14 марта исполнилось бы 102 года знаменитому нашему вратарю Алексею Петровичу ХОМИЧУ, имя которого стало легендарным еще тогда, когда он играл в футбол. Всеевропейскую известность Хомич и московское «Динамо» приобрели в 1945 году во время турне по Великобритании.
Это было особенное время. Только что завершилась вторая мировая война, и не было страны, которая бы не признавала того огромного вклада, который внес Советский Союз в победу над фашизмом. Британцы, сами немало пострадавшие в войне, не скрывали к нам тогда своих симпатий. Неудивителен поэтому тот огромный интерес, который вызвал у родоначальников футбола приезд к ним советских футболистов, об игре которых они имели весьма смутное представление. Достаточно привести цитаты из тогдашних лондонских газет: «Это попросту начинающие игроки, они рабочие, любители, которые ездят на игру ночью, используя свободное время». «Сегодня у советских динамовцев перерыв для водки и икры. Молчаливые советские футболисты будут петь под дикие, надоедливые звуки балалайки и кричать «ура» или другие слова, выражая восторг». «Не едите очень многого от московского «Динамо» и т.д.
Результаты того памятного турне общеизвестны. Первый матч с клубом «Челси», в центре нападения которого выступал знаменитый Томми Лаутон, завершился вничью — 3:3, затем динамовцы выиграли у «Кардифф Сити» — 10:1, у «Арсенала», чьи атаки возглавляли популярнейшие форварды Мэтьюз и Мортенсен, — 4:3, а напоследок сведи вничью матч с «Глазго Рейнджерс» — 2:2.
В каждом нашем доме, где был репродуктор, благодаря репортажам Вадима Синявского узнали имя Хомича, которого британцы сразу же окрестили за его изумительную реакцию «тигром». В ходе турне Хомич дважды — в играх с «Кардифф Сити» и «Глазго Рейнджерсом» — парировал 11-метровые удары. Популярность его поистине стала всенародной.
Шеф клуба «Челси», первый лорд адмиралтейства сэр Александер на приеме, устроенном в честь динамовцев, шутливо заявил: — На месте руководителей футбольной ассоциации я не выпустил бы Хомича из Англии. Он нам здесь очень нужен!
На этом приеме, кстати, Хомич сделал свою знаменитую оговорку, о которой до сих пор с улыбкой вспоминают все. От волнения он начал свою речь со слов: «Леди и гамильтоны!..», что было вполне объяснимо, поскольку в то время на наших экранах с большим успехом шел английский фильм «Леди Гамильтон», и сочетание этих слов у каждого сидело в голове.
Свои лучшие футбольные годы Хомич провел в воротах московского «Динамо», в составе которого дважды был чемпионом страны и четырежды вторим призером.
А потом он стал профессиональным фотокорреспондентом и многие годы проработал не где-нибудь, а в еженедельнике "Футбол". Его фотографии с крупнейших соревнований, как внутренних, так и международных, известны каждому любителю футбола. Ему довелось побывать во многих по ездках, в том числе на трех чемпионатах мира — в Мексике (1970 год). ФРГ и Аргентине. И везде он трудился, я бы сказал, самозабвенно, отличаясь исключительной добросовестностью, которая была ему присуща как футболисту, да и вообще необходима любому профессионалу, в том числе и фотокорреспонденту. В Мексике ему выдали аккредитацию на один из важных матчей с правом съемки только с трибуны. Представляете, «тигра» Хомича не допускают на поле! И что он проделал?! Перед игрой в почетной ложе стадиона «Ацтека» появились президент ФИФА Стэнли Роуз и первый вице президент ФИФА Валентин Гранаткин. На глазах ошеломленных охранников Хомич перепрыгивает через
оградительный барьер и бросается к Гранаткину с криком: «Наших обижают!» Несколько чопорный Гранаткин был явно смущен, но все же помочь не отказался, дав соответствующее распоряжение представителю пресс-службы. Довольный Хомич снимал эту игру из-за ворот.
К слову, Стэнли Роуз тоже хорошо знал Хомича, ибо именно он был в 1945 году президентом Английской ассоциации футбола и организатором поездки московского «Динамо» в Великобританию. Английские журналисты, встречаясь с Хомичем во время чемпионатов мира, всегда его дружески приветствовали, неизменно произнося: «О, «тайгер»!», что, как вы знаете, означает «тигр».
Десятки лет Хомич играл за команду ветеранов, посетив, наверное, все уголки нашей страны, активно участвовал в работе клуба «Кожаный мяч».
Он умер от тяжелой болезни в 1980 году в возрасте 60 лет.