В самое начало Великой Отечественной войны, когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, немецкая пресса разразилась сообщениями о потрясающих успехах летчиков люфтваффе. Утверждалось, что всего за первые часы конфликта они сокрушили более 700 советских самолетов, из которых более 500 были уничтожены на земле. В то время как британские СМИ сомневались в этих данных, рассматривая их как пропагандистский ход, на самом деле советские военно-воздушные силы переживали настоящую трагедию...
В тридцать один год – генерал ВВС
Иван Копец, который к 28 годам уже достиг звания полковника, а к 31 – стал генералом, прошел путь, достойный восхищения. Он был удостоен звания Героя Советского Союза за свою службу в Испании, куда был направлен в сентябре 1936 года в числе первых четырех советских летчиков.
На иностранных бипланах "Ньюпор-52", которые казались скорее реликвиями прошлого, Копец и его товарищи вели бои в Испании до получения советских истребителей И-15. Эти сражения были безжалостными, и 93 советских летчика отдали свои жизни в них. Но для Копеца служба в Испании стала трамплином для его дальнейшей карьеры. После возвращения домой, он был награжден тремя наградами (орден Красного Знамени, орден Ленина и Грамоту Героя Советского Союза) и пропустив несколько промежуточных ступеней, сразу стал полковником.
В последующие годы, Копец продолжил свою воинскую службу, участвуя в Советско-финской войне, где командовал военно-воздушными силами и сам лично выполнял боевые задания. За свои заслуги он был отмечен вторым орденом Ленина и получил повышение в звании. Его вклад в оборону страны продолжился, но уже возглавляя ВВС Белорусского военного округа.
Странные предвоенные меры
В преддверии конфликта с Германией военно-воздушные силы страны активно готовились к возможной войне. Были сформированы 10 новых авиационных полков и авиабаз, а к существующим четырем авиабригадам добавили еще две, как поступила директива:
срочно перейти на дивизионную структуру, а все авиабригады – расформировать.
Авиация была разделена на три ключевые части: фронтовую, которая находилась в прямом подчинении командующего воздушных сил округа; армейскую, подчиняющуюся руководителю воздушных сил для каждой конкретной армии; и войсковую, интегрированную в состав корпусов.
Началось стремительное создание новых авиадивизий, а также масштабное строительство аэродромов, оснащенных бетонными взлетно-посадочными полосами.
В апреле 1941 года произошла очередная реорганизация: авиабазы были изъяты из подчинения авиадивизий и переданы в специально создаваемые районы авиационного базирования.
Аэродромы, находившиеся в непосредственной близости к границе, были переполнены самолетами, что делало их уязвимыми для внезапных атак. В последние месяцы перед началом военных действий в воздушное пространство регулярно вторгались немецкие разведывательные самолеты, однако приказ был четок:
отвечать на провокации запрещено
Накануне вторжения
18 июня, генерал Копец, осознавая серьезность ситуации, отдал приказ полковнику Захарову, командиру 43-й истребительной дивизии, провести разведывательный полет вдоль границы на самолете У-2. Результаты разведки были шокирующими: немецкие войска готовились к наступлению. Сообщение было передано вышестоящему командованию, но ответ был строгим и неопределенным:
не поддаваться на провокации
Москва четко осознавала неизбежность надвигающейся войны, однако делала все возможное, чтобы отсрочить ее начало и исключить любые предлоги для Германии начать боевые действия.
В ночь на 22 июня, уже после полуночи, из Минска пришло сообщение от наркома Тимошенко о потенциальном нападении немцев. Важным моментом было очередное предписание:
не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения
В задачах оставалась лишь необходимость распределиться по полевым базам до рассвета. Однако ночные полеты были не под силу каждому пилоту, и многие самолеты оказались без оружия.
Генерал-лейтенант Сергей Долгушин, Герой Советского Союза и бывший летчик 122-го полка, вспоминает:
«21 июня, в 6 вечера мы получили приказ: снять с самолётов пушки, пулемёты, ящики с боеприпасом, и сдать всё это на склад. Недоумевали, но приказы в армии не обсуждаются».
Нина Копец, жена генерала, пересказала слова майора Ф. Олейникова, друга ее мужа и летчика-инспектора:
«В самый канун войны из Москвы пришёл приказ: подготовить самолёты к какому-то парадному смотру, то есть снять временно вооружение, и поэтому в момент фашистского нападения они оказались разоружёнными. Возможно, это одна из причин гибели Ивана».
Первый день войны
Печальный исход принял генерал Копец, который, согласно официальной версии, покончил с собой в своем кабинете около 18:00 в тот же день, осознав масштабы катастрофы. Неофициальные источники утверждают, что это произошло в момент, когда его пришли арестовывать сотрудники Особого отдела, возможно, на следующий день, 23 июня. Остается открытым вопрос: был ли он жертвой обстоятельств, предателем или был предан?
Эпизод с самоубийством генерал-майора Копеца вошел в сюжет фильма "Битва за Москву".
Диалог из фильма:
- генерал Копец, получена срочная телеграмма от командующего Павлова, он находится в 4 армии: "Всем соединением ВВС с западного фронта, немедленно, всеми силами, эшелонировано, группами уничтожить танки и переправы на подступах. Нанесите удар по немецким танковым колоннам. Задержите их."
- удара не будет, только за сегодняшнее утро и только на земле в округе уничтожено 528 самолетов. Почти все современные истребителей. Потому что не вы, Владимир Евгений, не Павлов ничего не сказали! Когда органы НКВД, которым были поручены все строительные работы начали их на всех приграничных аэродромах одновременно! Тогда никто не задумывался об обстановке. я не хочу оправдываться перед вами. Из-за вас вся авиация округа было скучена на нескольких площадках, а немецкая разведка сняла их! - ответил Копец
Дискуссионным остается вопрос о причинах катастрофы авиации Западного Особого военного округа в первый день войны: было ли это следствием хаоса или ошибок?
Будут ли когда-то обнародованы приказы и документы 1941 - остается неизвестным..
Как Вы считаете, в чём главная причина катастрофы советских ВВС?
Интересное на канале:
- Что сказал Сталин Америке, на запрос вернуть им долг 2,7 млрд долларов?
- 9 человек, которые являлись миллионерами в СССР
- Отец Арнольда Шварценеггера воевал в рядах Вермахта?
- Почему Андрей Власов выбрал фашизм, предав родину
- Кто в войну убирал погибших солдат с поля боя
Не забудьте подписаться! На нашем канале много интересного и познавательного!
#ссср #сталин #великаяотечественнаявойна #история #историческийфакты #историяссср #война #советскийсоюз #1941 #родина