В девятнадцатом веке в Центральной Континентальной Европе лидировали три империи: Французская, Австрийская и Германская. На юге и севере от них находилось множество более слабых государств: Дания-Норвегия и Швеция к северу; Испания и Португалия к юго-западу; Румыния, Сербия и Болгария на востоке. Последние до 1860-х годов находились в составе Османской империи, но Греция получила свободу уже в 1825.
1860-е года стали временем кардинальных перемен. Были созданы Германия и Италия, свергнута империя во Франции, ослабели Османы и была реформа в России. Фактически закладывалась основа для Двух Мировых Войн.
Но на тот момент даже Франция, Австрия и Германия были намного слабее чем Российская и Британская Империя с их десятками миллионов квадратных километров площади и сотнями миллионов населения. Они были буфером, и ничем более – три империи с миллионами квадратных километров, десятками миллионов населения.
Нельзя отрицать, что Россия совсем недлинная – ее рисуют неправильно, так как нельзя отразить на карте или на глобусе усечение параллелей: от 40 000 на экваторе километров до примерно 20 000 на широте России.
Расстояние от крайней юго-западной точки Адлера до северо-западной точки Мурманска – 2900 километров по прямой.
Расстояние от Заситино в Псковской области до Владивостока – менее 6900 км. От Заситино до Петропавловска-Камчатского – 7070. Так что Россия есть кирпич 3000 на 7000 километров. Кирпич, подточенный водой.
Например, в Среднеазиатской части текущая высота наиболее мала, составляя всего 2300-2600 километров по прямой между Каспийским и Карским морями.
Но самый ужас между Петропавловском в Казахстане и Хоровой в Карском море – 1225 километров с севера на юг по прямой.
Карское море подтачивает Россию, грозя разделить ее на две части. Напротив, от Иркутска до края Таймыра 2700 километров, Нордвик отдален 2300 км.
Один только залив Карского моря, образованный устьем реки Обь, идет на более чем 700 километров! В его конце - безлюдное урочище Хоровая. Да и Нордвик в Восточном Таймыре заброшен еще раньше, при Советском Союзе.
Так что подтачивает Ханты-Мансийский округ климат, подпитывающий реки, которыми этой край настолько богат, конденсированной водой из Ледовитого Северного Океана.
Ледниковый период отступает в этой земле уже десять тысяч лет, и талые воды неизбежно погружают центральную часть России, эту перемычку, на уровень моря. Даже на 1000 километров Хоровой южнее стоит Тюмень и Васюганские болота рядом с ней – крупнейшие в мире площадью свыше 50 000 квадратных километров или свыше 1/235 России и 1/12 Франции на 2013 год.
Площадь Васюганского Заповедника на 2018 год – 6150 кв. км, для сравнения – площадь республики Татарстан 68 000 кв. км при плотности населения 59.
В России до недавнего времени было 85 субъектов. На 15 наиболее крупных приходится 4/5 ее площади с суммарным населением 18,25 миллионов.
Наиболее развита территория с 70 субъектами и 3 420 000 кв. км площади при населении 138 миллионов – то есть плотность составляет 40 человек на кв. км.
Если брать в сумме страну, это плотность населения 10 единиц. Но большая ее часть не освоена: поселения на северо-востоке размещаются редко: если на Камчатке между поселениями 30 км, то только не в горной местности, которая совершенно не заселена, составляя основную часть полуострова.
В Якутии между Баханай и Бестях и вовсе почти 90 километров. Побережье на Камчатке заселено в первую очередь, а в Якутии жизнь кипит на реке Лене.
Всего на нескольких крупных реках сосредоточена большая часть населения равного 1 миллиону при площади республики 3 миллиона кв. км – территория равная 70 субъектам вместо взятым.
Но не все так плохо: в XVIII веке были построены Пермь, Екатеринбург, Омск, в XIX веке население Самары выросло с 15 до 90 тысяч, а в XX мегаполисами стали Новосибирск, Новокузнецк (пятисоттысячник) и Красноярск.
Так что дойдет время и до Якутска с Чукоткой. Уже сейчас Бурятия, Хакасия и Иркутская область существенно развиты, достигая до 2 миллионов человек.
Вернемся ко второму тысячелетию нашей эры. По мере ослабления Восточной Римской Империи ее территория становилась наибольшим рассадником для многочисленных государств. Сначала Омейяды оттеснили в Каппадокию всех греков, но после свержения Омейядов в середине восьмого века нашей эры – Аббасидский Халифат просуществовал около столетия в зените славы больше и больше теряя территории: Испанию и Магриб в середине восьмого, Ливию на рубеже восьмого и девятого, Египет в начале девятого, Йемен и Персию в первой половине девятого, Палестину/Сирию во второй половине девятого.
Каппадокия - ядро хеттского государства во втором тысячелетии до нашей эры, при Византии тут были города Тарс и Антиохия (кафедра патриархов в православии с четвертого века нашей эры) сейчас ядро народа курдов.
К десятому веку в руках Абассидов оставался только Ирак. Одновременно с этим, в начале десятого века Карл Простоватый был свергнут родственником – Гербертом Вермандуа, во Франции, которого поддержал Роллон из Руана – в лен от последнего короля франков-Каролинга он получил только этот город, а совсем не всю Норманнскую Марку, потому он преследовал личный интерес.
И одновременно, на Руси погиб легендарный великий князь Вещий Олег, а в далеком Китае распалась единая империя Тан. Все – приблизительно в 910 год.
Вещий Олег по летописи был лишь выборным императором, старшим среди многочисленных князей (похожих на племенных герцогов в Германии X века) и после его гибели единого великого князя не осталось, стали независимы из племен многие.
Его преемник Игорь Старый был удельным Киевским князем. По традиции – старшего сына сильнейшего князя на Руси призывали новгородцы на трон по договору, и поставляли войско великому князю.
То, что Ярослав княжил в Новгороде сразу после Вышеслава подтверждает то известие летописи, согласно которому Ярослав Мудрый родился в 978, умер в 1054 в возрасте 76 лет и Борис и Глеб были младшими сыновьями Владимира.
Борис и Глеб по летописи были рождены от принцессы Волжской Булгарии, с которой брак скорее всего ознаменовал Вечный Мир 985 года.
Учитывая, что первые дети Владимира появились не ранее 977/8, Вышеслав же на тот момент уже сменил Владимира в Новгороде, а Святослав Храбрый по летописи родился в 942 (за 36 лет до рождения Ярослава):
То следует полагать что Вышеслав не был кровным сыном Владимира, точно также как Игорь Старый не был сыном ни Олега, ни Рюрика.
Рюрик – просто основатель государства, но все факты указывают что Игорь не ранее десятого века родился, то есть не мог быть сыном Рюрика.
Таким образом, первые три великих князя – Рюрик, Олег и Игорь – избирались парламентом старейшин федеративного государства, не были родственниками
Ситуация изменилась, когда Игорь через своего военачальника Свенельда на Древлян и Уличей распространил дань, заключил брачный союз со Псковом (Ольга) и разместил сына Святослава в Новгороде, который был основан как раз примерно в это время – в X столетии рядом со Старой Ладогой VIII века и Рюриковым Городищем IX (девятого) столетия.
Тому, чтобы территориально соединить земли Полян-Уличей на южном конце Пути из Варяг в Греки и Кривичей-Словен на северном конце мешали сначала Древляне, покоренные Ольгой.
Однако в этот самый момент, для походов Игоря и Святослава на Византию прибыло новое войско из земли Варяжской. Клан Тура среди Дреговичей сел, то есть поселился и получил небольшие феоды – объясняется разрозненность этим будущей Турово-Пинской Земли, в которой крупнейшие невелики были города: до 2,5 гектаров Туров и до 4,5 гектаров Пинск. Попытка Князя Пинска объединить Турово-Пинскую землю после гибели большинства ее князей на Калке в 1223 году повлекла вассалитет от Даниила Галицкого.
Напротив, Полоцкое княжество являлось единым до своего разделения в 1101. В 1021 году оно присоединило Витебскую волость, а около 1070 удерживало несколько лет Новгород и Киев. В X-XI веках это была автономная единица, неподвластная Киевскому князю, населенная Полоцкими Кривичами.
Полоцк можно сказать один из древнейших городов в Восточной Европе. Но стены вокруг него появились только в середине десятого века, когда он стал столицей князя Регнвальда (Короля Леса, Рогволода).
Тем не менее, одиннадцатое столетие нашей эры стало для Полоцка лучшим. При правлении Изяслава, Брячислава и Всеслава площадь города возросла с 8 до 180 гектаров – это почти 2 квадратных километра.
Просто сравним. Площадь Московского Кремля 3 кв. километра, при Дмитрии Донском это была почти вся Москва, в которой жило около 30 тысяч человек.
Площадь Чернигова, Владимира-Волынского, Смоленска, Полоцка равнялась в XII столетии одному и тому же значению – 180 гектаров или 20 000 человек. Площадь Рязани 140 гектаров, провинциальных Галича, Новгород-Северского по 40 – в XI веке они были в составе Волыни и Чернигова соответственно.
На юге рост городов прекратился уже в XII веке. Территория вокруг Киева – была полностью освоена уже в XI веке, но до конца XII века был интенсивный рост на Волыни, при Данииле ненадолго объединившей Пинск, Киев, Галич – весь домен Изяслава Ярославича до монгольского вторжения в 1240.
Напротив, север разорен не был. Пострадали Рязань, Владимир и Новгород-Нижний, на северо-западе Руси не пострадали земли Кривичей, усилилось за счет городов которых (и Дреговичей) Великое Княжество Литовское, в другом конце Руси Иван Калита "купил" непострадавшие Дмитров и Галич-Мерьский – распространив тем самым власть на центр северо-восточных земель, используя их для борьбы за титул Великого Князя.
Это была первая половина четырнадцатого века. Вскоре Митрополит Руси переезжает из Владимира в Москву, и десятина поступает московским князьям со всей или почти всей древнерусской территории.
Десятину они используют для укрепления Московского Кремля, устоявшего перед Великим Князем Литовским, взявшим Москву в осаду в 1368.
Увеличение территории при Иване Грозном за счет слабозаселенных Казани и Астрахани ослабило плотность населения и безопасности земель, и из-за этого юг был разорен Крымским Ханом, дошедшим до Москвы, а запад был разорен в ходе Литовских Войн, единственным крупным городом остался Псков.
После успехов Ивана Великого в борьбе с Литвой его сын Василий забуксовал, и в период регентства бояр было множество поражений от Польши и Литвы. Это глубинная причина, почему в России так не любят парламент, это причина сосредоточения экспансии на востоке при Иване Четвертом.
Конфликты достигнут успеха лишь против намного более слабого противника. Попытки экспансии в Речь Посполитую терпели неизменное поражение в XVI и XVII веках. Петр Первый изменил ситуацию, при подавляющем тем не менее преимуществе в силе он занял за 20 лет только Эстонию и Карелию. Так, присоединению Киева при Алексее Михайловиче сопутствовало окружение в Киевском котле из-за сепаратного мира казаков в 1660 (Юрий Барятинский).
Заметьте, что конфликт 2014 года повторяет события 1654-1667 годов, что произошел на 360 лет ранее – на 6 полных циклов китайского календаря.
Начался он в год красной огненной лошади – символа свободы. Конец же его – в год красной огненной козы – символа спокойствия.
В 1662, в России случился Медный бунт синего водяного тигра – символа перемен. Православные казаки были полностью разгромлены в 1661-62 своими правобережными католическими собратьями. В 1663 году король Польши провел контрнаступление и вернул заметную часть территории, но в 1664, в год дракона, его силы были полностью истощены и в 1667 году было подписано Андрусовское перемирие, по которому Россия получала примерно одну пятую территории Речи Посполитой.
В 1721 году, спустя еще 54 года в год белой металлической змеи, Ништадтский мир ознаменовал присоединение крохотной территории Эстонии и Ингрии за счет значительных привилегий для шведов и двух миллионов золотых талеров для них или 5080 килограммов золота, очень много для того времени.
Так что технически это победа шведов, (1881, 1941 и 2001 также приходятся на белую металлическую змею), но конфликт 1654-1667 более успешен.
Борьба за поглощение Польши началась в 1771 и закончилась в 1815, когда на Венском конгрессе Александр Первый вместо трети стал владеть ее половиной – Герцогство Варшавское, вассальное Наполеону в 1807-1813, было присоединено к Царству Польскому в Российской Федеративной Империи.
Также этот монарх присоединил Финляндию в 1808-9 и Молдавию в 1806-12 гг.
Финляндия, Прибалтика и Польша пользовались своей конституцией в составе Российской Империи, и поэтому быстро отпали уже в 1917.
Раскол разжигала Германская Империя, которая поддерживала как Крымско-Кубанскую Республику Деникина, разграбившего Воронеж в 1919 г. руками генералов Мамонтова и Шкуро, так и Прибалтику, героически устоявшую от всего одной дивизии латышских стрелков на Латвию, Эстонию, Литву в сумме
Но после 2 лет поражений – 1918-19, ситуация изменилась. Сформировалась РККА – Рабоче-Крестьянская Красная Армия в составе миллиона бойцов, в то время как каждый тот же Юденич управлял всего 5000. В общем, разбили их поодиночке. Прежде всего трижды возместили Японии поражение в 1904-905 - во Владивостоке в 1922, в Монголии в 1939 и в Манчжурии в 1945.
При населении свыше 100 миллионов человек на четырех островах армейские силы Японии достигли 7 миллионов в 1945! Квантунская армия разбита за 24 дня при численности 700 000 и 600 000 их вассалов – 1 600 000 бойцов РККА.
В 1946 Манчжурия с населением 40 миллионов человек или 1/10 всего Китая была передана Сталиным в дар коммунистическому лидеру Мао Цзэдуну.