ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (дети 1-2-го класса)
(составитель В.К.Иванова)
Программное содержание урока: добиться понимания ребенком содержания литературного произведения, научить ребенка отвечать на вопросы полным ответом, добиться запоминания новых слов, встретившихся в произведении, учить пересказывать произведение близко к тексту, учиться определять главную мысль (идею) произведения.
В качестве учебного пособия предлагается сборник сказок и былей Льва Николаевича Толстого (Издательство «Малыш», 2018г.)
Вопросы к сказке «Лев и Мышь»:
1. Кто написал сказку?
2. Как сказка называется?
3. Кто главный герой произведения?
4. Что случилось со Львом, когда он спал?
5. Что сказала Мышь Льву в этой ситуации?
6. Как повел себя Лев в этот момент?
7. Что произошло со Львом в недалеком будущем?
8. Как отреагировала Мышь на происшедшее?
9. Что сказал Мышь Льву после его спасения?
10. Понравилась ли сказка и чем?
11. О чем эта сказка, какая мысль здесь главная (указать – дружба, взаимовыручка)?
План сказки:
1. Лев поймал Мышь.
2. Поведение Мыши в этой Ситуации.
3. Благородство Льва.
4. Спустя какое-то время Лев попадает в беду.
5. Как мышь повела себя в этот момент.
6. Что сказала Мышь, когда спасла Льва.
7. Главная мысль произведения.
Вопросы к сказке «Муравей и Голубка»:
1. Кто написал сказку?
2. Как сказка называется?
3. Кто главный герой произведения?
4. Что однажды произошло с Муравьем?
5. Кто видел все происшедшее и помог муравью?
6. Как Голубка помогла Муравью? Как он спасся, благодаря Голубки?
7. В какую беду едва не попала Голубка, кто и как чуть не погубил ее?
8. Кто спас Голубку и каким образом?
9. Как это ей помогло?
10. Какая главная идея сказки? (указать – В беде надо помогать друг другу).
План сказки:
1. Муравей попадает в опасную ситуацию и чуть не погибает.
2. Голубка помогает Муравью.
3. Спустя какое-то время Голубка попадает в беду.
4. Муравей оказывает помощь Голубке.
5. Конец сказки.
Вопросы к сказке «Осел и Лошадь»:
1. Кто написал сказку?
2. Как сказка называется?
3. Кто главный герой произведения?
4. О ком эта сказка?
5. Что сказал Осел Лошади?
6. Что Лошадь ответила Ослу?
7. Что произошло с Ослом?
8. Что предпринял хозяин в этой ситуации?
9. Как отреагировала Лошадь на действия хозяина?
10. Какой характер показала Лошадь?
11. Какая главная идея сказки? (указать – Надо помогать друг другу, пока не случилась беда).
План сказки:
1. Просьба Осла к Лошади, когда они шли по дороге.
2. Отношение Лошади к ответным словам Осла.
3. Осел упал от тяжести и умер.
4. Поведение хозяина в данной ситуации.
5. Реакция Лошади на все происшедшее.
6. Идея сказки.
Вопросы к сказке «Два товарища»:
1. Кто написал сказку?
1. Как сказка называется?
2. Кто главный герой произведения?
3. О ком и о чем эта сказка?
4. Что случилось однажды с ребятами?
5. Как поступил этой ситуации один мальчик?
6. Как вышел из трудного положения другой мальчик?
7. Как поел себя медведь?
8. Как поступил другой мальчик, когда медведь ушел?
9. Что ответил на его слова мальчик-герой?
10. Какая главная идея сказки? (указать – Нельзя бросать товарища в беде, это подло).
План сказки:
1. Случай с ребятами в лесу.
2. Поступок одного мальчика в этой ситуации.
3. Выход из трудного положения другого мальчика.
4. Поведение медведя, когда он увидел лежащего мальчика.
5. Поведение мальчика, слезшего с дерева, когда медведь ушел.
6. Заключительные слова мальчика-героя.
7. Главная мысль сказки.
Вопросы к рассказу «Отец и сыновья»:
1. Кто написал рассказ?
2. Как называется рассказ?
3. Кто главный герой рассказа?
4. Каков приказ отца своим сыновьям и их отношение к этому?
5. Что однажды предпринял отец?
6. Как сыновья справились с заданием отца?
7. Что отец придумал, чтобы сломать веник?
8. Как сыновья справились с этой задумкой отца?
9. Какую мудрость высказал отец сыновьям?
10. Какова идея рассказа? (указать – «В согласии жить будете, вас никто не одолеет»).
План рассказа:
1. Приказ отца сыновьям.
2. Отношение сыновей к наказу отца.
3. Отец велел принести веник и сломать его.
4. Отец велел развязать веник и ломать по одному пруту.
5. Мальчики переломали прутья один за одним.
6. Мудрые слова отца.
7. Характер отца.
8. Главная мысль рассказа