Не секрет, что Уругвай - это постоянный заказчик американской военной техники. Первым таким приобретением в 1944-1945 годах стали 40 легких танков M3A1 Stuart. После окончания Второй мировой войны и войны в Корее Штаты стали передавать своим союзникам по всему миру устаревшие и посему не нужные им танки в качестве военной помощи. Особенно много машин отправилось в Латинскую Америку. Примерно в 1957-1958 годах Уругвай получил 17 легких танков M24 Chaffee.
Первая уругвайская бронетехника.
Уругвай традиционно поддерживал теплые отношения со своими соседями - Аргентиной и Бразилией. Поэтому потребности в большом парке бронетехники не было. Но, несмотря на это, попытки усилиться броней постоянно предпринимались. В 1933-1934 годах там появились три французских бронированных автомобиля Citroën-Kégresse P28, которые поступили в распоряжение полиции Монтевидео.
Ещё конце Второй мировой войны Уругвай получил от США 40 легких танков M3A1 Stuart. До конца 1950-х годов они будут единственными танками на вооружении. Несомненно, что к этому времени они считались устаревшими. Соседняя Бразилия так же использовала эти машины. Но вот в Аргентине был значительный парк танков "Шерман" (M4 Sherman) среди которых несколько грозных британских "Файрфлаев" (Sherman Firefly).
"Чаффи".
В 1957-1958 годах по Американской программе военной помощи (MAP) Уругвай купил получил с американских складов в Корее 17 легких танков M24 Chaffee. Вместе с ними было получено большое количество запасных частей и несколько бронированных ремонтно-эвакуационных машин М74, построенных на базе танков "Шерман". M24 был довольно "мощным" легким танком. Мобильным и простым в обслуживании. Оснащался 75-мм пушкой M6, обладающей по стандартам Второй мировой войны значительной огневой мощью. У "Чаффи" был 12,7-мм зенитный пулемет M2 Browning на башне и два 7,62-мм пулемета M1919A4 (спаренный и в корпусе). Экипаж состоял из пяти человек: механик-водитель, помощника мехвода, командир, наводчик и заряжающий.
Танк оказался хорош для решения проблем с внутренней безопасности. Несомненно, что более современный M41 Walker Bulldog обладал значительно превосходящими характеристиками, но это было не особенно важно в контексте этой южноамериканской страны. Страны по соседству так же эксплуатировали американские танки, да и отношения с ними были теплые.
Танки "Чаффи" были поставлены в 13-й пехотный батальон. После их получения подразделение было переименовано в 13-й бронетанковый пехотный батальон (Batallón de Infantería Blindado № 13). Два танка сформировали специальное отделение, а остальные 15 разделили на три взвода. Машины окрасили в оливково-серый цвет и нанесли круглые эмблемы уругвайской армии. В 1960-х годах танки получили новый четырехцветный камуфляж и регистрационные номера от E-3001 до E-3017. В это же время один из танков с номером E-3016 из специального отделения оснастили бульдозерным отвалом.
Служба в армии Уругвая.
Уже в первые месяцы службы Чаффи приняли участие в нескольких парадах. В основном во время приезда зарубежных политиков и часто в компании со "Стюартами" которые еще оставались на вооружении. Первым таким примером стал парад 7 апреля 1958 года по случаю визита президента Аргентины Артуро Фрондизи. Первое публичное появление M24 в Уругвае. Они вновь появились на улицах Монтевидео 2 и 3 марта 1960 года во время визита президента США Дуайта Эйзенхауэра.
1960-е годы стали для Уругвая десятилетием потрясений.
Кризис, вызванный проблемами с экспортом, вызвал в стране волнения, которые привели к подъему революционного движения, известного как Тупамарос. Постепенно сопротивление становилось все более ожесточенным. В 1968 году президент Уругвая Хорхе Пачеро объявил в стране чрезвычайное положение. На улицах городов появились военные и танки. Следующий президент, Хуан Мария Бордаберри, продолжит авторитарную политику. В июне 1973 года он распустил конгресс и фактически стал диктатором.
В это время Тупамарос вели городскую партизанскую войну, и M24 регулярно использовались на улицах. Танк, оснащенный бульдозерным отвалом, оказался очень эффективным при расчистке баррикад. Есть предположение, что машину была оснащена этим устройством как раз в эпоху борьбы с повстанцами. К середине 1972 года Тупамарос были практически разбиты. Многие уругвайцы по делу и без были репрессированы. Диктатура сохраняла власть вплоть до 1985 года. Хотя репрессивная политика ни шла ни в какое сравнение с другими режимами, такими как в Чили при Аугусто Пиночете, но привела к изгнанию тысяч уругвайцев и убийствам политических оппонентов, большинство из которых произошли за пределами страны. В то время M24 регулярно использовались для устрашения граждан, хотя уже имелись и более современные танки "Уолкер Бульдог" (в 1982 году у Бельгии было куплено 22 машины).
Модернизация.
После выборов 1984 года Уругвай вернулся к гражданскому правлению, и в ближайшее десятилетие он снова станет одной из наиболее стабильных стран южноамериканского континента. Кульминацией этого станет избрание президентом представителя движения Тупамарос Хосе Мухики, который во времена диктатуры провел в тюрьме пятнадцать лет. Но это будет многим позже.
В 1980-е годы "Чаффи" находились в строю уже около тридцати лет. К этому времени они сильно устарели, а их двигатели (Cadicall 44T24) были безнадежно изношены. В связи с этим было решено о замене силовой установки. Для этой цели был заключен контракт с бразильской компанией Bernardini, производящей лицензионные шведские двигатели Saab-Scania. Некоторые источники говорят, что модернизация произошла в 1983 году, другие пишут о 1987-м. В любом случае на Чаффи поставили силовую установку Saab-Scania DN11, предназначавшаяся для коммерческих грузовиков. Версия DS11 с турбонаддувом стояла на бразильских легких танках X1. Это был доступный двигатель, запчасти для которого можно было очень легко найти.
В это же время были проведены и другие модернизации. Было установлено современное радиооборудование, была усовершенствована башня. Пулеметы M1919A4 были переделаны для использования боеприпасов 7,62×51 мм НАТО. Было изменено положение зенитного пулемета. Его вынесли немного вперед, и теперь им мог управлять командир прямо из своей башенки, а не человек, стоявший на машинном отделении. В некоторых источниках модернизированный M24 упоминается как M24UR (UR - Uruguayano Repotenciado, то есть "Восстановленный уругвайский двигатель". Однако неизвестно, было ли это официальное название или же разговорное.
После модернизации.
В начале "девяностых" Чаффи получили новый камуфляж. Он очень напоминает американский "woodland" (темно- и светло-коричневые, черные и темно-зеленые цвета). Эмблему уругвайской армии в виде круга убрали. С некоторых машин пропали номера. В это время 13-й бронетанковый пехотный батальон, который еще эксплуатировал M24, получил 15 единиц BVP-1 (это чешские БМП-1). Их будут эксплуатировать вместе с "Чаффи" следующие 10 лет. В 1990-е были приобретены израильские ОБТ ТИ-67 (Tiran-5Sh) и советские САУ 2С1 "Гвоздика".
Некоторые источники пишут, что "Чаффи" сняли с вооружения в 2012 или 2013 году, но оказалось, что это произошло раньше. Процесс вывода из эксплуатации начался 4 июня 2011 года, когда было объявлено, что Бразилия передаст Уругваю 25 танков "Уолкер Бульдог" модели M41C. В апреле 2012 года было решено, что их направят в 13-й бронетанковый пехотный батальон, что фактически означало о скором списании M24. Однако этот процесс затянется на целых 6 лет. Дело в том, что для начала Штаты должны дать разрешение на передачу техники их производства. Оно было получено только 20 мая 2014 года.
После этого в 13-м батальоне началось обучение и реорганизация. Первый "бразильский" танк М41С был получен 12 декабря 2018 года. Через неделю командование батальона объявило о начале списания танков Чаффи. Уже в июле M24UR был официально выведен из эксплуатации. После 62 лет службы уругвайский "Чаффи" наконец-то вышел на пенсию.
Три танка всё же были сохранены. Теперь они возглавляют колонну 13-го бронетанкового пехотного батальона на парадах. Что касается других M24, то многие из них стали "стражами" на КПП различных военных баз Уругвая. Так уже делалось с другими бронемашинами.
Последние M24 в мире.
В 2018 году уругвайские M24 Chaffee были последними стоявшими на вооружении танками этой модели в мире. Хотя длительное сохранение танков времен Второй мировой войны не является в Южной Америке редкостью (в Парагвае до сих пор стоят вооружении "Шерманы" и "Стюарты") уругвайские "Чаффи" примечательны тем, что оставались в строю больше полу века без перерывов и, что более интересно, в составе одного подразделения.
Читать еще:
Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!
P.S. Дорогие подписчики, если Вам понравилась статья, можете сделать её репост на свои страницы в соцсетях. Это очень важно для дальнейшего существования и развития канала на этой площадке.