«Булгаковский дом» открылся 20 лет
назад по адресу: Большая Садовая, 10,
на первом этаже того самого дома, где
когда-то впервые в Москве поселился
автор «Мастера и Маргариты», самого
мистического и самого «московского»
произведения русской литературы.
Сегодня это многомодульное культурное
пространство, сочетающее в себе музей,
театр им. М. А. Булгакова и культурный
центр, посвященный жизни и творчеству
писателя.
О том, как сам Михаил Афанасьевич
охраняет это место, как «Булгаковский дом»
учит открывать в себе эмоции и исполняет
желания, мы поговорили
с его директором Натальей Скляровой.
ИНТЕРВЬЮЕР:
Никита Брусиловский
ФОТО:
Платон Шиликов
Расскажите, пожалуйста, как появился на свет музей Булгакова.
Музей-театр «Булгаковский дом» открылся 15 мая 2004 года, в день рождения Михаила Афанасьевича Булгакова, в доме
№ 10 на Большой Садовой, – самом
известном московском адресе писателя.
Его создание изначально было инициативой небольшой группы энтузиастов,
ведь в то время не существовало никаких институций, посвященных Булгакову
и его творчеству. Поэтому мы обратились в органы исполнительной власти
с идеей организовать такое культурное
пространство, куда могли бы приходить
любители произведений Булгакова, как
гости столицы, так и ее жители. До этого на Большой Садовой, 10, был обычный закрытый двор, но люди заходили
сюда через калитку, расписывали стены и лестницы дома, где жил и творил
Булгаков, – было очевидно, что их влечет
место, описанное в романе «Мастер
и Маргарита». И мы подумали: раз человек сюда пришел, то нужно дать ему возможность соприкоснуться непосредственно с творчеством писателя.
В реализации этой идеи нам очень
помогли племянницы Михаила Афанасьевича, которые тогда еще были живы. Мы с ними быстро подружились и стали проводить творческие вечера. Вскоре наш молодой музей стал таким местом притяжения, где могут собираться художники, архитекторы, скульпторы, булгаковеды, литераторы. Наш литературный салон посещал Евгений Евтушенко, который сразу же на ходу сочинил стихотворение про булгаковский дом. Это было очень трогательно.
Чем ваш музей не похож на другие литературные экспозиции?
Мы максимально открыты нашим гостям,
ведь у нас к тому же все предметы
можно трогать. Очень важно, чтобы вход
в музей был бесплатным и чтобы любой
человек мог зайти «с улицы», а уж дальше он сам решит, нужно ли ему более
глубокое знакомство с Булгаковым и его
творчеством. Если он захочет, то тогда
уже пойдет на экскурсию, послушает
лекцию, купит книгу, сходит на спектакль
в нашем театре, а также перечитает
булгаковские произведения, взглянет на
них иначе.
НАША ЗАДАЧА КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЦЕНТРА – НЕ ТОЛЬКО РАССКАЗАТЬ О БУЛГАКОВЕ, НО
И ПОБУДИТЬ ЧЕЛОВЕКА ВДУМЧИВО ОБРАТИТЬСЯ К ЕГО ТВОРЧЕСТВУ. МЫ
ОЧЕНЬ ЧАСТО СЛЫШИМ ОТ ЛЮДЕЙ: «Я ПРОБОВАЛ ЕГО ЧИТАТЬ, НО НЕ МОГ
ПОНЯТЬ. А СЕЙЧАС ПОБЫВАЛ У ВАС В МУЗЕЕ И НА ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ЭКСКУРСИИ, ТЕПЕРЬ БУДУ
ПЕРЕЧИТЫВАТЬ».
На мой взгляд, это очень полезно делать каждые три года или пять лет – каждый раз роман «Мастер и Маргарита воспринимается совершенно по-разному. Булгаков – очень «зашифрованный»
писатель, и разгадать его шифр удается
далеко не сразу.
Мы, сотрудники музея, перечитывая роман, открываем что-то новое и находим ключи к разгадкам с мыслью: «Так вот же что он имел в виду!
Мы-то думали!.. А на самом деле!..» Все
творчество Булгакова напрямую связано
с его жизнью, с литераторами, театрами,
близкими и дальними людьми, с которыми
он пересекался, встречался, многих он
потом изображал в своих произведениях.
Например, того же критика Латунского,
имевшего реальный прототип в лице критика Литовского. Вообще классическая
литература, как мне кажется, хороша тем, что спустя столетия она остается актуальной. Пройдет еще 100 лет, будущее
поколение будет перечитывать Булгако-
ва и скажет: «Он написал это так давно,
а как все близко нашему времени!» На
классиков полезно опираться.
Важно, чтобы посетители нашего музея
посмотрели на Булгакова и его творчество под другим углом, с другой стороны.
И огромную роль в этом играет особая
атмосфера булгаковского дома – его
произведения ощущаются здесь совсем
по-другому. В «Мастере и Маргарите»,
когда звучит: «Садовая, 302‑бис», – это
ощущение прям до мурашек, потому что
ты чувствуешь, что дух Михаила Афана-
сьевича здесь действительно присутствует.
Я ВСЕГДА ГОВОРЮ, ЧТО САМ ПИСАТЕЛЬ
ПОМОГАЕТ НАМ В РАБОТЕ – ВСЕ КАК-ТО
С ЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД. ОН ВИДИТ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ ХОРОШЕЕ ДЕЛО, ВЕДЬ ЛЮДЯМ НРАВИТСЯ, ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В НАШ МУЗЕЙ И В ТЕАТР.
ЭТО И ЕСТЬ НАША БУЛГАКОВСКАЯ АТМОСФЕРА.
Вы упомянули театр, существующий при
вашем музее. Как он появился?
Да, театр мы открыли в 2011–2012 годах
и дали ему имя Булгакова, на что получили разрешение от наследника писателя
Сергея Сергеевича Шиловского. Но еще
до его открытия в музее проводились
представления по пьесам Булгакова,
приходили чтецы и выступали актеры.
Постепенно сформировалась театральная студия, которая и выросла в театр.
Конечно, все в нем крутится вокруг
Булгакова: его эпохи и произведений.
У нас в разное время шли две постановки «Дней Турбиных», сейчас в афише – «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце». Но мы ставим не только Булгакова: на нашей сцене можно увидеть спектакли по произведениям Островского, Достоевского и даже Шекспира – например, «Ромео и Джульетта». Но все они не случайны: так, Булгаков очень любил Достоевского, в своих произведениях он неоднократно его упоминал (вспомним хотя бы фразу кота Бегемота: «Достоевский бессмертен!»). И мы, как правило, предлагаем нашему зрителю классические произведения и в классическом облике. Я думаю, что даже сами стены «Булгаковского дома» обязывают к этому.
Поэтому мы сделали наш театр репертуарным, не сдаем его в аренду под любые постановки, а тщательно выбираем
тематику. Многие посетители говорят:
«Мы с радостью приходим, чтобы посетить ваш театр, он такой камерный».
Вы первыми запустили театрализован-
ные экскурсии, когда экскурсионная
тематика еще не была популярна…
ДА, ИМЕННО ПЕРВЫМИ В МОСКВЕ, ПРИЧЕМ ТОГДА ЕЩЕ НА НАС МУЗЕЙЩИКИ СМОТРЕЛИ ИСКОСА: «КАК ТАК,
У ВАС ТУТ БЕГАЮТ АКТЕРЫ
ПО ЗАЛАМ МУЗЕЯ, КАК ЖЕ ТАК МОЖНО?»
НО СО ВРЕМЕНЕМ ПРИШЛО
ПОНИМАНИЕ, ЧТО ТАКОЙ
ФОРМАТ – ТО, ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ ПОСЕТИТЕЛЯ К МИРУ
БУЛГАКОВА.
Даже когда приходят родители с детьми, школьниками, которым только предстоит изучать «Мастера и Маргариту» и другие произведения, они уже глубоко вовлекаются в этот мир через кота Бегемота, который ходит с примусом и «починяет» его во время
экскурсии, или Коровьева, который все
время вставляет свои язвительные шуточки.
Чуть позже у нас появился автобус, который мы переделали в трамвай и «Трамвай 302‑бис». Он с пантографом, который
открывается у него как у трамвая, даже
звуки отправления трамвайные. Так мы шагнули за пределы булгаковского дома,
пошли в город, на Патриаршие пруды,
с нашими театрализованными экскур-
сиями. У нас даже водитель участвует
в качестве актера, кричит на кого-то,
потом заходит Аннушка с бидоном (наша
актриса), появляется Берлиоз, и так
далее по тексту романа. Это как ощущение полета, во время которого нужно
отвлечься от суеты и повседневности,
на какое-то время выключить телефон
и не использовать гаджеты. На два часа
зритель переводит их в авиарежим, как
будто находясь в полете, – так мы полностью
погружаемся в действие.
Но все-таки вы делаете некоторые эксперименты в своем театре, даже с классикой?
Да, у нас есть интереснейший эксперимент – спектакль для незрячих! Мы одними из первых в Москве создали такую
постановку. Незрячие и слабовидящие
люди приходят на нее бесплатно, а зрячим мы даем маски, чтобы они себя ощутили наравне с незрячими. Я поняла, что
мы все незрячие по сути своей, потому
что мы какие-то вещи не чувствуем, у нас
сильно «прокачен» зрительный нерв,
а у незрячих – слуховой. И когда тебе его
блокируют, то открываются другие чув-
ства. Мы садимся уже не в самом зале,
а в арт-фойе, на спектакле используем
запахи апельсина, корицы, актеры дают
трогать некоторые предметы, обходя
каждого зрителя, все время раздаются
разные звуки. Это и для зрячего человека
очень интересно, совершенно другие
ощущения от спектакля. Для человека,
который все время находится в темноте,
важно пообщаться с людьми через тактильные чувства, поэтому мы держимся
за руки, когда идем в зал.
Какая это радость для незрячего человека – выйти в театр, погрузиться в спектакль, пообщаться после за чаепитием,
рассказать о своих эмоциях. Для зрячих
зрителей это тоже важно, потому что мы
понимаем свои и чужие ценности, ценности
жизни, насколько она важна. Мы
все разные и только через искусство
можем ощутить все краски жизни.
Расскажите, пожалуйста, об актерских
курсах при вашем театре.
У нас есть молодежная программа по
работе со студентами. Многие думают:
«Я не буду актером!» – и тем не менее
постепенно вовлекаются в мир театра.
Многие студенты потом играют в наших
спектаклях, некоторые далее идут уже
в профессиональные актеры – их отби-
рает режиссер. Но даже если ученик
в дальнейшем выберет другую стезю, его актерские навыки не пропадут даром,
так как они важны в любой профессии.
Особенно сейчас, когда на нас надвига-
ется искусственный интеллект, который
может предоставить любую информа-
цию, воспроизвести все, кроме эмоций.
А именно этого зачастую не хватает
молодому поколению сегодня! Ребята
сегодня очень образованные, но у них
есть проблемы с выражением своего
эмоционального состояния. Поэтому
молодежи сейчас надо посещать курсы
актерского мастерства, чтобы работать
с собственными ощущениями, испытать
эмоционально происходящее на сцене,
в какой-то момент заплакать или по-
смеяться. Без этого не будет не только
хорошего актера, не будет живого чело-
века, отличающегося от искусственного
интеллекта.
А как проходит ваше сотрудничество
с проектом «Московское долголетие»?
Мы первыми предложили «Московскому
долголетию» сделать курсы актерского
мастерства. Нас сразу же поддержали,
сказали: «Давайте, у вас же есть сцена
и театр – это будет здорово!» На этих
курсах люди старшего возраста обре-
тают момент вдохновения и творчества.
Прямо видно, как меняется мироощу-
щение тех, кто к нам приходит. Такие
курсы очень полезны для мозга, а также
для внутреннего мира человека. Как
выяснилось, у многих была нереали-
зованная мечта – попробовать себя на
сцене. И когда вдруг оказалось возмож-
ным ее осуществить, случились радость
и счастье! Мы ставили целые спектакли, в частности «Три сестры» по Чехову,
и даже выезжали с ним на большие площадки.
Курсы актерского мастерства полезны всем, независимо от возраста
и пола. И не нужно ставить задачу обя-
зательно быть потом актером. Просто
нужно себя пробовать в различных ак-
тивностях: в искусстве или спорте. Каждый человек талантлив, просто мы не
успеваем в силу занятости что-то раз-
вить в себе. Нам кажется: у меня талант
к этому, и мы начинаем заниматься чем-
то одним, а человек вообще многогра-
нен, у него не один, а много талантов.
На протяжении всей своей жизни нужно
не бояться и пробовать себя. Хочется
играть на фортепьяно? Иди играй. Хотел
быть артистом? Иди пробуй себя в этом.
Не надо себе ничего запрещать. Это
ведь было свойственно и Михаилу Афанасьевичу, он очень многогранен: врач
по образованию, литератор, драматург
и даже актер – играл во МХАТе в Камергерском переулке. Ему дали роль судьи в «Посмертных записках Пиквикского
клуба» по роману Чарльза Диккенса. Там
же он поставил спектакль по своей пьесе «Дни Турбиных», который очень любили и публика, и власти – сам Сталин
ходил несколько раз на эту постановку.
Вы не ощущаете себя доброй волшебницей, исполняющей желания людей?
Да, у нас в музее есть «Почта любви»
и «Ящик желаний»! Люди приходят и остав-
ляют свои записки, пишут сокровенное.
Есть также Клуб исполнившихся желаний,
в котором каких только историй не услы-
шишь! Есть даже пары, которые познако-
мились в музее, затем поженились, потом
у них появились дети, которые, в свою
очередь, тоже стали приходить в музей.
В «Булгаковском доме» желания исполняются. К примеру, один студент оставил зачетную книжку под креслом Булгакова, чтобы она напиталась энергией писателя. Самое главное – чтобы человек желал и верил, с любовью и от души.