В воскресенье, 4 февраля 193 года назад в селе Горохово, Орловской губернии родился известный русский писатель, публицист, литературный критик Николай Семёнович Лесков.
«В отличие от других крупных русских писателей своего времени Лесков не принадлежал к столбовому дворянству, в сфере его интересов находились иные сословия. В его прозе отразились традиции, как духовенства, так и мещанства. Он работал в технике сказа, придавал большое значение непридуманности рассказанного», – говорит Вероника Абрамова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Тульского государственного педагогического университет имени Л.Н. Толстого.
Несмотря на статус классика, исследований о нём практически не было, уверяет филолог.
«Тулякам Лесков, конечно, особенно дорог, ведь именно он прославил мастеров-оружейников в своём «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе», – рассказывает Вероника Абрамова.
«Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае, сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела…», именно с таким предисловием в 1881 году в журнале «Русь» впервые и вышел «Сказ о Левше».
«Сам Лесков не раз подчёркивал, что Левша – это собирательный образ, не имеющий реального прототипа. Но большинство историков всё же уверенны в том, что на Чулковском кладбище в городе-оружейников нашёл свой последний приют именно тот самый Левша, прославивший Тулу и её мастеров», – рассказывает Вероника Абрамова.
Прототипом Левши считают оружейного мастера Алексея Михайловича Сурнина.
«Как и его литературный герой в 1785 году он был отправлен «для совершенствования в мастерстве» в Англию. Алексей Сурнин был определён на стажировку на мануфактуру Генри Нока – известного в те времена конструктора и создателя нового оружия. По приезде домой он многое сделал для обучения рабочих, а также создания более совершенного оружия», – рассказывает историк Вячеслав Теремецкий.
Скончался же Алексей Сурнин в 1811 году