Найти в Дзене

Дворец, в котором вершилась история

В 1882 году, после женитьбы Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона на Зинаиде Николаевне Юсуповой, Кореиз стал одной из основных семейных резиденций, где княжеская семья часто бывала осенью, в бархатный сезон.

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

Частыми гостями имения были представители высшей аристократии и императорской фамилии, многочисленные дворцы и дачи которых располагались недалеко – в Гаспре, Мисхоре, Алупке, Ливадии. Именно в кореизском дворце в 1912 году состоялась помолвка Феликса Феликсовича-младшего с княжной императорской крови Ириной Александровной Романовой. Именно в Кореизе Юсуповы провели значительную часть периода 1917–1919 годов перед вынужденным отъездом в эмиграцию.

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

После перестройки в начале ХХ века архитектором Николаем Красновым скромная вилла увеличилась почти вдвое, а само имение стало более монументальным и цельным. Юсуповы заказывали профессиональным фотографам – О. Ренару, В.Н. Сокорнову и другим – серии фотографий, фиксировавших парк, дворец и его интерьеры, окружающие имение пейзажи. Некоторые из этих фотографий представлены в статье.

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

Несмотря на резкое сокращение территории имения в советский период, оно до сих пор остается одним из лучших архитектурно-парковых ансамблей Южного берега Крыма. Даже спустя годы это место не потеряло своё обаяние и уют.

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

Не менее интересна и экономическая жизнь имения, которое было центром немаленького винодельческого хозяйства. Еще от первой владелицы имения, Анны Сергеевны Голицыной (1779–1838), последующим владельцам достался большой винный погреб, а в поселке Кореиз работала винная лавка, принадлежавшая Юсуповым. Сохранилась даже реклама вин из «подвалов имения Кореиз князя Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон».

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

Постреволюционная история имения началась в конце 1920 года, после окончательного установления в Крыму советской власти: национализация имения и его передача в ведение Южнобережских советских хозяйств; затем выделение дворца с прилегающей территорией для создания дома отдыха ГПУ, в котором, как принято считать, дважды отдыхал Феликс Эдмундович Дзержинский, и превращение прибрежной части имения в общедоступную городскую набережную.

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

Тяжелый период Великой Отечественной войны и использование дворца в качестве резиденции советской делегации в период проведения в феврале 1945 года Ялтинской конференции глав трех держав стало наиболее яркой страницей истории имения в этот период. Дворец оказался максимально удобным с точки зрения безопасности – не было сколько-нибудь отдаленных точек, с которых можно было контролировать перемещение членов делегации и персонала, а также вести снайперский огонь. Подземный и выложенный камнем винный погреб, вероятно, был переоборудован в бункер И. В. Сталина. Во дворце прошло несколько официальных совещаний министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (сохранилась групповая фотография, сделанная на балконе дворца), а вечером 7 февраля Сталин устроил во дворце официальный прием в честь президента США Ф. Д. Рузвельта и британского премьер-министра У. Черчилля.

Фотограф В. Н. Сокорнов
Фотограф В. Н. Сокорнов

Вскоре после войны дворец с прилегающей территорией был преобразован в закрытый дом отдыха для партийной и государственной элиты.

Помимо уникальных фотографий, сохранились и фарфоровые тарелки, на которых изображались мифологические сюжеты в крымских пейзажах, а также реальные объекты и люди: флигель, где проживала приемная мать Ф. Н. Сумарокова-Эльстона Екатерина Федоровна Тизенгаузен (1803–1888); З. Н. Юсупова со своими золовками в татарских костюмах, а также Феликс-младший и его жена Ирина на прогулке.