Найти тему
Деталь в Дьяволе

«А чё дома делать?»

Оглавление

"Я знаю точно, что жизнь — слишком большая ценность, чтобы употреблять ее на одно лишь зарабатывание денег. Похоже, единственный способ быть счастливым — это делать то, что тебе назначено судьбой."

— Фёдор Конюхов

Первый в СССР и России профессиональный путешественник, экстремал, капитан дальнего плавания, пилот свободного аэростата, писатель, священник — только часть видов деятельности неповторимого Фёдора Конюхова.

Только вдумайтесь - несколько кругосветных путешествий, неоднократное пересечение Атлантического океана на самых неприспособленных для этого плавательных средствах, покорение труднодоступных вершин и многое другое входят в достижения российского путешественника!

-2

Но давайте по порядку:

Родился Федор в селе Чкалово (Троицкое) на берегу Азовского моря в Запорожской области УССР 12 декабря 1951 г. в простой семье. Отец его Филипп Михайлович был из Архангельской губернии, потомок рыбаков-поморов, мать Мария Ефремовна, уроженка Бессарабии.

Дед Михаил делился с внуком знаниями, которые почерпнул в общении с Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем.

С ним Михаилу довелось служить в одном гарнизоне царской армии. Полярник оставил Конюхову собственный нательный крест, чтобы тот достался самому крепкому из потомков друга. Этот крестик дед передал Федору.

Тяга к приключениям открылась у Фёдора уже в раннем возрасте и в 15 лет у него впервые появлиась цель - переплыть Азовское море на вёсельной лодке.

Кстати, лодку для этого он смастерил сам, но отец, будучи против этой крайне рискованной затеи в порыве злости разбил лодку топором.

Тем не менее, этот инцидент лишь сильнее подстегнул Фёдора к реализации своей, казавшейся всем безумной затеи, и пошёл на решительный шаг - выкрал небольшую лодку отца в рыболовном хозяйстве, находившемся неподалёку и на ней отправился в своё первое путешествие.

"В 15 лет я разобрал коровник на доски и построил из них весельную лодку по чертежам из библиотеки, чтобы переплыть Азовское море. А отец мой, рыбак, разрубил ее топором. Я обиделся и украл у него маленькую лодку и на ней уже пошел в море. Может, и хорошо, что он разбил ту, что я построил, иначе я бы утонул... Хорошо, что я живой остался, а мог и погибнуть", — говорил об этом потом сам Конюхов.
-3

Подобно многим подросткам, Федор с удовольствием играл в футбол. Как любой деревенский мальчишка, он часто спал на сеновале, а еще запоем читал приключенческие романы Жюля Верна и других авторов. К окончанию школы юноша понял, что хочет связать жизнь с морем и путешествиями.

Образование Фёдор получил очень разностороннее. В молодости Конюхов поступил в Одесскую мореходку и получил специальность судового механика. Дальше была учеба в полярном училище в Ленинграде на штурмана-навигатора, служба на Балтийском флоте. В течение 2 лет Федор служил во Вьетнаме матросом спецсудна, поставляющего боеприпасы вьетконговцам. За время службы побывал также в Никарагуа и Сальвадоре. После возвращения на родину Конюхов не оставил учебу и получил специальность резчика-инкрустатора в профильном училище белорусского города Бобруйска.

Выпускник Одесского мореходного училища по специальности судоводитель. Выпускник Бобруйского художественного училища (Беларусь). Выпускник Ленинградского арктического училища по специальности — судовой механик.

Всю свою жизнь Фёдор был и продолжает быть очень верующим человеком. Семья Федора Конюхова была верующей, и он с детства посещал церковь. А затем, он сам рассказывал, что путешествия, полные опасностей и совершаемые в одиночестве, помогали ему развиваться духовно. Он много времени всегда проводил в молитвах и посещал богослужения.

В итоге в 2010 году, в возрасте 58 лет, путешественник был рукоположен в сан священника.

Известно, что Конюхов не просто посещает церкви, но и финансирует их строительство, и даже сам физически в нем участвует. В некоторых источниках есть информация, что он построил 4 храма и 19 часовен в разных регионах и даже странах. Благодаря ему православные церкви и часовни появились на Дальнем Востоке, на Шантарских островах, на Украине, в Архангельске, Переславле Залесском, Севастополе. Насколько это точное число, неизвестно, возможно, храмов и часовен благодаря путешественнику появилось даже больше.

И в собственном дворе в Москве в мастерской Федор Конюхов построил часовню в честь Николая Чудотворца, покровителя путешественников.

Федор Конюхов во время рукоположения в иподиаконы. 2010 год.
Федор Конюхов во время рукоположения в иподиаконы. 2010 год.

А теперь вернёмся к самому интересному - неповторимым и захватывающим путешествиям!

информация взята с официального сайта Фёдора Конюхова - http://project4014913.tilda.ws/about
информация взята с официального сайта Фёдора Конюхова - http://project4014913.tilda.ws/about

Первая серьезная экспедиция состоялась в 1977 году, когда молодой человек совершил путешествие под парусом в Тихом океане и повторил маршрут Витуса Беринга. За первой последовали экспедиции на Камчатку, Сахалин. Федор Конюхов поставил новую цель — в одиночку покорить Северный полюс.

Готовился к экспедиции Конюхов долгое время на Чукотке: осваивал езду в собачьих упряжках, учился строить хижины изо льда, развивал другие навыки для экстремального путешествия — на это ушло несколько лет.

Первоначально исследователь предпринял тренировочный поход к Полюсу относительной недоступности. Путешественник усложнил себе задачу тем, что отправился на лыжах во время полярной ночи.

Затем Федор побывал в Канаде, на Баффиновой земле и на самом Северном полюсе в составе советско-канадской группы во главе с Владимиром Чуковым. В 1990 году Конюхов на лыжах, с тяжелым рюкзаком и снаряжением отправился в путь и через 72 дня достиг Северного полюса. Преодолевая по дороге полыньи и торосы, Федор едва не погиб во время столкновения льдин. Конюхов стал первопроходцем в одиночном путешествии к этой цели. В 1995 году он покорил и Южный полюс, совершив восхождение на высшую точку Антарктиды, массив Винсон, где на 59-й день экспедиции установил флаг России.

Фёдор Конюхов на Северном Полюсе
Фёдор Конюхов на Северном Полюсе

"Там, во льдах, вдали от цивилизации, забываешь, что в мире существует зависть, злоба, недоверие, корысть."

— Фёдор Конюхов

В биографии путешественника были и другие маршруты. Федор стал первым россиянином, выполнившим программу «Большого шлема», то есть покорившим Северный, Южный полюс и Эверест. Раньше, в 1992 году, он в одиночку поднялся на Эверест, в январе 1996 года — на гору Аконкагуа, а в 1997 году — на вулкан Килиманджаро.

-7

Не все гладко складывалось и во время морских экспедиций. Помимо неприятностей, создаваемых природной стихией, Федор получал неприятные сюрпризы от людей. Во время одного из плаваний Конюхов подхватил тропическую инфекцию, и ему пришлось остановиться на Филиппинах. Местные пираты воспользовались вынужденной стоянкой яхты Конюхова и угнали ее. После выздоровления, чтобы найти в морских широтах собственное судно, Федор завладел разбойничьей яхтой и догнал свою.

"Сгорю не в аду, а здесь". Как Конюхов облетел Землю за 11 дней.

Фёдор Конюхов готовится к взлёту на воздушном шаре "Мортон"
Фёдор Конюхов готовится к взлёту на воздушном шаре "Мортон"

Фёдор первым в мире облетел земной шар с первой попытки, поставив одновременно рекорды по скорости (11 дней), высоте полёта (более 11 тысяч метров) и дальности (35 тысяч километров), побив тем самым рекорды Стива Фоссета. Всего было сделано 29 попыток обогнуть земной шар на воздушном шаре, и только три из них оказались успешными, в том числе и полёт Фёдора.

В марте 1999 года Бертран Пикар и Брайн Джонс с третьей попытки смогли облететь вокруг Земли, затратив на перелёт почти 20 суток, спустя 13 лет американец Стивен Фоссетт с шестой попытки в одиночку смог облететь на воздушном шаре вокруг света. Для совершения кругосветного полёта Фоссетту потребовалось 13 дней, 8 часов, 33 минуты.

Интересно, что воздухоплавательный аппарат для Фёдора сконструировала та же фирма, что готовила их для его предшественников. Шар был построен в двухуровневом формате, используя гелий и солнечную энергию, и имел высоту 60 метров. На нижнем уровне шара была установлена гондола, оснащённая передовыми техническими приборами, из которой Конюхов и пилотировал судно.

«Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь»
«Лететь вокруг света было и опасно, и страшно, и тяжело, но приятно, — рассказывает Фёдор. – Я в свои годы получил большое удовольствие от управления таким шаром. Я шёл очень хорошо, думал, что уложусь в 10 дней, но холодный фронт в Индийском океане заставил меня повернуть в сторону Антарктиды. У меня был выбор – идти под этим фронтом и потерять в скорости или перепрыгнуть через него. В любом случае у меня не хватило бы топлива, и я упал бы в океан. Потому мы решили обогнуть этот фронт и удалиться в сторону Антарктиды, чтобы его обогнать. Моим навигатором с суши был мой сын Оскар, он руководил полётом. И вот когда до Антарктиды оставалось меньше тысячи километров, меня начал накрывать этот фронт. Грозы, ветер… Я подумал, что, наверное, столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь.»
— Фёдор Конюхов о своём путешествии на воздушном шаре
-9

Помимо холодного фронта была и ещё одна большая проблема - полярная ночь. К концу полёта топливо было на исходе, а солнечным батареям неотукда было брать энергию.

Все 11 суток полёта Конюхов практически не спал. Каждая минута отвлечения могла привести к необратимым последствиям, так что приходилось всегда быть начеку.

В моменты, когда бороться с желанием заснуть становилось невозможно, по словам Фёдора, он брал разводной ключ в руки и ставил на пол под него железную тарелку. Как только он начинал засыпать и расслаблял запястья, ключ падал на тарелку и производил громкий шум, что моментально заставляло Конюхова просыпаться. Ближе к концу путешествия он проделывал эту процедуру регулярно.

Тем не менее, усталость давала о себе знать и в какой-то момент Фёдор чуть не взорвался на высоте, случайно смешав разные виды газа, но смог вовремя отрезать воспламенённый баллон.

Авиадиспетчеры по всему Миру помогали Фёдору на протяжении всего его полёта, расчищали для него воздушное пространство, корректировали курс и т.д.

"Берегите Землю, она у нас маленькая"
"Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь, — завершает свой рассказ Конюхов. – У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай."

Конец этого путешествия и приземление в Австралии тоже не прошло без приключений.

"Каким-то чудом я умудрился поймать нужную высоту и обогнать холодный фронт, после чего двинулся к Австралии, где была запланирована посадка. С божьей помощью я вышел на австралийский аэропорт, мне нужно было 1000 метров для посадки на австралийской пустыне, но мне сказали, что у меня только 280, плюс надвигалась ночь, а там посадка запрещена – есть риск задеть линии электропередач. Пришлось экстренно садиться. Как видите, всё получилось".

"Когда я был маленьким, я смотрел, как полетел Юрий Гагарин, как люди делают первые шаги на Луне. Я был уверен, что в конце века мы будем строить города в космосе. Бюджет тогдашнего Советского Союза был меньше, чем нынешний бюджет Москвы. Это статистика. Но тогда были мечтатели, сейчас мы от мечтаний отказались.

Нас семь миллиардов на земном шаре, а мы идём на поводу у кучки террористов, которые делают наш мир хуже. Джеймс Кэмерон, мой хороший друг, недавно погружался на дно Марианской впадины, чтобы сделать кадры для «Аватара 2». Он планирует через несколько лет высадиться на Марс, и я ему верю. Он высадится, так как он мечтатель, романтик. Давайте и мы будем такими". — говорил Фёдор Конюхов.