Найти тему

Итоговое собеседование-2024. Диалог

Этой статьёй я завершаю серию публикаций с материалами для подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе. Речь в ней пойдёт о диалоге.

Номер задания в итоговом собеседовании — 4.

Вид работы — участие в диалоге.

Тема — сразу по окончании монологического высказывания обучающегося собеседник задаёт три вопроса по заявленной теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Вопросы подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательную и языковую сторону речи обучающегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и разнообразного языкового материала. Например, если обучающийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи – описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. И так далее.

Собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в КИМ итогового собеседования.

Время на подготовку — 0 минут.

Время на диалог — до 3-х минут.

Критерии оценивания диалога

  1. Выполнение коммуникативной задачи (Д1)
  • 2 балла — участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на три вопроса в диалоге.
  • 1 балл – участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на два вопроса в диалоге.
  • 0 баллов — участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: дан развёрнутый ответ на один вопрос в диалоге, или ответы на вопросы не даны, или даны односложные ответы

Максимальное количество баллов — 2.

Критерии оценивания грамотности речи (оцениваются задания 1 - 4)

1. Соблюдение орфоэпических норм (Р1):

  • 2 балла – орфоэпических ошибок нет;
  • 1 балл – допущены одна-две орфоэпические ошибки;
  • 0 баллов – допущены три орфоэпические ошибки или более.

2. Соблюдение грамматических норм (Р2):

  • 2 балла – грамматических ошибок нет;
  • 1 балл – допущены одна-две грамматические ошибки;
  • 0 баллов – допущены три грамматические ошибки или более.

3. Соблюдение речевых норм (Р3):

  • 2 балла – речевых ошибок нет, или допущены одна-две речевые ошибки;
  • 1 балл – допущены три-четыре речевые ошибки;
  • 0 баллов – допущены пять речевых ошибок или более.

4. Богатство речи (Р4):

  • 1 балл – речь характеризуется богатством словаря и разнообразием используемых грамматических конструкций;
  • 0 баллов – речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием используемых грамматических конструкций.

5. Соблюдение фактологической точности (Р5):

  • 1 балл – фактические ошибки отсутствуют;
  • 0 баллов – допущена одна фактическая ошибка или более 0.

Максимальное количество баллов – 8.

Порядок процедуры диалога

  1. Учитель-собеседник сразу после окончания монологического высказывания доброжелательным тоном задаёт экзаменуемому по порядку три вопроса, предложенных в КИМ. Выслушивает ответы. При необходимости может задать дополнительные (наводящие или уточняющие) вопросы. Эмоционально поддерживает ученика.
  2. Учитель-собеседник благодарит ученика, объявляет об окончании процедуры и разрешает ему покинуть помещение, где проводилось испытание.

Важно! Во время диалога никто из присутствующих педагогов НЕ делает замечаний, НЕ даёт подсказок, НЕ исправляет ошибок, допущенных учеником. Баллы за диалог сразу НЕ озвучиваются.

Теория. Диалог

Диалог — это разговор двух лиц.

Диалог состоит из реплик собеседников.

Особенности диалога:

  • присутствуют два собеседника;
  • участники высказываются по очереди;
  • каждый поочерёдно слушает и отвечает.

Реплика — это произнесённое высказывание отдельного участника разговора.

Реплика может состоять из одного слова, из словосочетания, предложения или целого текста.

Чек-лист

  1. Внимательно выслушивайте вопросы учителя-собеседника, в том числе и дополнительные. Скорее всего, он постарается вам помочь, задавая наводящий или уточняющий вопрос.
  2. На вопросы учителя-собеседника давайте полные, развёрнутые ответы, состоящие из 2 – 4 предложений.
  3. Не бойтесь дать «неправильный» ответ. Ваша задача — высказать свою точку зрения, обозначить собственную позицию.
  4. Помните, что недостаточно просто высказать мысль — её нужно доказать (обосновать, привести пример из личного опыта).
  5. Будьте максимально искренни. Говорите только о том, что было на самом деле.
  6. Проявляйте положительные эмоции, улыбайтесь, помогайте себе жестами и мимикой.
  7. Старайтесь правильно употреблять слова, ставить ударения, строить предложения.
  8. Говорите достаточно громко, чётко, не «глотайте» окончания, не спешите, но и не делайте слишком больших пауз. Если какой-то вопрос поставил вас в тупик, скажите: «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос».

Речевые клише для диалога

  • Я думаю, что…
  • Я считаю, …
  • Как мне кажется, …
  • По-моему, …
  • По моему мнению, ...
  • По-видимому, …
  • Следовательно, …
  • Итак, …
  • Таким образом, …
  • Например, ...

При написании статьи использованы документы с сайта ФИПИ.

Все статьи об итоговом собеседовании читайте в подборке: https://dzen.ru/suite/a3b88212-e5c3-4d04-91c8-aeb5e558c408

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.