Со всеми, с кем поссорились, принято в этот день примириться, а в просьбах нельзя отказывать.
Православная церковь чтит в этот день память преподобного Максима Грека, который жил на рубеже 15-16 веков и был переводчиком духовных книг на русский язык.
Жизнь этого святого поистине достойна того, чтобы быть описанной в каком-нибудь приключенческом романе. Удивительно, что этого до сих пор никто не сделал.
Родился и вырос он в знатной греческой семье Триволисов, и при рождении ему дали имя Михаил. Семья его была близка к последней правящей династии Палеологов, а один из его предков был патриархом Константинопольским.
Он получил очень качественное образование и мечтал заниматься наукой, особенно его интересовала филология – он знал несколько языков, в том числе древних, на которых были написаны священные духовные книги.
Когда ему было чуть больше 20, в его родной город Арту приехал известный греческий ученый гуманист Иоанн Ласкарис, близкий к итальянским гуманистам. Приехал в поисках древних рукописей, которые хорошо знал и изучал Триволис. Они очень подружились, у них оказалось очень много общих тем, и Михаил вместе со своим старшим другом отправился в Италию для того, чтобы постигать гранит науки.
Несколько лет он странствовал по Италии, изучал богословие, философию, историю, древние и современные языки, преподавал, переводил и переписывал греческие подлинники, а потом оказался в католическом монастыре. Там он провел два года и опыт этот был для него горьким – после него Михаил писал другу, что решил отказаться от монашеской жизни.
Но поиски себя и необходимость постигать духовные истины не оставляли его, и спустя какое-то время он оказался в одном из Афонских монастырей, который славился своей огромной библиотекой. Там вернулся к православию и принял постриг под именем Максим.
В 1515 году, когда Максим провел в монастыре уже более 10 лет, к патриарху константинопольскому обратился московский князь Василий III, который просил прислать ему ученого афонского монаха, который помог бы ему разобрать архив своей матери – Софьи Палеолог.
Выбор патриарха пал на Максима, не смотря на то, что он не знал не только русского языка, но и не читал древнеславянские манускрипты.
Все это не имело никакого значения – его отправили в Россию. И все приключения, бывшие с ним до этого, меркнут по сравнению с тем, что предстоит испытать ему на нашей земле.
Начав с того, что путешествие с Афона до Москвы длилось ни много, ни мало, а три года - посланники великого князя, с которым ехал преподобный Максим все это время провели в Крыму по делам государственным.
Он все три года учил русский.
Когда же богослов добрался-таки до Кремля, то встретили его там ласково, поселили в Чудовом монастыре. Обилие книг и древних латинских и греческих рукописей в княжеской библиотеке, которая многие десятилетия не открывалась, поразила воображение Максима. Он взялся за их перевод.
Однако в них было столько ошибок, которые были допущены переписчиками по разным причинам – по неграмотности, неаккуратности или элементарной небрежности. Все эти ошибки Максим начал исправлять. И у него начались проблемы со священнослужителями. Ведь за все эти столетия неверные слова и выражения, которые иногда кардинально меняли смысл, вошли в обиход и менять их никто не хотел и всячески противились.
Уже в следующем веке именно это и привело к расколу в русской православной церкви, преподобный Максим же стал предвестником этого и очень сильно за это пострадал.
Его обвинили в ереси, а он вместо того, чтобы смириться начал еще и жизнь московскую критиковать. Воспитанный на идеях гуманизма и старцев-нестяжателей, он резко относился к владению землей монастырями, их ростовщичеству и роскошеству. Что не могло понравиться священнослужителям.
И после девятилетних милостей и почестей у царского трона его вдруг бросают в подвал одного из монастырей, запирают там и не дают возможности даже причащаться. Для общительного и живого грека это становится едва ли не смерти подобно. Он смиряется и просит его помиловать, но вместо этого к обвинениям в ереси добавляются обвинения в волшебстве и чернокнижии, и он снова отправляется в подвалы монастыря, где проведет долгих 26 лет. Выпустят 81-летнего монаха только после многочисленных просьб Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархов и митрополита Макария. Выйдя на свободу, он отправился в Троице-Сергиев монастырь, где вскоре и скончался.
После него осталось огромное письменное наследие, которое и до сегодняшнего дня не все, наверное, по достоинству оценено.
Многие его работы сразу после его смерти стали расходиться среди простых людей в рукописных списках.
Каждый свой день в темнице преподобный начинал словами сочиненной в утешение самому себе проповеди: «Не тужи, не скорби и не тоскуй, любезная душа, о том, что страдаешь без правды... »
За что и прозвали его Максимом-Утешителем.
Он и сегодня помогает в бедах и преодолении трудных жизненных ситуаций. Поэтому в его день принято вспоминать добрым словом людей, когда-то пришедших вам на помощь. Так и говорят: «Максим – поучает: чтобы одна беда угасла, а другая не загорелась, Духу Утешителю помолись, на Духа Утешителя обопрись». «Утешение для русского человека – это сердоболие о попавшем в сети несчастий. Это сердечное участие в чьем-то горе, в печали».
Хозяйки в этот день обязательно пекли пироги с начинками из мяса, яйца, грибов и рыбы и угощали ими всех, кто когда-либо помог в жизни семье в целом или кому-то из домочадцев. Если этих людей не было рядом, то пироги несли в церковь и раздавали там всем нуждающимся.
Со всеми, с кем поссорились, принято в этот день примириться, а в просьбах, к вам обращенных, нельзя отказывать.
Приметы дня 3 февраля:
- если в этот день закат будет ярко-алым, то назавтра ждали сильный мороз;
- погода на Максима ясная, морозы еще долго продержатся;
- если луна ночью этого дня словно в тумане, то урожай зерна будет хорошим;
- если в эту ночь полнолуние и на небе ни облачка, то год будет неурожайным.