Найти в Дзене
TacticMedia

Евгений Понамарчук. По нулям: МиГ-17 в Суэцкой войне

МиГ-17 был самым современным советским истребителем на Ближнем Востоке 1950-х годов. Немногочисленные самолёты в составе ВВС Египта приняли участие в Суэцкой войне, и существует множество упоминаний об их успехах против израильской и британской авиации. Попытка изучения этих успехов приводит к появлению множества вопросов.

Воздушные бои во время Суэцкой войны 1956 года не предоставили большого материала для исследователей. Семь сбитых египетских самолётов (по три МиГ-15 и «Вампира», один Ил-14), один израильский («Каб») и ни одного британского и французского – вот и все достоверные воздушные победы. Едва ли не более интересно для изучения то, что не подтверждается. Часть из этого – обычный «оверклейм», пустые заявки лётчиков, а другая часть – настоящие легенды, десятилетиями передаваемые из публикации в публикацию.

Много ли в истории случаев, когда национальный лидер рассказывал об отдельно взятом воздушном бое? Президент Египта Гамаль Абдель Насер поступил именно так, давая интервью журналу «Ахер саа» в декабре 1956 года (цитируется по: Президент Насер об англо-франко-израильской агрессии против Египта. // Красное знамя (Томская область). – 8 декабря 1956. – С. 4):

Наши истребители «МИГ-17» явились неожиданностью для неприятеля и показали, что они превосходят французские истребители «Мистэр-4», которые неприятель использовал против нас. Превосходство МИГ’ов было отчетливо продемонстрировано в битве над аэродромом Кабрит, когда три этих самолета, вступив в бой с 8 неприятельскими самолетами, три из них сбили, обратив остальных в бегство.

Надо сказать, что успехам истребителя МиГ-17 в русскоязычных источниках уделено неожиданно большое внимание, учитывая малочисленность этого типа в тогдашних египетских ВВС. На фоне довольно печальных для египтян общих результатов воздушной войны он предстаёт настоящей звездой. Комментируя его победы и потери, авиационный историк Николай Якубович отметил:

«…по приблизительным оценкам можно вывести соотношение 1:3 в пользу МиГ-17Ф».
Египетский МиГ-17Ф после Суэцкой войны
Египетский МиГ-17Ф после Суэцкой войны

В израильских и западных источниках бой над Кабритом описан совсем иначе. Роберт Джексон, «Suez 1956: Operation Musketeer»:

Ещё один воздушный бой произошёл примерно в это же время над восточным берегом канала недалеко от Кабрита между восемью «Мистэрами» и 12 МиГ-15. Израильские пилоты заявили об уничтожении двух МиГов и ещё двух предположительно. Один «Мистэр» был тяжело повреждён, но пилот долетел до аэродрома и совершил успешную посадку.

Здесь МиГ-17 даже не фигурирует.

Попробуем разобраться, сколько «Мистэров» на самом деле сбили самые современные истребители египетских ВВС… и применялись ли они вообще.

Перед войной

С 1955 года Египет, до сих пор имевший военную технику преимущественно британского производства, начал масштабное перевооружение, заключая контракты с Чехословакией и СССР. Год спустя истребители МиГ-15бис чехословацкого производства уже были основными боевыми самолётами национальных ВВС. На этом египтяне не собирались останавливаться, и нацелились на следующую модель – МиГ-17Ф. Весной 1956 года был заключён контракт теперь непосредственно с Советским Союзом на поставку 24 машин. С 1 октября началась подготовка десяти лётчиков эскадрильи No 1 на новых истребителях под руководством советских инструкторов.

К началу войны в эскадрилье No 1 (аэродром Алмаза) насчитывалось 12 МиГ-17Ф, но всего 6 лётчиков успели обучиться на них. Некоторые авторы приводят ещё меньшее число – шесть самолётов и один-единственный лётчик, командир эскадрильи No 1 сквадрон-лидер Мустафа Шалаби эль-Хиннави. Исходя из рассказов самого эль-Хиннави и количества оставшихся МиГов после войны, эти данные представляются чересчур заниженными.

В израильских ВВС единственным серьёзным соперником МиГов являлись «Мистэры» IVA в составе 101-й эскадрильи. Численно у сторон был паритет: израильтяне имели 14 готовых к боевым операциям истребителей, зато 19 пилотов для них. Две французские эскадрильи «Мистэров», замаскированные как 199-я и 201-я израильские (причём одна из них на израильских же самолётах), предназначались только для обеспечения ПВО и фактически не воевали.

29 октября 1956 года Израиль начал вторжение на Синайский полуостров. На следующий день египетские ВВС приступили к ударам по вражескому десанту на перевале Митла. Во второй половине дня 30 октября сквадрон-лидер эль-Хиннави вылетел на перехват британского самолёта в районе Порт-Саида (неясно, в одиночку или во главе звена – описание эпизода в книге Тома Купера и Дэвида Николя «Wings Over Sinai» содержит противоречие). Это был первый боевой вылет египетского МиГ-17...

Читать на сайте >>>