Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Явь, Правь и Навь в фильме "Марта"

От автора: 2023 год, год Черного Кота(Кролика), принес мне новое знакомство, которое не иначе как судьбоносным и мистическим не назовешь. И речь идёт о сценаристе, драматурге и режиссёре Александре Жуковой.

С особым трепетом прикасаюсь к дебютной работе Александры - "Марта". Картина пока демонстрируется на фестивалях и клубных показах и не вышел в широкий прокат.

Фильм получился многогранным, многоуровневым и очень эмоциональным, напряжённым и контрастным. Послевкусие приводит к новым поискам глубинных аспектов картины. И от себя выражаю восхищение талантом и Александры, и блестящими артистами, и ювелирной операторской работой, и съемочной группой!

Очень люблю артхаусное кино и данная работа исключительно органична в пространстве психосемантики, символов, архетипов и нетривиальности сюжета.

Я позволю себе поделиться своими впечатлениями о картине в сложившейся триаде "Явь-Правь-Навь", где Явь - это окружающая действительность, Правь - Божественные законы мироздания, Предназначение свыше, а Навь - это скрытая, темная, хтоническся сторона.

Первый уровень. Явь

Переживания молодой женщины (Теона Дольникова) , оказавшейся в условиях мучительного выбора. Несчастный случай с мужем (Игорь Скрипко) ставит на кон ее нравственные ценности, связанные с архетипом Матери.

*📷
*📷

Что делать? Неужели суррогатное материнство сможет помочь мужу встать на ноги?

Суррогатное материнство - выбор далеко не для всех женщин. Для Марты оно катастрофично...

Несчастная женщина впадает в отчаяние и попадает в руки опытной "властительницы судеб", этакой "атаманши", промоутера услуг суррогатного материнства (Нино Калатози). Колоритная внешность персонажа архетиптчески соотносится с некоей хтонической сущностью, способной ввести в заблуждение нашу героиню.

Марта не может смириться с этим испытанием. Как отдать того, кого вынашиваешь под сердцем девять месяцев? Это несправедливо!

Яркая, нервная,импульсивная Марта и спокойный, умиротворяющий муж, к которому женщина обращается "Душа моя!". Они констрастны и целостны одновременно, они как Инь и Ян, воплощают в своих образах тот самый закономерный процесс взаимодействия и поддерживают вечную гармонию.

Второй уровень.Правь: Замысел Творца?

Для меня этот фильм именно, в первую очередь, архетиптчен и символичен. Мать, Жрица, Болезнь (Боль), Дом, Семья...

Но многогранность архетипов ещё и соотносится с богатым символизмом картины.

Источник боли именно мандариновое дерево - символ счастья. Трагический случай произошел, когда муж Марты упал с дерева и остался обездвиженным.

-2

Афиша с глубоким смыслом.

В кадрах картины мы то и дело наблюдаем популярный цветок спатифиллум, "женское счастье"...Поможет ли он Марте?

В чем сакральная глубина этого несчастья? Не в том ли, чтобы пройти испытание "и в радости, и в горе'?

Больной муж - большое горе. И выход нужно искать...

В сцене "Разговор с Заказчиком" акцентируется внимание на рыбке в аквариуме.

Символ рыбки имеет много значений. Помимо отсылки к христианским ценностям, мы видим и Воду как стихию исключительно женской энергии, символ интуиции и чувств. Кроме этого, если мы обратимся к толкованию сновидений, то вспомним , что поймать рыбку во сне предвещает беременность...

Аквариум в данном эпизоде - это символ ограничения свободы, сдавливания и удушающей, тошнотворной тревоги. Некуда бежать?!

*Кадры из фильма размещены с разрешения режиссёра.📷
*Кадры из фильма размещены с разрешения режиссёра.📷

Третий уровень. Что скрывает Навь?

Мне показалось, что в этом фильме скрыта некая тайна.

А что, если Марта живет в своем воображаемом мире?

Мне показалось, "теневая" сторона фильма о психическом заболевании, разрушающем личность человека. Возможно , этому предшествовала травма, связанная с потерей ребенка и/или уходом мужа? А может когда-то "это" уже случилось с ней? И опыт суррогатного материнства сыграл с ней злую шутку и теперь ни ребенка, ни мужа?

И все эти образы- видения лишь в ее голове... ?

Об этом я задумалась, когда увидела тонкий операторский пассаж в сценах безумия Марты. Это именно безумие, кажется, что внутренний и внешний миры слились воедино, восприятие реальности искажено... Мимика, жесты, гримасы Марты - сплошной оголенный нерв, боль, надрыв.

Крик Марты - это вопль к Природе, отчаяние к Человеку, стремящемуся перехитрить Природу, словно на соревнованиях...

Фильм "Марта", словно притча, которая ведёт нас к самим себе и к переосмыслению этических норм и человеческих ценностей..

Фильм-паника, обращённый к каждому из нас, насколько мы уязвимы для самих себя и сможем ли мы защитить себя даже в самых драматичных жизненных обстоятельствах?

Фильм -предчувствие, а что если "это" произойдет с нами? Теряем ли мы человеческое, ведь научно -технический прогресс идёт к тому, что эктогенез (формирование плода вне матки в искусственных условиях) уже не футуризм, а технология ближайшего будущего, имеющая своих адептов...

Записывайтесь на онлайн -практики или по телефону +79272823878 (WhatsApp Telegram Viber)

Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru