От автора: 2023 год, год Черного Кота(Кролика), принес мне новое знакомство, которое не иначе как судьбоносным и мистическим не назовешь. И речь идёт о сценаристе, драматурге и режиссёре Александре Жуковой.
С особым трепетом прикасаюсь к дебютной работе Александры - "Марта". Картина пока демонстрируется на фестивалях и клубных показах и не вышел в широкий прокат.
Фильм получился многогранным, многоуровневым и очень эмоциональным, напряжённым и контрастным. Послевкусие приводит к новым поискам глубинных аспектов картины. И от себя выражаю восхищение талантом и Александры, и блестящими артистами, и ювелирной операторской работой, и съемочной группой!
Очень люблю артхаусное кино и данная работа исключительно органична в пространстве психосемантики, символов, архетипов и нетривиальности сюжета.
Я позволю себе поделиться своими впечатлениями о картине в сложившейся триаде "Явь-Правь-Навь", где Явь - это окружающая действительность, Правь - Божественные законы мироздания, Предназначение свыше, а Навь - это скрытая, темная, хтоническся сторона.
Первый уровень. Явь
Переживания молодой женщины (Теона Дольникова) , оказавшейся в условиях мучительного выбора. Несчастный случай с мужем (Игорь Скрипко) ставит на кон ее нравственные ценности, связанные с архетипом Матери.
Что делать? Неужели суррогатное материнство сможет помочь мужу встать на ноги?
Суррогатное материнство - выбор далеко не для всех женщин. Для Марты оно катастрофично...
Несчастная женщина впадает в отчаяние и попадает в руки опытной "властительницы судеб", этакой "атаманши", промоутера услуг суррогатного материнства (Нино Калатози). Колоритная внешность персонажа архетиптчески соотносится с некоей хтонической сущностью, способной ввести в заблуждение нашу героиню.
Марта не может смириться с этим испытанием. Как отдать того, кого вынашиваешь под сердцем девять месяцев? Это несправедливо!
Яркая, нервная,импульсивная Марта и спокойный, умиротворяющий муж, к которому женщина обращается "Душа моя!". Они констрастны и целостны одновременно, они как Инь и Ян, воплощают в своих образах тот самый закономерный процесс взаимодействия и поддерживают вечную гармонию.
Второй уровень.Правь: Замысел Творца?
Для меня этот фильм именно, в первую очередь, архетиптчен и символичен. Мать, Жрица, Болезнь (Боль), Дом, Семья...
Но многогранность архетипов ещё и соотносится с богатым символизмом картины.
Источник боли именно мандариновое дерево - символ счастья. Трагический случай произошел, когда муж Марты упал с дерева и остался обездвиженным.
Афиша с глубоким смыслом.
В кадрах картины мы то и дело наблюдаем популярный цветок спатифиллум, "женское счастье"...Поможет ли он Марте?
В чем сакральная глубина этого несчастья? Не в том ли, чтобы пройти испытание "и в радости, и в горе'?
Больной муж - большое горе. И выход нужно искать...
В сцене "Разговор с Заказчиком" акцентируется внимание на рыбке в аквариуме.
Символ рыбки имеет много значений. Помимо отсылки к христианским ценностям, мы видим и Воду как стихию исключительно женской энергии, символ интуиции и чувств. Кроме этого, если мы обратимся к толкованию сновидений, то вспомним , что поймать рыбку во сне предвещает беременность...
Аквариум в данном эпизоде - это символ ограничения свободы, сдавливания и удушающей, тошнотворной тревоги. Некуда бежать?!
Третий уровень. Что скрывает Навь?
Мне показалось, что в этом фильме скрыта некая тайна.
А что, если Марта живет в своем воображаемом мире?
Мне показалось, "теневая" сторона фильма о психическом заболевании, разрушающем личность человека. Возможно , этому предшествовала травма, связанная с потерей ребенка и/или уходом мужа? А может когда-то "это" уже случилось с ней? И опыт суррогатного материнства сыграл с ней злую шутку и теперь ни ребенка, ни мужа?
И все эти образы- видения лишь в ее голове... ?
Об этом я задумалась, когда увидела тонкий операторский пассаж в сценах безумия Марты. Это именно безумие, кажется, что внутренний и внешний миры слились воедино, восприятие реальности искажено... Мимика, жесты, гримасы Марты - сплошной оголенный нерв, боль, надрыв.
Крик Марты - это вопль к Природе, отчаяние к Человеку, стремящемуся перехитрить Природу, словно на соревнованиях...
Фильм "Марта", словно притча, которая ведёт нас к самим себе и к переосмыслению этических норм и человеческих ценностей..
Фильм-паника, обращённый к каждому из нас, насколько мы уязвимы для самих себя и сможем ли мы защитить себя даже в самых драматичных жизненных обстоятельствах?
Фильм -предчувствие, а что если "это" произойдет с нами? Теряем ли мы человеческое, ведь научно -технический прогресс идёт к тому, что эктогенез (формирование плода вне матки в искусственных условиях) уже не футуризм, а технология ближайшего будущего, имеющая своих адептов...
Записывайтесь на онлайн -практики или по телефону +79272823878 (WhatsApp Telegram Viber)
Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru