Герой Советского Союза Климент Сергеевич Русаков, в годы войны командир 240-го стрелкового полка 117-й Ивановско-Познанской стрелковой дивизии 69-й армии 1-го Белорусского фронта.
Климент Русаков родился 4 февраля 1904 года в селе Урахча, ныне Рыбно-Слободского района республики Татарстан, в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов школы.
В Красной Армии служил с 21 сентября 1921 по июль 1937 годов. В 1924 году окончил 2-е Московское пехотное училище, после чего продолжал службу в 52-м стрелковом полку 18-й стрелковой дивизии, дислоцированной в Ярославле, на должностях командира пулемётного взвода, стрелковой роты. В 1932 году окончил Курсы усовершенствования командного состава (КУКС), после чего продолжил службу на должности командира стрелкового батальона в Ярославле.
После увольнения в 1937 году в запас жил в Ярославле и работал бригадиром ремонтников на ярославском заводе «Свободный труд».
Вторично призван в Красную Армию в июле 1941 года. Служил командиром стрелкового батальона при формировании 117-й стрелковой дивизии в Ивановской области.
На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Был командиром стрелкового батальона, 240-го стрелкового полка, заместителем командира 117-й стрелковой дивизии по строевой части. Воевал на Калининском, 1-м Прибалтийском, 1-м Белорусском фронтах. Член ВКП(б) с 1942 года.
Участвовал:
- в боях в районе между городами Холм и Великие Луки – в 1942 году;
- в Великолукской операции, в том числе в боях в Локнянском районе Псковской области, в Невельской и Городокской операциях – в 1943;
- в Витебской операции, в боях в районе города Ковель, в Брестско-Люблинской операции, в том числе в освобождении города Хелм, в форсировании рек Западный Буг и Висла с завоеванием плацдармов, в боях на Пулавском плацдарме – в 1944;
- в Висло-Одерской операции, в том числе в освобождении городов Згеж, Конин, Познань, в Берлинской операции, в том числе в боях с Губенской группировкой и за выход на реку Эльба – в 1945.
240-й стрелковый полк 117-й стрелковой дивизии под командованием полковника Русакова в ночь на 31 июля 1944 года на подручных средствах с ходу форсировал реку Висла и захватил плацдарм у села Бохотница (7 км южнее города Пулавы, Польша). В боях за удержание и расширение занятых рубежей были отбиты многочисленные контратаки врага, уничтожено много его живой силы и техники.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм полковнику Русакову Клименту Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5184).
После войны в 1947 году окончил курсы командиров частей при Военной академии имени М.В.Фрунзе и продолжал службу в Советской Армии должностях заместителя командира мотострелковой дивизии, в том числе являлся помощником начальника Винницкого военно-технического училища имени Б.Хмельницкого.
С 1957 года полковник Климент Сергеевич Русаков – в запасе. Жил в городе Винница (Украина). Был персональным пенсионером союзного значения. Скончался 27 мая 1996 года. Похоронен на Центральном кладбище в Виннице.
...Боевое крещение батальону капитана Русакова пришлось принять только в июне 1942 года. Целых 3 весенних месяца, ввиду не совсем удачно складывавшейся обстановки в районах Демянского выступа на севере и Ржевского выступа на юге, с которых были возможны встречные удары противника в направлении Осташкова, части 117-й стрелковой дивизии находились в резерве и дислоцировались в районе озера Селигер.
К этому времени уже окончилась Торопецко-Холмская операция, был освобождён город Торопец. Но город Холм окружённым в нём гитлеровским частям генерал-майора Т.Шерера удалось отстоять. Более того, в мае 1942 года к окружённому гарнизону Холма был пробит коридор. 117-ю стрелковую дивизию после 100-километрового марша ввели в бой в направлении села Плоскошь, что южнее Холма, с целью перерезать дорогу Торопец – Холм. Батальон капитана Русакова 4 дня вёл бой за это село и всё-таки овладел им. В последующие июньские дни 1942 года бойцы Русакова с тяжёлыми боями продвигались в направлении реки Ловать. Но, выйдя в Локнянский район Псковской области, бойцы 117-й стрелковой дивизии натолкнулись на очень упорную оборону противника. В район Великих Лук и севернее враг перебросил солидные резервы.
В этом районе, между городами Холм и Великие Луки Русакову пришлось вести многочисленные тактические бои очень длительное время – с июня 1942 года по август 1943. Входя в состав 2-го гвардейского стрелкового корпуса сначала 3-й ударной, а затем и 22-й армий Калининского фронта подразделения 117-й стрелковой дивизии, в том числе и 240-го стрелкового полка, командиром которого весной 1943 года был назначен подполковник Русаков, своими боевыми действиями способствовали освобождению города Великие Луки в январе 1943 года, что явилось серьёзным разрывом в линии фронта гитлеровской группы армий «Центр» между городами Старая Русса – Холм – Невель – Витебск.
В сентябре 1943 года накануне проведения Невельской операции 2-й гвардейский стрелковый корпус в полном составе был переведён в 4-ю ударную армию и передислоцировался в район посёлка Усвяты, что между Невелем и Велижем.
6 октября 1943 года началась Невельская операция. Войска соседней 3-й ударной армии неожиданным для гитлеровцев ударом прорвали их оборону и в тот же день ворвались в Невель. Многие из фашистов не ожидали такого «сюрприза», и их брали в плен прямо в магазинах, клубах, ресторанах. В это время войска 4-й ударной армии также прорвали вражескую оборону и завязали бои за выход на шоссейную и железную дороги Невель – Городок.
240-й стрелковый полк подполковника Русакова наступал вслед за передовой подвижной группой – десантом на танках 143-й танковой бригады. Совместно с другими подразделениями армии его бойцы в течение нескольких последующих дней обошли громадное озеро Езерище и вышли на шоссейную дорогу, идущую от Невеля на Городок и Витебск. Туда же прорвались 5-й танковый корпус генерала М.Г.Сахно и 3-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Н.С.Осликовского, глубоко врезавшись в расположение войск противника, прикрывавших с севера подступы к Витебску. Вся эта группировка наших войск оказалась в мешке, прозванном «невельской бутылкой», с очень узкой горловиной, проходившей по дефиле севернее озера Езерище. Этот перешеек шириной всего в 3 километра простреливался противником с обеих сторон не только артиллерийско-миномётным, но даже пулемётным огнем.
Почти 2 месяца полк подполковника Русакова сражался в труднейших условиях непролазной грязи и нехватки всех видов снабжения, особенно продовольствия и боеприпасов. Комполка в подразделениях создал специальные снабженческие группы, которые в ночное время производили героические рейсы сквозь «адскую горловину бутылки», доставляя-таки сражающимся батальонам самое необходимое.
Положение наших обороняющихся в мешке войск несколько выправилось, когда на Калининский фронт, ставший 20 октября 1943 года 1-м Прибалтийским, в ноябре стали прибывать части 11-й гвардейской армии, завершившей свою миссию на Орловской дуге и в Брянской операции. Новый командующий фронтом генерал-полковник И.Х.Баграмян сразу же начал планировать операцию, целью которой были разгром езерищенско-городокской группировки гитлеровцев, овладение Городком и дальнейшее наступление на Витебск. Главный удар с фронта южнее озера Езерище наносила 11-я гвардейская армия; фланговый — находящаяся в мешке 4-я ударная армия с танковым и кавалерийским корпусами. Все ждали хоть каких-то морозов для сковывания почти непроходимой для артиллерии грязи. Тем не менее, в район расположения 240-го стрелкового полка подполковника Русакова в «бутылку» был кое-как «просунут» 712-й истребительно-противотанковый артполк, а чуть позже артиллерия пополнилась ещё и 488-м армейским артполком.
13 декабря 1943 года началась Городокская операция. Прорвав оборону врага, бойцы полка Русакова вышли на полотно железной дороги Невель - Витебск южнее посёлка Езерище, а через 3 дня ворвались в село Меховое, где встретились с подразделениями 11-й гвардейской армии. В результате Езерищенская группировка гитлеровцев была окружена. В последующие 2 дня при поддержке фронтовой и армейских артиллерийских групп полк Русакова участвовал в расчленении и уничтожении окружённой вражеской группировки в составе 2-х пехотных дивизий, части моторизованной дивизии и 3-х артиллерийских полков. В 20-х числах декабря 1943 года батальоны полка Русакова вышли в окрестности большого села Сиротино, перерезав большак Городок – Улла. В эти же дни частями 11-й гвардейской армии был освобождён райцентр Витебской области Городок. За умелое командование полком в ходе Городокской операции подполковник Русаков был награждён орденом Красного Знамени.
В январе 1944 года 117-я стрелковая дивизия, войдя в 91-й стрелковый корпус 4-й ударной армии, перебазировалась несколько северо-западнее и переправилась на плацдарм на реке Заронок, завоёванный кавалеристами. 3 февраля 1944 года началась Витебская наступательная операция, и бойцы полка Русакова, прорвав оборону противника, быстро продвинулась на 6–7 километров, но дальше наступление застопорилось. Гитлеровцы на подступах к Витебску и Полоцку за 2,5 года войны создали очень крепкую оборону, основные огневые позиции которой за очень короткое время не смогла выявить, а затем и разрушить наша артиллерия. Завязались напряжённые, изнурительные бои, в которых бойцам Русакова удалось только несколько расширить Заронокский плацдарм, который в будущем сыграл свою позитивную роль при взятии города Полоцк. Но уже без участия подполковника Русакова…
К апрелю 1944 года наибольшие изменения линии фронта произошли на Украине, где советские войска, проведя ряд блестящих операций, вышли на реки Днестр и Прут, на территорию Молдавии, Румынии, на дальние подступы к городу Львов и на ближние – к городу Ковель. В район последнего в состав сформированного в апреле 1944 года 1-го Белорусского фронта выдвигались соединения 69-й армии под командованием генерал-полковника В.Я.Колпакчи. Эта армия собиралась из многих резервов, в том числе в неё был включен 91-й стрелковый корпус. Так неожиданно полку Русакова, ставшего в марте 1944 года полковником, в составе своей дивизии пришлось произвести дальнюю передислокацию из Витебской области на Волынь. Уже в тёплом апреле-месяце эшелоны с героями боёв за Невель и Городок пошли на юг.
Первой боевой задачей на новом месте для полка полковника Русакова явилась частная операция по выравниванию линии фронта, который в районе Ковеля имел существенный выступ в нашу сторону. К тому же гитлеровцы имели преимущества обороны по берегу реки Турья. В этой операции подразделения полка Русакова 4 июля 1944 года после упорных боёв выбили немцев из посёлка Турийск, что в 20 км юго-западнее Ковеля. Другие подразделения 69-й армии освободили и Ковель, отодвинув линию фронта на запад на подступы к городу Любомль. Таким образом был обеспечен хороший плацдарм для дальнейшего рывка к Западному Бугу.
В 5.30 18 июля 1944 года батальоны 240-го стрелкового полка полковника Русакова перешли в наступление в районе села Турычаны, что в 32 км юго-западнее Ковеля и в течение дня прорвали глубоко эшелонированную оборону гитлеровцев. За 2 дня ожесточённых боёв полком было уничтожено до 500 гитлеровцев, 6 самоходных орудий и захвачены значительные трофеи. 20 июля подразделения вышли на реку Западный Буг в районе села Бережцы, и комполка немедленно приказал двум передовым батальонам овладеть плацдармом на острове. В этот же день весь полк переправился не только на остров, но и овладел плацдармом на западном берегу реки. Это позволило сломить сопротивление гитлеровцев и, за 2 дня продвинувшись на 25 км, совместно с другими подразделениями овладеть польским городом Хелм. За умелую организацию действий полка на начальном этапе Брестско-Люблинской операции, прорыв обороны противника и овладение городом Хелм полковник Русаков был награждён орденом Суворова 3-й степени.
В последующие дни полк Русакова вёл бои за польские населённые пункты Мацеюв, Винцентув, Пиляшковице, Вильколаз и другие, неуклонно пробиваясь южнее города Люблин к реке Висла. С 29 июля передовые подразделения соседних частей начали форсировать реку и вести бои на плацдармах. Полку Русакова выпало наиболее тяжёлое место форсирования реки – всего в 7 километрах южнее города Пулавы. Тем не менее, в ночь на 31 июля 1944 года, несмотря на сильный артиллерийско-пулемётный огонь, комполка организовал на подручных средствах переправу через Вислу у села Бохотница, и 2 батальона не только зацепились за берег, но и позволили в тот же день всему полку переправиться через реку. Полковник Русаков немедленно распределил усилия подразделений полка по расширению завоёванного плацдарма, и, преодолевая упорное сопротивление врага, его бойцы вышли на рубеж Насилув – Войшин, завязав бой за овладение населённым пунктом Яновец. Только за 2 дня боёв на плацдарме бойцами полка Русакова было уничтожено до 500 немецких солдат и офицеров и 30 огневых точек. За мужество и героизм, проявленные при форсировании Вислы, умелое командование полком и нанесение противнику значительного урона в живой силе и технике полковник Русаков был представлен к званию Героя Советского Союза...
...14 января 1945 года началась Висло-Одерская наступательная операция. Сломив сопротивление врага, подразделения 117-й стрелковой дивизии прорвали главную полосу обороны фашистов в районе местечка Геленув. Дальше бои развернулись севернее села Светликова Воля, где противник предпринял ряд контратак. Отразив их и прорвав все полосы вражеской обороны, дивизия Русакова 17 января 1945 года преодолела реку Пилица и устремилась в обход севернее города Лодзь. Подразделения дивизии освобождали города и населённые пункты Згеж, Конин, Гура Полонска. В то время, когда главные силы 1-го Белорусского фронта, обойдя город-крепость Познань, уже достигли Одера и сражались на его плацдармах, 91-му стрелковому корпусу выпала задача сломить сопротивление познанского гарнизона и взять город.
В начале февраля 1945 года 117-я стрелковая дивизия завязала бои за Познань. Оборонительный обвод города состоял из фортов. Самым укреплённым был форт «Раух». Он прикрывал железнодорожный мост через Варту. Все форты были нашпигованы огневыми средствами обороны. Около 2-х недель в Познани шли тяжёлые бои. Полковник Русаков координировал взаимодействие полков по взятию фортов и очищению от врага городских кварталов.
К 23 февраля гитлеровцы продолжали удерживать только цитадель крепости. В 1.00 ночи артиллерия начала массированный артналёт по остаткам немецкой группировки, окружённой в Познанской цитадели. Штурмовые группы проникли внутрь, в казематах и бетонных сооружениях закипел кровопролитный бой. Куда бойцы не могли проникнуть - бросали в вентиляционные люки бутылки с самовоспламеняющейся зажигательной жидкостью. В крепости началась паника. Утром 23 февраля 1945 года гитлеровцы не выдержали нашего натиска и группами стали сдаваться в плен. 117-я стрелковая дивизия заместителя командира полковника Русакова первой ворвалась в крепость, захватив 12 тысяч пленных, за что впоследствии получила почётное наименование «Познанской».
В апреле 1945 года 117-я стрелковая дивизия участвовала в Берлинской операции. Подчинённые полковника Русакова прорвали оборону противника на одерском плацдарме севернее города Франкфурт и вскоре форсировали реку Шпрее в районе города Фюрстенвальде. Здесь бойцам дивизии пришлось вести тяжёлые бои с мощной Губенской вражеской группировкой, коммуникации которой уже были перерезаны танковыми армиями 1-го Украинского фронта. Гитлеровцы упорно оборонялись и не желали сдаваться в плен, пытаясь пробиться на запад. Сам Русаков руководил действиями полков на северном участке окружения, и к 25 апреля 1945 года фашистскую группировку удалось локализовать в районе городка Грос-Кёрис. Части её удалось пробиться к городам Барут и Луккенвальде, где они были разгромлены другими частями.
После ликвидации Губенской вражеской группировки 117-я стрелковая дивизия устремилась на запад и 2 мая 1945 года вышла на реку Эльба в районе г