16 ноября 1943 г. вышла сенсационная статья репортёра «Известий» Е. Кригера. В ней рассказывалось о «Матче смерти», который состоялся в августе 1942-го в оккупированном Киеве. По версии журналиста, футболисты довоенного киевского «Динамо» крупно выиграли у оккупантов – хотя те их предупреждали: победить должны немцы! За это спортсменов бросили в застенки гестапо, а потом и расстреляли.
С этой статьи пошла легенда, по которой писали книги и снимали фильмы.
На самом деле всё так.
Летом 1942 г. немецкие оккупационные власти Киева организовали в городе футбольный турнир. Местных команд для участия в нём было собрано две: «Рух» и «Старт». В состав «Старта» вошло 17 игроков довоенных киевских «Динамо» и «Локомотива», и одесского «Спартака».
7-х из них выпустили из лагеря военнопленных, куда они попали как бывшие ополченцы истребительного батальона.
Большая часть игроков работала на хлебозаводе, а начальником команды «Старт» стал директор хлебозавода Иосиф Кордич.
Пока эта команда побеждала венгров, она не вызывала у гитлеровцев раздражения. Но когда «Старт» начал громить немецкие команды – они напряглись.
Сначала киевляне обыграли сборную германских артиллеристов – 7:1. Потом – немецких военных железнодорожников – 6:0.
Команду «Flakelf», собранную из немецких лётчиков, зенитчиков и авиамехаников, киевляне победили 5:1. Авиаторы с поражением не смирились, и назначили матч-реванш.
Эта игра, названная репортёром «Матч смерти», была 9 августа. Победа снова осталась за нашими футболистами: 5:3.
После матча никого в подвалы гестапо не бросили: команды сфотографировались на память и мирно разъехались по домам.
Через неделю, 16 августа, «Старт» разнёс уже соотечественников – команду «Рух», с рекордным счётом 8:0.
Вот после этого матча, 18-го августа, 9 футболистов «Старта» были арестованы прямо на своём хлебозаводе. 3 дня спустя выпустили только Владимира Балакина (1913-1992), бывшего игрока «Локомотива». Но потом схватили ещё двоих.
Уже после освобождения Киева выяснилось: аресты спровоцировал донос местных предателей из «Руха» в гестапо: динамовцы, мол, – это сотрудники НКВД, оставленные в городе для подпольной работы.
Хоть «Динамо» и правда было спортивным обществом НКВД, настоящими чекистами футболисты, конечно, не были. Но при обыске у капитана команды Николая Коротких нашли партбилет и его фотографию в форме офицера НКВД. Это сгубило футболиста и его одноклубников.
Он погиб в тюрьме, а они – в лагере, уже в феврале 1943-го. Пустяковый инцидент со спрятанными продуктами был расценен комендантом Паулем Радомским как бунт.
Всю бригаду, уличённую в краже продуктов, положили лицом вниз и каждому 3-му пустили пулю в затылок. Среди застреленных узников были динамовцы Иван Кузьменко, Николай Трусевич и Алексей Клименко. Остальные остались живы.
А 6 игроков «Старта» вообще не арестовывали. При этом Лев Гундарев (1921-1994) и Георгий Тимофеев (1910-1967) служили в Киеве полицаями, за что после войны сели в тюрьму.
Последний участник ставшего легендой «Матча смерти» (в котором он, кстати, забил 2 гола) – Макар Гончаренко – умер в 1997 г., всего 4 дня не дотянув до 85-летия.