оксимирона*: "изобразить меня харизмы не хватило".

Тут даже не стоит сравнивать с уровнем Олега Басилашвили. Басилашвили сыграл Сатану просто божественно! 😇🙏👼

Мне не понравилось и то, что роль Воланда в фильме съехала куда то на второй план. Он уже не ключевая фигура, вокруг который крутится весь сюжет, как было в романе, а просто иностранный знакомый Мастера. Он уже словно бы не всесилен, а всего лишь фокусы показыает.

А вот любовной истории Мастера и Маргариты, на мой взгляд, в фильме уделено слишком много внимания (Как будто любители "Мастера и Маргариты" пришли на любовную любовь посмотреть🙄).

Несмотря на то, что режиссёр попытался сделал упор на любовной связи Мастера, глядя на их роман на экране, хотелось кричать, по-станиславски: "не верю!"

В какой то момент я попыталась абстрагироваться от романа Булгакова, и смотреть фильм, как чистый лист, но вышло только хуже. Сюжетная линия фильма настолько ломанная и путная, что зритель, не читавший роман, решил бы, что тут творится какая то дичь. Ничего не понятно! Обрывки сюжетов весьма не органично склеенные между собой, хаотично проносятся на экране.

Локшин прямолинейно показывает как, написанный в сумасшедшем доме Мастером текст, тут же материализуется в реальности. Однако замечает это только сам Мастер и еще зритель.

Видимо, режиссёр хотел сделать некое открытие для зрителя: "смотрите, написанный текст, имеет свойство сбываться" (Эко невидаль, а то ведь мы и не были в курсе. Мы ж, наверное, просто так в новый год желание на листочке пишем, а потом сжигаем).

Было бы интересней, показать, как за "чудом" материализации романа с удивлением наблюдают придерживающиеся атеистических позиций герои фильма. Как это показано у Бортко.

Особое удовольствие при просмотре сериала Бортко, доставляет наблюдать как атеистически настроенные герои, меняются в лице, видя происходящую на их глазах сверхъестественную чертовщину. Видно, что их мир переворачивается с ног на голову, почва уходит из под ног.

В фильме же Локшина словно бы и не происходит ничего сверхъестественного, нет переломного момента в мировоззрении героев. Героям просто что-то приглючилось, поэтому они и оказались в дурке.

В заключение о фильме Локшина скажу так: "проделана большая работа". Кто смотрел фильм, поймёт смысл фразы...

кадр из фильма "Мастер и Маргарита, режиссёра Локшина, 2024 год
кадр из фильма "Мастер и Маргарита, режиссёра Локшина, 2024 год