Едва закончился срок моей воинской службы (1979), как непредсказуемая актерская судьба вновь предоставила мне возможность облачиться в армейский мундир. Правда, на сей раз это был игровой костюм. Проще говоря ,меня пригласили попробоваться на роль армейского повара Виктора Бараболько в картине «Пограничный пес Алый» по повести писателя Юрия Коваля.
Как и положено, были и другие претенденты на эту «должность», но мнение автора, отдававшего мне предпочтение, возобладало, в результате чего утвердили мою кандидатуру. Теперь оставалось каким-то образом совместить выезды на натурные съемки с занятостью в театре. Вылеты предстояли неблизкие : в Туркмению, в Ашхабад. Предполагался также «заход» в район Душанбе, но там уже было неспокойно. Ограничились погранзаставами вблизи поселка Фирюза. Премилое местечко с женским именем. Сдается, что именно там мы отрази на пленке финальную сцену картины, а именно встречу Кошкина с Алым.
А вот суровые солдатские будни снимали уже на реальной заставе. Добираться до места приходилось по крутым горным дорогам. Машины вели опытные местные водители. В особо опасных местах, дабы избежать риска, автомобили взбирались на кручу строго по инструкции, по одиночке, пока остальные ождали своей очереди.
Моим партнером в кадре был актер Виктор Косых, известный по культовому фильму «Неуловимые мстители» и другим., не менее популярным. За период общей работы мы сблизились и много свободного времени проводили вместе. Будучи заядлым конником, Виктор не упускал случая погарцевать в седле. На заставе такая возможность, к счастью, представилась. Правда, из всей киногруппы только я смог составить ему компанию для прогулок верхом, которые мы совершали по окрестностям под предлогом подготовки к съемкам, ведь нам обоим предстояло проявить искусство джигитовки уже на экране. К сожалению, мой лихой пробег на гнедом жеребце не вошел в окончательный вариант фильма. Как, впрочем, и многое другое. Витя оставил в памяти самые теплые воспоминания. Его не шаблонный юмор всегда способствовал хорошему настроению. Не помню, чтобы он в критические моменты злоупотреблял сквернословием. В таких случаях Виктор произносил слово:"Бл...еск". Именно с такой коварной паузой. На мой взгляд это гораздо остроумнее и изящнее, чем употребление вместо грязного ругательства слово "блин". Теперь эти блины, подобно навозным коровьим лепешкам, загаживают повседневную речь.
Находясь на заставе, у меня была возможность наблюдать со стороны работу армейского повара в реальных условиях. Отнюдь не легкая и очень необходимая должность, своим трудом подтверждающая простую истину «Как полопаешь, так и потопаешь».
Поскольку отснятый со мной "кухонный" материал не имел ничего общего с реальностью, я упросил режиссера Юлия Файта дать мне возможность «исправиться» и снять сцену на кухне, среди раскаленных плит и кипящих котлов, непосредственно во время кулинарного «священнодействия». В легкой куртке на голое тело, с разрумянившимся лицом я стремился, как можно точнее, передать «правду жизни». К сожалению, ни этот эпизод, ни эпизод с эксклюзивным методом дрессуры от повара Бараболько, в картину не вошли.
Обнаружилось это только на премьерном показе. Вердикт худсовета гласил, что роль второго плана получилась колоритнее главной и во время монтажа созданный мной образ «кастрировали», но даже в таком, усеченном формате фильм принес автору статьи определенную долю популярности.
В начале 80-х нас с Юлием Файтом пригласили на встречу со зрителями во время фестиваля в пионерском лагере «Орленок» на берегу Черного моря. В детстве мне очень хотелось туда попасть, но на заветную путевку в ведомственный лагерь от ЦК ВЛКСМ могли рассчитывать либо отличники, либо имеющие блат. Ни к той, ни к другой категории я не принадлежал. Однако судьбе было угодно, чтобы справедливость восторжествовала, и моя мальчишеская мечта сбылась. Общаясь с ребятами, я живо представил себя одним из них. Замечательно проведя время и обзаведясь полезными знакомствами, мы вернулись в Москву. Тогда я и представить себе не мог, что скоро вновь окажусь в кругу своих новых друзей. Дело в том, что Новый драматический театр, где мне довелось в то время служить, получил приглашение на гастроли в Краснодар. Достаточно взглянуть на карту и станет ясно, что поездка к морю была просто неизбежна. Так и случилось. В общем, мое пребывание в столице Кубани перемежалось с вояжами к гостеприимным хозяевам «Орленка». С моей же стороны было обеспечение их билетами на наши спектакли.
Вот так удачно в тот год сошлись звезды. Ни до, ни после в славном городе Краснодаре побывать не удавалось.
Во время интервью для передачи, посвященной 40-летней годовщине фильма я поделился забавными эпизодами, случавшимися в нашей работе. Так произошло в сцене, где я должен вытащить из обрушившегося здания раненого героя. По сценарию мне предстояло, подбежав, подергать заклинившую дверь, а затем влезть в разбитое окно. Для пущей важности в руки мне дали фальшфейер, который я должен был эффектно «запалить» в кадре. Поначалу все шло по плану. Вбежав в кадр и «дав огня», я вдруг услышал истошный крик из-за камеры : «Дверь не закреплена!» Файер был единственным, и дубль исключался. Пришлось применить смекалку и дергать дверь, в которую сам же упирался ногой. При внимательном просмотре это заметно.
Позже стало известно, что сцену землетрясения мы снимали в том же месте, где когда- то шли съемки «Офицеров». После нас эти декорации годились уже разве что для съемок апокалипсиса.
Приятно, что каждый год в День пограничника какой-либо из каналов обязательно транслирует этот фильм по ТВ.