Найти тему
MILITAN

Малыш "Чаффи" (танк M24 Chaffee) на службе вооруженных сил Уругвая.

Оглавление

Не секрет, что Уругвай - это постоянный заказчик американской военной техники. Первым таким приобретением в 1944-1945 годах стали 40 легких танков M3A1 Stuart. После окончания Второй мировой войны и войны в Корее Штаты стали передавать своим союзникам по всему миру устаревшие и посему не нужные им танки в качестве военной помощи. Особенно много машин отправилось в Латинскую Америку. Примерно в 1957-1958 годах Уругвай получил 17 легких танков M24 Chaffee.

Малыш "Чаффи" (танк M24 Chaffee) на службе вооруженных сил Уругвая.
Малыш "Чаффи" (танк M24 Chaffee) на службе вооруженных сил Уругвая.

Первая уругвайская бронетехника.

Уругвай традиционно поддерживал теплые отношения со своими соседями - Аргентиной и Бразилией. Поэтому потребности в большом парке бронетехники не было. Но, несмотря на это, попытки усилиться броней постоянно предпринимались. В 1933-1934 годах там появились три французских бронированных автомобиля Citroën-Kégresse P28, которые поступили в распоряжение полиции Монтевидео.

Ещё конце Второй мировой войны Уругвай получил от США 40 легких танков M3A1 Stuart. До конца 1950-х годов они будут единственными танками на вооружении. Несомненно, что к этому времени они считались устаревшими. Соседняя Бразилия так же использовала эти машины. Но вот в Аргентине был значительный парк танков "Шерман" (M4 Sherman) среди которых несколько грозных британских "Файрфлаев" (Sherman Firefly).

Уругвайские M3A1 Stuarts. Их снимут с вооружения в октябре 2001 года.
Уругвайские M3A1 Stuarts. Их снимут с вооружения в октябре 2001 года.

"Чаффи".

В 1957-1958 годах по Американской программе военной помощи (MAP) Уругвай купил получил с американских складов в Корее 17 легких танков M24 Chaffee. Вместе с ними было получено большое количество запасных частей и несколько бронированных ремонтно-эвакуационных машин М74, построенных на базе танков "Шерман". M24 был довольно "мощным" легким танком. Мобильным и простым в обслуживании. Оснащался 75-мм пушкой M6, обладающей по стандартам Второй мировой войны значительной огневой мощью. У "Чаффи" был 12,7-мм зенитный пулемет M2 Browning на башне и два 7,62-мм пулемета M1919A4 (спаренный и в корпусе). Экипаж состоял из пяти человек: механик-водитель, помощника мехвода, командир, наводчик и заряжающий.

Танк оказался хорош для решения проблем с внутренней безопасности. Несомненно, что более современный M41 Walker Bulldog обладал значительно превосходящими характеристиками, но это было не особенно важно в контексте этой южноамериканской страны. Страны по соседству так же эксплуатировали американские танки, да и отношения с ними были теплые.

Танки "Чаффи" были поставлены в 13-й пехотный батальон. После их получения подразделение было переименовано в 13-й бронетанковый пехотный батальон (Batallón de Infantería Blindado № 13). Два танка сформировали специальное отделение, а остальные 15 разделили на три взвода. Машины окрасили в оливково-серый цвет и нанесли круглые эмблемы уругвайской армии. В 1960-х годах танки получили новый четырехцветный камуфляж и регистрационные номера от E-3001 до E-3017. В это же время один из танков с номером E-3016 из специального отделения оснастили бульдозерным отвалом.

Уругвайский танк Чаффи (номер Е-3016) оснащенный бульдозерным отвалом на параде в Монтевидео.
Уругвайский танк Чаффи (номер Е-3016) оснащенный бульдозерным отвалом на параде в Монтевидео.

Служба в армии Уругвая.

Уже в первые месяцы службы Чаффи приняли участие в нескольких парадах. В основном во время приезда зарубежных политиков и часто в компании со "Стюартами" которые еще оставались на вооружении. Первым таким примером стал парад 7 апреля 1958 года по случаю визита президента Аргентины Артуро Фрондизи. Первое публичное появление M24 в Уругвае. Они вновь появились на улицах Монтевидео 2 и 3 марта 1960 года во время визита президента США Дуайта Эйзенхауэра.

1960-е годы стали для Уругвая десятилетием потрясений.

Кризис, вызванный проблемами с экспортом, вызвал в стране волнения, которые привели к подъему революционного движения, известного как Тупамарос. Постепенно сопротивление становилось все более ожесточенным. В 1968 году президент Уругвая Хорхе Пачеро объявил в стране чрезвычайное положение. На улицах городов появились военные и танки. Следующий президент, Хуан Мария Бордаберри, продолжит авторитарную политику. В июне 1973 года он распустил конгресс и фактически стал диктатором.

-4

В это время Тупамарос вели городскую партизанскую войну, и M24 регулярно использовались на улицах. Танк, оснащенный бульдозерным отвалом, оказался очень эффективным при расчистке баррикад. Есть предположение, что машину была оснащена этим устройством как раз в эпоху борьбы с повстанцами. К середине 1972 года Тупамарос были практически разбиты. Многие уругвайцы по делу и без были репрессированы. Диктатура сохраняла власть вплоть до 1985 года. Хотя репрессивная политика ни шла ни в какое сравнение с другими режимами, такими как в Чили при Аугусто Пиночете, но привела к изгнанию тысяч уругвайцев и убийствам политических оппонентов, большинство из которых произошли за пределами страны. В то время M24 регулярно использовались для устрашения граждан, хотя уже имелись и более современные танки "Уолкер Бульдог" (в 1982 году у Бельгии было куплено 22 машины).

Тупамарос или Движение национального освобождения — леворадикальная уругвайская организация, начавшая в 1960-х-1970-х гг. применять тактику городской герильи.
Тупамарос или Движение национального освобождения — леворадикальная уругвайская организация, начавшая в 1960-х-1970-х гг. применять тактику городской герильи.

Модернизация.

После выборов 1984 года Уругвай вернулся к гражданскому правлению, и в ближайшее десятилетие он снова станет одной из наиболее стабильных стран южноамериканского континента. Кульминацией этого станет избрание президентом представителя движения Тупамарос Хосе Мухики, который во времена диктатуры провел в тюрьме пятнадцать лет. Но это будет многим позже.

В 1980-е годы "Чаффи" находились в строю уже около тридцати лет. К этому времени они сильно устарели, а их двигатели (Cadicall 44T24) были безнадежно изношены. В связи с этим было решено о замене силовой установки. Для этой цели был заключен контракт с бразильской компанией Bernardini, производящей лицензионные шведские двигатели Saab-Scania. Некоторые источники говорят, что модернизация произошла в 1983 году, другие пишут о 1987-м. В любом случае на Чаффи поставили силовую установку Saab-Scania DN11, предназначавшаяся для коммерческих грузовиков. Версия DS11 с турбонаддувом стояла на бразильских легких танках X1. Это был доступный двигатель, запчасти для которого можно было очень легко найти.

Два M24 во время учений в 2016 году.
Два M24 во время учений в 2016 году.

В это же время были проведены и другие модернизации. Было установлено современное радиооборудование, была усовершенствована башня. Пулеметы M1919A4 были переделаны для использования боеприпасов 7,62×51 мм НАТО. Было изменено положение зенитного пулемета. Его вынесли немного вперед, и теперь им мог управлять командир прямо из своей башенки, а не человек, стоявший на машинном отделении. В некоторых источниках модернизированный M24 упоминается как M24UR (UR - Uruguayano Repotenciado, то есть "Восстановленный уругвайский двигатель". Однако неизвестно, было ли это официальное название или же разговорное.

После модернизации.

В начале "девяностых" Чаффи получили новый камуфляж. Он очень напоминает американский "woodland" (темно- и светло-коричневые, черные и темно-зеленые цвета). Эмблему уругвайской армии в виде круга убрали. С некоторых машин пропали номера. В это время 13-й бронетанковый пехотный батальон, который еще эксплуатировал M24, получил 15 единиц BVP-1 (это чешские БМП-1). Их будут эксплуатировать вместе с "Чаффи" следующие 10 лет. В 1990-е были приобретены израильские ОБТ ТИ-67 (Tiran-5Sh) и советские САУ 2С1 "Гвоздика".

M24 Chaffee и BVP-1 в уругвайском учебном центре.
M24 Chaffee и BVP-1 в уругвайском учебном центре.

Некоторые источники пишут, что "Чаффи" сняли с вооружения в 2012 или 2013 году, но оказалось, что это произошло раньше. Процесс вывода из эксплуатации начался 4 июня 2011 года, когда было объявлено, что Бразилия передаст Уругваю 25 танков "Уолкер Бульдог" модели M41C. В апреле 2012 года было решено, что их направят в 13-й бронетанковый пехотный батальон, что фактически означало о скором списании M24. Однако этот процесс затянется на целых 6 лет. Дело в том, что для начала Штаты должны дать разрешение на передачу техники их производства. Оно было получено только 20 мая 2014 года.

После этого в 13-м батальоне началось обучение и реорганизация. Первый "бразильский" танк М41С был получен 12 декабря 2018 года. Через неделю командование батальона объявило о начале списания танков Чаффи. Уже в июле M24UR был официально выведен из эксплуатации. После 62 лет службы уругвайский "Чаффи" наконец-то вышел на пенсию.

Три танка всё же были сохранены. Теперь они возглавляют колонну 13-го бронетанкового пехотного батальона на парадах. Что касается других M24, то многие из них стали "стражами" на КПП различных военных баз Уругвая. Так уже делалось с другими бронемашинами.

M24 и BVP-1 во время празднования 111-й годовщины 16-го пехотного батальона. Ноябрь 2015 г.
M24 и BVP-1 во время празднования 111-й годовщины 16-го пехотного батальона. Ноябрь 2015 г.

Последние M24 в мире.

В 2018 году уругвайские M24 Chaffee были последними стоявшими на вооружении танками этой модели в мире. Хотя длительное сохранение танков времен Второй мировой войны не является в Южной Америке редкостью (в Парагвае до сих пор стоят вооружении "Шерманы" и "Стюарты") уругвайские "Чаффи" примечательны тем, что оставались в строю больше полу века без перерывов и, что более интересно, в составе одного подразделения.

Читать еще:

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

P.S. Дорогие подписчики, если Вам понравилась статья, можете сделать её репост на свои страницы в соцсетях. Это очень важно для дальнейшего существования и развития канала на этой площадке.

Спасибо, что дочитали и до новых встреч!