Найти тему
Natalia Szerebriakova

Вена life: Демократия в опасности

Герфрид Мюнклер
Герфрид Мюнклер

Привет всем!
30 января 2024 г в недавно вновь открытом Венском музее Герфрид Мюнклер, политолог провел лекцию "Демократия в опасности. И как мы можем ее спасти". Официальная презантация лекции:
"Идея о том, что демократия - это безальтернативный политический строй, как многие считали после краха авторитарного социализма, оказалась ложной.
Тем временем демократическое конституционное государство вновь отступает под давлением распространения авторитарных и автократических режимов - не только "по всему миру", но и в Европе, где популистские движения набирают поддержку.
В результате появились прогнозы, что демократическая эпоха подходит к концу. Несмотря на все кризисы и слабости демократий, крах не является неизбежным. Его можно предотвратить, если демократия реформирует себя, чтобы обрести новую силу. Демократия основана на политическом суждении граждан. Если его не хватает, демократия в опасности".
Герфрид Мюнклер занимал кафедру политической теории в Берлинском университете имени Гумбольдта с апреля 1992 по сентябрь 2018 г. С 1993 г он является членом Берлинско-Бранденбургской академии наук и гуманитарных наук. Его научные специализации включают в себя политическую теории и исторические идеи, исследования политической культуры, теорию и историю войны, а также риск и безопасность как социально-политические категории. В 2009 г он был удостоен премии Лейпцигской книжной ярмарки за книгу "Die Deutschen und ihre Mythen". Его работа "Тридцатилетняя война" вызвала большой интерес в СМИ и среди общественности. В 2019 г вместе с супругой он опубликовал книгу "Abschied vom Abstieg". В 2021 г вышла книга "Маркс, Вагнер, Ницше. Мир в потрясениях", в 2023 г - "Мир в смятении".
Лектор высказывает идеи явно правого характера, было замечание, что он относится к немецким ультраправым. Короткое содержание лекции:
"Во времена большого количества информации граждане должны иметь смелость понять, где правда и где ложь. Демократия не имеет алтернативы, но имеет различные формы. Демократия означает общество, в котором нет силы кланов, падронов и семей у власти. Демократией управляют выборы, и демократия нуждается в реформах. Олигархи аттакуют демократию, поэтому демократия должна показывать больше силы, должна быть более ауторитарной, чем олигархи. Демократией является гражданское самоуправление. В демократии есть консументы и наблюдатели. Консументы потребляют социальные пособия демократии, современная демократия должна потреблять граждан. Приспособления и компромиссы являются самой простой формой существования, нужно иметь смелость выступить против приспособления с желанием сделать граждан более чистыми - это одна из форм оптимизации. Есть две формы оптимизации - правая и левая: с одной стороны мы видим приспособления, с другой - гнев. Для современной демократии мы нуждаемся в правильных инструментах, которых пока нет. Демократия - это коллективная форма управления. Сегодняшняя СМИ показывает государственную силу без возможности исменения. Когда мы говорим об истории, мы говорим от общего "мы", от имени коллектива, но наше общество плюрально. Часть общества уверено, что ограбление какой-то социальной группы является самым быстрым способом улучшения их жизни. И в демократии общество разделяется на богатых и бедных, пролетариат как и прежде будет жить из кариты, из ухода за его существованием. Общество нуждается в кооперации всех. Мы должны найти сценарий "лучшего случая", мы должны наблюдать за другими, чтобы выявить тех, кто должен быть финансируемым. Было сказано, что эмигранты должны работать бесплатно."
Слушатели в зале, возраст публики был на 2/3 старше 60 лет, остальные 40-45 лет, все причисляют себя к интеллигенции, думаю, многие безработные, с какими-то формами дохода, но еще не на пенсии, хотели бы иметь пособие в 2,5-3 тыс евро за то, что они "живут правильно".
После лекции была дискуссия, в которой принимала участие Тамара Эс, политолог и консультант по вопросам демократии для правительства земли Баден-Вюртемберг, Европейской ассоциации местной демократии и других организаций.
"Вопрос: Есть ли возможность возвращения фашизма? - 8-10% граждан считают возможным, что государство будет управляться невыбранным голосованием лидером. Может стать возможным, что демократия будет потреблять нас, например, большинство из эмигрантов, преступников, умственноотсталых, а не мы будем получать что-либо от демократии. Уже 50 лет мы ищем сильного политика, который мог бы стать имаджем демократии.
Вопрос: Почему наша демократия имеет ауторитарных лидеров? Например, Орбан в Венгрии? - Многие партии парламента объединяются в коалиции, которые не функционируют. Нужны референдумы отзывов мандатов у неоправдавших себя сенаторов.
Вопрос: Знаете ли вы систему, которая могла бы стабилизировать нашу поолитику? - Мы имели стабильность во времена коммунизма, сейчас Путин открыто называет нас врагами. Такую же политику ведет и Корея, все остальные кооперируют с нами. Мы живем лучше, чем Китай или Венгрия."
Я хотела бы добавить несколько слов о лекции.
Как мне кажется, лектор стремился провести свою идею, что фашизм - это тоже форма демократии, что фашизм, как политика, не обязательно должен выиграть на выборах, достаточно провести сильного лидера на пост президента или канцлера. Лектор легко говорил о том, что поларизатия общества будет усиливаться, что нужно улучшить нацию, ввести "правильный образ жизни" (без описания), и только живущие "правильно" будут поддерживаться, а вот работающие не должны быть поддерживаемы из налогов, которые они платят, потому что для поддержки бедных существуют каритативные институты. Думаю, лектор сам относится к неработающим, зависящим от возможного контракта лекций, вместе с этим считает себя "живущим правильно", поэтому пропагандирует идею о содержании налогоплательщиками не самих себя, а его лично. По его мнению, хотя этого не было сказано, подобная эксплуатация тоже относится к демократии. Но кто из работающих с ним согласится?
Что меня удивляет и возмущает в австрийских политических рассуждениях - факт, что никогда не слышно экономических обсуждений, как будто страна живет из политической болтовни, а не из налогов от доходов производства. Я даже не уверена, что австрийцы сознают, что политика была создана именно для обсуждения, как лучше вести экономику страны, чтобы не ввести страну в полный финансовых крах. Как я вижу, австрийцы считают, что политика - это обсуждение, какая социальная группа должна получить социальное пособие, а откуда берутся финансы для социальных пособий, они не рассуждают. Правда, в Австрии всегда была сильная эмиграция из восточных стран, на которой хорошо наживались австрийцы, например, арендой квартир. Сначала это были социалистические эмигранты, потом турки, позже украинцы. Сейчас появилась новая доходность - конфисковать российские активы и разделить их. Но можно ли такие доходы считать политикой страны? Как долго мы будем жить в болтовне?
Спасибо, что дочитали до конца. Читайте и другие статьи на моем канале, ставьте лайки и рекомендуйте друзьям.
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
У меня появился новый канал Вена life на телеграме. В нем я публикую каждодневные фото и видео без длинного текста. Пожалуйста, посетите.
https://t.me/vienna_life
За победу! За Россию! За детей!