Павел Кадочников обладал удивительным даром перевоплощения. Коллеги восхищались тем, как легко ему удавалось раствориться в образе, полностью изменяя свою внешность и поведение. Однажды в спектакле "Брат и сестра" Павлу доверили сыграть сразу семь персонажей! И он справился блестяще, настолько профессионально воплощая каждого героя, что даже родной отец, побывав на премьере, был поражен. Упрекнув сына: "Почему ты меня обманул? На сцене появлялся то юный паренек, то старик, а тебя среди них не было!".
Удивить великого Эйзенштейна своим перевоплощением тоже удавалось немногим. Но Павел с легкостью сыграл в его фильме "Иван Грозный" сразу три роли: сына Старицкой, халдея и Евстафия Колычева. Пораженный режиссер подарил ему фото со словами: "Дорогому Оборотню Павлу, который с невероятной легкостью проходит через километры извилистых путей". И с тех пор прозвище "Оборотень" неизменно сопровождало актера, ярко характеризуя его уникальный талант.
Павел был не только блестящим актером, но и настоящим ловеласом. Его мужественная красота и обаяние завораживали представительниц прекрасного пола. Но, несмотря на многочисленные романы на стороне, ему удалось прожить в одном браке целых 53 года. Секретом долголетия отношений стало мудрое терпение его верной жены, которая с достоинством переносила похождения мужа и никак не реагировала на поклонниц.
Павел появился на свет 29 июля 1915 года в Петрограде. Его детство пришлось на суровые годы революции и гражданской войны. Когда отцу пришлось уехать на фронт, семья перебралась в небольшое уральское село, где Павлик с увлечением рисовал и разыгрывал домашние спектакли о деревенской жизни. Он твердо решил в будущем стать художником.
Вернувшись в Ленинград, Павел поступил в художественную школу. Но неожиданная болезнь отца заставила его бросить учебу и пойти работать на завод, чтобы помогать семье. Однако страсть к искусству не оставляла Павла – на заводе он активно участвовал в художественной самодеятельности. И вскоре талантливого парня заметил руководитель театральной студии. Началась карьера будущей звезды советской сцены и кино.
Начало кинокарьеры у Павла вышло немного обидным. Дебютная роль Михася в фильме "Несовершеннолетние" показалась ему жалкой, и увидев себя на экране, актер пришел в уныние. Он даже подумывал, что больше никогда не снимется в кино.
Но режиссер Сергей Юткевич сумел уговорить Павла вернуться в кадр. Предложив эпизодическую, но яркую роль красноармейца в своем новом фильме "Человек с ружьем". И именно эта работа помогла молодому актеру обрести уверенность в своих силах. Дальше последовали новые интересные предложения. И к началу войны Павел успел сняться в нескольких заметных картинах: "Разгром Юденича", "Яков Свердлов", "Антон Иванович сердится".
Уйти добровольцем на фронт Павлу не дали – его оставили работать над военными фильмами, имевшими стратегическое значение. Снимаясь в таких картинах, как "Подвиг разведчика", "Повесть о настоящем человеке", "Далеко от Москвы", он не только обретал славу и любовь зрителей, но и внес весомый вклад в общее дело Победы. За эти работы актер был трижды удостоен Сталинской премии.
Однако после войны количество предложений для Кадочникова резко сократилось. Не зная, какой новый образ героя ему предложить, режиссеры перестали его приглашать. Выходом стала смена амплуа. Блестяще сыграв романтичного героя – известного мотогонщика Ермолаева в мелодраме "Укротительница тигров", Павел вернул былой интерес к своей персоне. Поток ролей возобновился. Он с удовольствием снимался в любимых зрителями комедиях и мелодрамах. А вскоре попробовал себя и в качестве кинорежиссера, поставив несколько успешных фильмов.
К сожалению, в конце 60-х годов карьера Павла Кадочникова вновь пошла на спад. Предложения сниматься становились всё реже, и актер был вынужден подрабатывать концертными выступлениями. Но постепенно он отошёл от кино в сторону театра и режиссуры. А снимался в основном в эпизодах.
Перелом произошёл благодаря Никите Михалкову, пригласившему Павла на главную роль в своём новом фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Успех картины и яркая игра маститого актёра вернули к нему интерес со стороны кинематографа. Посыпались новые предложения сниматься. И в возрасте за 60 Кадочников переживал настоящий творческий расцвет.
Зрители с восторгом принимали его работы в таких фильмах, как «Сибириада», «Сюда не залетали чайки», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Идеальный муж». А роль в трагикомедии «Проданный смех» принесла актёру вторую волну популярности.
К сожалению, в это же время Павел переживал серьёзные потрясения в личной жизни. Его постигли тяжелые утраты – сначала погиб старший сын Константин, а через три года ушёл из жизни и младший сын Пётр. Эти трагедии подкосили актёра. Единственным спасением стала работа.
Он решил воплотить свою давнюю мечту – экранизировать рассказ о музыканте Василии Андрееве. Так появился сценарий будущего фильма «Серебряные струны», написанный в соавторстве. Сам Кадочников сыграл в картине пронзительный образ старого крестьянина, научившего главного героя игре на балалайке. К сожалению, этот фильм стал для Павла последней работой в кино.
Премьера картины состоялась в январе 1988 года и прошла с большим успехом. Однако радость была омрачена неприятной историей. Соавтор сценария вдруг подал на Кадочникова в суд, обвинив его в присвоении авторских прав на фильм. Это предательство тяжело ранило Павла Петровича. Вскоре у него обострились проблемы с сердцем. И 2 мая 1988 года его не стало. Похоронен он рядом с младшим сыном Петром на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. Так завершился жизненный путь этого выдающегося мастера кино, прошедшего через многие испытания, но до конца сохранившего преданность своему призванию.