Найти тему
116 подписчиков

Можно ли любить слишком сильно?

на берегу Потудани
на берегу Потудани

«Он пожелал ее всю, чтобы она утешилась, и жестокая, жалкая сила пришла к нему» - это строчки из повести писателя А. Платонова «Река Потудань», написанной в 1936 году. Произведение посвящено судьбе демобилизованного красноармейца Никиты Фирсова, который не сумел сразу освоиться в послевоенной действительности, об обретении им любви.

Потудань - река в Старо-Оскольском районе Белгородской области. С этими местами связана жизнь главного героя Никиты Фирсова.

25-летний юноша с вечно грустным, задумчивым лицом — возвращается в родную деревню пешком в течение двух дней, ночуя в поле, созерцая живую природу и засуху на родной земле.

«Большие серые глаза глядели с угрюмым напряжением …» - таким мы видим Никиту, который желает как можно быстрее попасть домой. «Скромное, как бы постоянно печальное выражение его лица» наводит на мысль, что на войне ему пришлось повидать всякое.

«Душа их переменилась в мучении войны» передает изменение душевного состояния солдат, в том числе и Никиты, возвращающихся домой. «Они шли жить впервые», то есть заново.

Никита Фирсов, на долю которого выпали тяжелые испытания и который находился далеко, наконец, возвращается к отцу. По пути домой он прилег отдохнуть возле маленького источника, который вливался в реку Потудань (именно с ее берегов Никита уходил на войну).

Очень трогательной была встреча отца с сыном: «Он уже видел, узнал своего сына, но все еще смотрел и смотрел на него, желая наглядеться».

встреча
встреча

«Старик молчал около сына в скромном недоумении своей любви к нему. Никита положил руку на голову отца и привлек его к себе на грудь».

Эта встреча тиха и сокровенна, лишена сантиментов и лишних возгласов. Обстановка в доме очень изменилась: исчезла мебель, а два стула, стол и лежанка сколочены из досок.

«Здесь пахло тем же запахом, что и в детстве, что и три года назад, когда он ушел на войну; даже запах материнского подола еще чувствовался тут – в единственном месте на всем свете».

Детская любовь к матери возвращается к нему в запахах родного дома.

А затем Никиты встречается с подругой детства, Любой:

он «подошел к ней и бережно оглядел ее, точно ли она сохранилась вся в целости, потому что даже в воспоминании она для него драгоценность».

- Вы теперь не забудете меня?
- Нет, мне больше некого помнить.

Никита ухаживает за девушкой, делится с ней всем, что у него есть, бережно заботится о ней. А Люба? Она принимает его заботы и позволяет себя любить.

«В дни отдыха Люба и Никита ходили гулять по зимним дорогам за город или шли, полуобнявшись, по льду уснувшей реки Потудани — далеко вниз по летнему течению. Люба тоже устраивалась рядом с ним, и, касаясь друг друга, они наблюдали укромный поток воды и говорили, насколько счастлива река Потудань, потому что она уходит в море…».

Река Потудань
Река Потудань

Движение речных вод весной означает не только пробуждение природы, но и начало нового этапа в жизни героев.

Ожидание детей воплощает их мечту о будущем, в котором люди будут уже не мучиться и умирать, а жить, чтобы рождать новую жизнь. Но когда Никита заболел тифом, Люба ухаживала за ним самоотверженно и исцелила его.

— Ты скоро поправишься… Люди умирают потому, что они болеют одни и некому их любить, а ты со мной сейчас.

Зима перед браком Никиты и Любы показывает, что приход Фирсова на родину после войны не явился в полном смысле слова возвращением, что подтверждают слова:

«Река Потудань тоже всю зиму таилась подо льдом, и озимые хлеба дремали под снегом, – эти явления природы успокаивали и даже утешали Никиту Фирсова: не одно его сердце лежит в погребении перед весной».

С одной стороны, Никита стремится к счастью, с другой, не может осуществить его. Они поженились, но не были обучены житейской науке. Неспособность к полноценной супружеской жизни с женой Любой толкает Никиту на бегство в Кантемировку. Он живет в безвестности, выполняет на рынке самую черную работу, постепенно забывая себя. Этот поступок с точки зрения самого Никиты вполне объясним. Он ищет «того, не знаю чего».

И Никита, и Люба долго мучаются, однако они сами не понимают, почему им так тяжело живется. Люба, несмотря на его нерешительность, любит его и по-настоящему тревожится за него, обвиняя во всем себя, и даже пыталась утопиться.

«Цельный месяц по реке Потудани, по берегу, взад-вперед за сто верст ходила. Думала, ты утонул и всплывешь, а она хотела тебя увидеть. А ты, оказывается, вот тут живешь. Это плохо…», - говорит отец Никите при встрече.

Вскоре Никита Фирсов всё же возвращается к жене, и это было уже его окончательным возвращением.

Возвращение Никиты
Возвращение Никиты

Они, когда-то отдалившись друг от друга, вновь встретились и обрели то самое человеческое счастье, о котором мечтает каждый.

«Он пожелал ее всю, чтобы она утешилась, и жестокая, жалкая сила пришла к нему … - он почувствовал лишь, что сердце его теперь господствует во всем его теле и делится своей кровью с бедным, но необходимым наслаждением».

Ему хотелось остановить это прекрасное мгновение, сделать его вечным. В финале пара счастлива. Никита и Люба в финале греются у огня и обретают радость и смысл жизни:

«Пусть огонь светит в комнате, все равно спать она больше не хочет, она станет ожидать рассвета и глядеть на Никиту».

«Я уже привык быть счастливым с тобой» - в этих словах кульминация чувств. Герои проходят тяжелые испытания — непонимание, болезнь, отчуждение, но, в конце концов, достигают личного счастья.

Кстати,

по мотивам повести Андрея Платонова "Река Потудань", через 48 лет был снят фильм А. Кончаловского "Возлюбленные Марии".

Отзывы о фильме противоречивые: как положительные, так и отрицательные.

Вот один из них: «Мария для Ивана - гораздо больше, чем просто любимая девушка. За время, проведенное на войне, где мысли о ней были единственным его спасением, она стала для него практически неземным существом. Не зря весь фильм ее сравнивают с ангелом, образ созданный Настасьей Кински полностью соответствует этому эпитету. И вот теперь, когда мечта Ивана сбылась и Мария рядом с ним, он не может не воспринимать ее как божество и любить как простую женщину из плоти и крови. Чем причиняет ей огромную боль, но ничего не может с этим поделать. Сможет ли герой преодолеть эту проблему и что нужно, чтобы ангел опустился с небес на землю в глазах героя? Ответ на этот вопрос ждет нас в конце фильма».

Мария
Мария

И другой отзыв: «Посмотрела я на днях старый фильм Кончаловского "Возлюбленные Марии". Фильм спорный, совершенно не смотрибельный для широкого попсового экрана, но очень меня зацепил. И чем же? - на протяжении основных переживаний главных героев меня не отпускала мысль: «Как хорошо, что сейчас можно просто пойти к психологу».

Эта повесть о любви, вере, о смысле жизни, о счастье человека в широком его понимании о том, как важно быть человеку любимым, нужным.

А как вы считаете, можно ли любить слишком сильно?