Найти в Дзене

О добрых делах Человеческих...

Размышляя над фразой – «Добрыми делами вымощена дорога в ад»…

Святое Евангелие по Луке, глава 18:

18:9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

18:10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

18:11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

18:12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

18:13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

18:14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

В этом вся сложность, в этом самые большие ошибки Человеческие!

Высказывать своё мнение по этому поводу так же глупо, как и не высказывать, ибо и то и другое будет либо пустословием, либо пустомыслием.

В данном вопросе лучше обратиться к Святым Отцам, слова которых являются истиной, так как сказаны в Духе Божьем.

«Святые Отцы, учители Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа, вглядевшиеся в глубину сердца человеческого, усмотревшие в этой глубине образ действия различных страстей, называют ТЩЕСЛАВИЕ страстью многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою.

Все прочие страсти возмущают спокойствие человека, немедленно обличаются совестию; страсть тщеславия, напротив того, льстит падшему сыну Адама, приносит ему как бы наслаждение, представляется утешением духовным в награду за совершенное доброе дело.

Все прочие страсти прямо нарушают противоположные им добродетели: так объедением нарушается воздержание, гневом – кротость, сребролюбием – щедрость.

Тщеславие, по-видимому, не нарушает ни одной добродетели; оно, татебным образом отняв у человека памятование о Боге, о несказанном величии Божием, о несказанной святыне Его, пред которою самое «небо нечисто» (Иов. XV, 15), увлекает падшего человека взглянуть на себя с одобрением и удовольствием, полюбоваться собою. «Несмь яко же прочие человецы» (я не такой как прочие люди), говорит оно! (Лк. 18, 11)

В ослеплении своем из удовлетворения самим собою, тщеславный благодарит Бога, забыв, что благодарение Богу падшим человечеством может быть приносимо только из видения множества собственных согрешений и немощей, видения, соединенного с видением неизреченных благодеяний Создателя к Его созданию, к созданию погибшему.

Тщеславие радуется, когда увидит, что человек обогащается добродетелями: оно надеется обратить всякую добродетель в согрешение, надеется соделать всякую добродетель причиною и поводом к осуждению человека на суде Христовом.»

Если поглубже всмотреться в себя, то каждый от всего сердца должен будет сказать слова молитвы: «Боже, очисти меня грешного, яко николиже (т.е. никогда) сотворих благое пред тобою». Это слова преподобного Макария Египетского, одного из величайших святых. Как же мы, окаянные, судим и осуждаем других и этим самым ставим себя выше их, как судьи?

Тяжело, ой, как тяжело сделать что-то доброе, бескорыстное, не вспоминаемое себе на пользу.

Есть только один способ, подсказанный Иисусом Христом:

Святое Евангелие от Матфея, глава 6

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Да и это как сделать?

Подашь (сделаешь доброе дело) на копеечку, а возносишься на миллион!

Вот и вымощена дорога-то нами самими…

Понимания!