Грандиозная космическая фреска в Ватикане "Страшный суд", созданная руками мастера Микеланджело Буонарроти потрясает. Часами можно рассматривать и вновь находить интересные значимые сюжеты и смысловую подоплеку в каждом персонаже, сокрытую художником.
Около 400 типажей изображено на картине. И каждый несет в себе тот или иной подтекст.
Какова же основная концепция фрески? Ответ: апокалипсис или последний судный день человечества. Пророчество простого обывателя, хотя и великого гения - Микеланджело.
Основные и наиболее интересные сюжетные линии фрески "Страшный суд":
1. Картина написана по библейскому сюжету, но совершенно не по канонам церкви: ангелы без крыльев, святые без нимбов, обнаженные тела. Скажу вам больше, художник вообще изначально изобразил всех обсолютно голыми. Утверждая это какбы тем, что:
человек пришёл в этот мир голый и уйдет голым!
И категорически отказываясь переделывать картину, вплоть до того, что легко сможет уничтожить свое произведение, но переделывать не будет.
Спас ситуацию и фреску друг и художник Даниеле да Вольтерра, который прикрыл тела легкой драппировкой из вуали и ткани, прорисовав её поверх основного слоя фрески. С согласия самого автора фрески.
2. Основного придворного противника обнаженки и врага Микеланджело церемониймейстера Бьяджо да Чезена художник изобразил в правом нижнем углу в живописной группе самых отпетых грешников в образе мифического персонажа Миноса с ослиными ушами (явный намек на тупость) и обвитого змеями, одна из которых вцепилась в гениталии.
Интересен тот факт, что когда Бьяджо пожаловался Папе Римскому, на тот момент Павлу III, на художника и свою увековеченную пародию, Павел III отшутился тем, что он на Земле исповедует и проповедует от лица Господа, а в аду связей у него нет (информация о словах Папы взята в интернете). Но раз этот шарж до сих пор на фреске, то слова Папы могли звучать именно так.
3. Сюжет, где святой Варфоломей держит в руках снятую кожу грешника примечателен тем, что художник написал свой автопортрет в этом грешнике. Вот таким выжатым и обездвиженным он себя и ощущал. Лицо св.Варфоломея он списал со своего самого рьяного критика и мучителя Пьетро Аретино.
4. В центральной части композиции сидит Иисус Христос (второе пришествие Христа), мускулистый и без бороды, взгляд суров. Это уже не милостивый Господь, которого мы привыкли видеть на иконах, а осуждающий и жесткий. Поднята карающая рука судьи, как жест возмездия.
Слева от Иисуса сидит в смятении Богородица, сжавшись она смотрит жалостливо на грешников, но уже не просит заступничества за них у Сына.
Только эти две фигуры в центре неподвижны и монументальны, всё остальное кружится в вихре неизбежности. И чем дальше и ниже от центра, тем страшнее.
5. Слева и справа от Иисуса с матерью святые апостолы и пророки: Петр возвращает ключи от рая (лицо списано с Папы Павла III), Лаврентий с лестницей, Иоанн Креститель - мощный культурист, Павел, Андрей, Иоанн Богослов, Марк. Почему именно такими изображены апостолы это отдельная и объемная история каждого.
6. Вокруг в ближайшем окружении блаженные и юродивые. Они всегда были не от Мира сего. Как принято считать - Божьи люди.
7. Во втором кругу - святые отцы, мученики, герои Ветхого Завета.
Все они изображены без привычных нимбов. Символизируя, что перед Страшным судом все равны.
8. Вдали виден спасительный ковчег (справа) и спасительный крест(вверху слева). Поведение и характер людей перед лицом смерти наглядно и мастерски написаны рукой мастера. Обезумевшие от страха лица или спокойные и с надеждой на спасение. Протягивающие руки для спасения другим, хотя и у самих шаткое положение.
9. Вся эта страшная красота находится на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Размер фрески примерно 2,5х1,5 метров.
Как осознать всю глобальную драматичность сюжета? Это просто фантастика! И все это создал гениальный художник-одиночка, частенько сам гонимый и страдающий - Микеланджело Буонарроти.