Найти в Дзене

Испанская коллекция, давай не будем прощаться!

Сегодня выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев», начавшая свою работу 8 ноября в Пушкинском музее, завершила свою работу.

За 111 лет существования Пушкинского музея подобная выставка проходила лишь однажды – в 1937 году – в поддержку республиканской Испании.

Впервые с 1937 года было показано более 50 работ великих испанских художников XVI –XIX веков: Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя и др.

Какие картины запомнилось, стали ли понятнее художники и ближе? Да, конечно!

Христос в образе столь милого ребенка, художник Франсиско де Сурбаран.

Округлое лицо мальчика, по детски наивное и серьезное, написано с натуры, черты лица живые и открытые. Кажется, он любит каждого... Формат картины камерный, но низкий горизонт возвеличивает фигурку Христа. Образ исполнен для алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада и находился на дверце алтаря.

Благословляющий младенец Христос. 1635-1640 Фото автора.
Благословляющий младенец Христос. 1635-1640 Фото автора.

Картины Мурильо «Девочка – продавщица фруктов» и «Мальчик с собакой» являются парными. Из собрания Государственного Эрмитажа. Обе работы упоминаются в инвентаре коллекции фламандского торговца шелком и покровителя художника Николаса де Омазура. В 1930 году из Эрмитажа передана в ГМИИ им. А.С.Пушкина. У Мурильо много работ с детьми и особый талант писать детей. Посмотрите, как он выражал детскую радость и непосредственность в улыбках, жестах, поворотах головы.

Бартоломе Эстибан Мурильо. Девочка продавщица фруктов.Фото автора.
Бартоломе Эстибан Мурильо. Девочка продавщица фруктов.Фото автора.
Бартоломе Эстибан Мурильо. Мальчик с собакой.Фото автора.
Бартоломе Эстибан Мурильо. Мальчик с собакой.Фото автора.

Антония Сарате родилась в известной актерской семье, ее дебют на театральной сцене состоялся в Мадриде в конце XVIII века. Вероятно, она прославилась среди современников своей пленительной красотой, а не талантом. Превосходный портрет Гойи и имя актрисы мы теперь знаем.

Франциско де Гойя(1746-1828)Портрет Антонии Сарате около 1811 г. холст, масло.Фото автора.
Франциско де Гойя(1746-1828)Портрет Антонии Сарате около 1811 г. холст, масло.Фото автора.

Картины, написанные после 1793 года иные. Художника разбил паралич и он оглох. Мир для него превратился в трагическую пантомиму и перестал звучать. Картина "Карнавал", где танцующие, подобны манекенам

в страшных масках, на фоне кошмарных видений во сне и наяву, впечатляет.

Франциско де Гойя(1746-1828) Карнавал. Фото автора.
Франциско де Гойя(1746-1828) Карнавал. Фото автора.

Или вот один из поздних рисунков мастера "Искушение", показывающий каким прекрасным рисовальщиком он оставался до последних дней.

Франциско де Гойя(1746-1828) Искушение. Фото автора.
Франциско де Гойя(1746-1828) Искушение. Фото автора.

Вершиной испанской живописи XVII века было творчество Диего Веласкеса (1599-1660). В Пушкинском музее нет его произведений. Я шла и надеялась, что на выставке Диего Веласкес будет. Привезли только одну картину из Эрмитажа-

графа-герцога Оливареса.

Веласкес вовсе не идеализирует внешность умного, хитрого, властного и образованного Оливареса, благодаря которому он получил место придворного живописца.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) Портрет графа- герцога де Оливареса около 1638. Холст масло.Фото автора.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) Портрет графа- герцога де Оливареса около 1638. Холст масло.Фото автора.

Дон Гаспар де Гусман, граф Оливарес, герцог де Сан Лукар иэ-и- Барромеда, с момента вступления короля Филиппа IV на престол стал могущественным первым министром и фактически правителем Испании. Спокойный и уверенный облик Оливареса рождает ощущение некой давящей силы, это хорошо чувствуется при близком рассмотрении полотна. Вот он, смотрит на вас, а в его взгляде ум, властность, коварство, проницательность и жесткость волевого государственного деятеля. Все то он про вас знает! Веласкес гений! Его картин мало за пределами Испании. В Эрмитаже есть ещё его картина "Завтрак", она интересная.

Были представлены образцы испанской пластики XVII века - "Мария Магдалина" и "Петр Мученик". Такие скульптуры были типичны для Испании и предназначались для украшения церковных интерьеров. Во время религиозных процессий их носили по улицам. Статуи делали из дерева и раскрашивали, с большой точностью передавая фактуру тела, одеяния, вставляя стеклянные глаза. В "Марии Магдалине" скорбь грешницы, искренность отречения. В статуе "Петра мученика" ощущается все же больше сдержанности и внешнего спокойствия, но при религиозной направленности.

Педро де Мена, приписывается. Святая Мария Магдалина.Фото автора.
Педро де Мена, приписывается. Святая Мария Магдалина.Фото автора.

Неизвестный мастер. Святой Петр Мученик.Фото автора.
Неизвестный мастер. Святой Петр Мученик.Фото автора.

"Святой Иоанн Креститель" Эль Греко (Доменикус Теотокопулос) и "Старого еврея с мальчиком" Пикассо, между которыми три столетия, объединяет степень трагизма: ослепший, нищий старик с лицом пророка и мальчик со смирением принимают свою участь, как и Иоанн Креститель, чья огромная фигура возвышается над земным пейзажем.

Эль Греко(1541-1614) Святой Иоанн Креститель 1610-е холст масло. Пабло Луис Пикассо(1881-1973) Старый еврей с мальчиком 1903 год. Холст масло.Фото автора.
Эль Греко(1541-1614) Святой Иоанн Креститель 1610-е холст масло. Пабло Луис Пикассо(1881-1973) Старый еврей с мальчиком 1903 год. Холст масло.Фото автора.

О некоторых картинах я уже рассказывала, кое-то оставляю на потом, для души и расскажу о них чуть позже.

Традиционный испано- мавританский стиль был представлен несколькими предметами мебели. Мне очень понравились вот эти кресла из кордовской кожи с тиснением.

Кресла или стулья. Фото автора.
Кресла или стулья. Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Фото автора.
Фото автора.

Мне удалось представить всю историю коллекционирования испанского искусства в России. Основная глава связана с Эрмитажем, где коллекция испанской живописи начала создаваться еще в XVIII веке. Сегодня это более 150 работ и самая крупная коллекция за пределами Испании. Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и не столь масштабна.

Фото автора.
Фото автора.

Огромное спасибо организаторам выставки за возможность ознакомиться с основными жанрами испанского искусства и увидеть полотна выдающихся испанских живописцев в совместном проекте.

Спасибо, дорогие друзья, за прочтение, за ваши лайки, просмотры, комментарии.