После июньского совещания по развитию речного судоходства в России под руководством Владимира Путина никаких крупных новостей по этой теме не звучало. Однако на нем президент призвал всех ответственных лиц к рачительному использованию водотранспортной системы страны, которая должна способствовать наращиванию транзитного потенциала России, поручив определить приоритетные для судоходства участки водных путей и предусмотреть финансирование для их развития.
Одним из любопытных моментов на этом совещании прозвучало предложение главы Бурятии Алексея Цыденова по развитию внутреннего водного транспорта рек Сибири и Дальнего Востока. Примечательно, что после такого предложения, которое осталось незамеченным для СМИ, прошло чуть более полугода. И теперь интересную инициативу озвучивает экспертный совет при правительстве РФ.
Вердикт обезличенных экспертов — создание национального фонда с капитализацией 100 млрд рублей для развития речного судоходства Сибири и Дальнего Востока. По мнению экспертного совета, национальный фонд поможет разгрузить железнодорожную часть Восточного полигона, перераспределяя экспортные потоки, идущие через Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали.
Такой фонд предлагается учредить сейчас, чтобы в 2025 году перейти к непосредственной реализации президентского поручения. Прогнозируемый эффект — переориентация 50 млн тонн груза от общего объема в размере 210 млн тонн с автомобильного и железнодорожного транспорта на речной. В качестве обоснования приводится изношенность судов: в Обском бассейне возраст 73% судов старше 30 лет, в Енисейском — 77% и в Обско-Иртышском — 87%.
Интересно, что до своей отставки в 2022 году губернатор Омской области Александр Бурков высказывал подобное предложение, предлагая загружать речной путь Омск-Павлодар по Иртышу и далее следовать в Китай. Тогда его предложение публично раскритиковали. Однако через год его идею развило Минвостокразвития, открыто объявившее о развитии речного судоходства с Китаем.
Учитывая неофициальную информацию о том, что предложение экспертного совета должно получить акцепт и у Минвсотокразвития, помимо Росморречфлота и Министерства транспорта РФ, и тот факт, что Цыденов — губернатор, подконтрольный Минвостоку, то можно сделать вывод, что Министерству удалось «продавить» удобное решение и именно это министерство станет играть одну из решающих ролей в поставках и по воде по Восточному направлению.
ⒸЗапомните: всегда будет следующий поезд
В России появится национальный фонд для загрузки Восточного полигона
4 февраля 20244 фев 2024
7
2 мин