Найти в Дзене
Magic Egypt

Это опасное Красное море

Оглавление

Красное море - это не только коралловые рифы и рыПки. Через него - на минуточку - проходит около 15% мировой морской торговли.

Наверное, все слышали, что транзит через Суэцкий канал — самый удобный и дешевый путь из Европы в Азию. Но чтобы попасть из Аравийского в Красное море и потом отправиться к Средиземноморскому морю через Суэцкий канал, сначала надо миновать Баб-эль-Мандебский пролив у берегов Йемена.

А в Йемене хуситы....

Хуситы - довольно многочисленная боевая группировка, которая находится в оппозиции к правительству страны. Но судя по тому, что у них довольно мощное (и недешевое) вооружение, у хуситов есть спонсоры. По мнению США - это Иран. Сам Иран связь с хуситами отрицает.

Между тем после начала военной операции в Газе хуситы стали обстреливать корабли, имеющие связь с Израилем. Например, они захватили панамское судно Galaxy Leader, которым владеет израильский бизнесмен Авраам Унгар. Всего на их счету больше 30 атак только за первые пару месяцев. Причем иногда жертвами становятся корабли, которые не имеют связи с Израилем.

Из последнего - нападение на британский корабль Rubymar (судно получило катастрофические повреждения после попадания противокорабельных ракет и пошло ко дну, экипаж не пострадал) и на корабль ВМС США, который атаковали при помощи морских дронов (подробностей пока не сообщают).

11 января США начали военную операцию против хуситов, и ситуация еще больше обострилась. Атаки стали проходить чаще.

В результате:

  • только за последние два месяца 2023 года мировая торговля сократилась на 1,3%
  • транзит морских судов через Суэцкий канал снизился на 30% по сравнению с январем 2022 года
  • треть кораблей идет в обход, через мыс Доброй Надежды. Если раньше из Северной Европы (Роттердама) до Китая можно было доставить груз за три недели, теперь маршрут занимает не менее 5 недель.
  • цены на морские перевозки в мире выросли примерно в 2,5 раза. Из-за того, что маршрут стал небезопасным, страховщики морских судов очень сильно подняли свои расценки
-2

Уже подсчитали, что перебои в поставках через Красное море оказали большее влияние на судоходство, чем недавняя пандемия. Причем этот казалось бы локальный конфликт влияет на всю мировую торговлю.

В первые месяцы 2024 года морской импорт в Европу снизился до рекордно низких показателей

даже ниже, чем во время коронавируса. Это ожидаемо приводит к росту цен — в первую очередь на продовольственные товары: зачастую морем везут скоропортящийся товар, который просто не успеет приехать свежим по более длинному маршруту.

По оценкам Bloomberg, под оказались почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции Евросоюза, в том числе мясо, фрукты, специи, кофе, чай, вина и сыры.

Сильнее всего пострадала Великобритания, наиболее зависимая от поставок продовольствия. Супермаркеты уже предупредили о перебоях с поставками черного чая - от идет в Англию как раз через Красное море. 3/4 всего чая перевозили из Индии, Китая, Шри-Ланки и Кении по этому маршруту. Но проблемы не только с чаем.

-3

В январе стало известно, что Вольво и Тесла приостановят выпуск машин на европейских заводах - из-за ситуации в Красном море поставки комплектующих для автомобилей задерживаются.

Проблемы и у европейских производителей одежды, которые также зависят от морских поставок. О рисках сокращения выпуска и продаж предупредила британская Next с азиатскими фабриками. Под ударом могут оказаться Nike и Adidas. Есть сложности с логистикой у Mark&Spenser и Ikea.

Но больше всего досталось египтянам. Деньги за проход через Суэцкий канал - важная статья бюджета АРЕ, который и так трещит по швам. И этих денег резко стало аж на 40% меньше...

В общем, "в Африке гориллы, злые крокодилы", а теперь еще и хуситы...

В следующем тексте расскажу, как моряки, которые все же рискуют плыть через Красное море, пытаются "задобрить" хуситов.

Ставьте лайк, если было интересно.

И подписывайтесь на канал Magic Egypt. Здесь я рассказываю все самое интересное о стране пирамид и вечного солнца