Сегодня выставка «Испанская коллекция. Из собраний российских музеев», начавшая свою работу 8 ноября в Пушкинском музее, завершила свою работу.
За 111 лет существования Пушкинского музея подобная выставка проходила лишь однажды – в 1937 году – в поддержку республиканской Испании.
Впервые с 1937 года было показано более 50 работ великих испанских художников XVI –XIX веков: Эль Греко, Диего Веласкеса, Франсиско де Сурбарана, Хусепе де Рибера, Бартоломе Эстебан Мурильо, Франсиско Гойя и др.
Какие картины запомнилось, стали ли понятнее художники и ближе? Да, конечно!
Христос в образе столь милого ребенка, художник Франсиско де Сурбаран.
Округлое лицо мальчика, по детски наивное и серьезное, написано с натуры, черты лица живые и открытые. Кажется, он любит каждого... Формат картины камерный, но низкий горизонт возвеличивает фигурку Христа. Образ исполнен для алтаря Святого Иосифа в монастыре Тринидад Кальсада и находился на дверце алтаря.
Картины Мурильо «Девочка – продавщица фруктов» и «Мальчик с собакой» являются парными. Из собрания Государственного Эрмитажа. Обе работы упоминаются в инвентаре коллекции фламандского торговца шелком и покровителя художника Николаса де Омазура. В 1930 году из Эрмитажа передана в ГМИИ им. А.С.Пушкина. У Мурильо много работ с детьми и особый талант писать детей. Посмотрите, как он выражал детскую радость и непосредственность в улыбках, жестах, поворотах головы.
Антония Сарате родилась в известной актерской семье, ее дебют на театральной сцене состоялся в Мадриде в конце XVIII века. Вероятно, она прославилась среди современников своей пленительной красотой, а не талантом. Превосходный портрет Гойи и имя актрисы мы теперь знаем.
Картины, написанные после 1793 года иные. Художника разбил паралич и он оглох. Мир для него превратился в трагическую пантомиму и перестал звучать. Картина "Карнавал", где танцующие, подобны манекенам
в страшных масках, на фоне кошмарных видений во сне и наяву, впечатляет.
Или вот один из поздних рисунков мастера "Искушение", показывающий каким прекрасным рисовальщиком он оставался до последних дней.
Вершиной испанской живописи XVII века было творчество Диего Веласкеса (1599-1660). В Пушкинском музее нет его произведений. Я шла и надеялась, что на выставке Диего Веласкес будет. Привезли только одну картину из Эрмитажа-
графа-герцога Оливареса.
Веласкес вовсе не идеализирует внешность умного, хитрого, властного и образованного Оливареса, благодаря которому он получил место придворного живописца.
Дон Гаспар де Гусман, граф Оливарес, герцог де Сан Лукар иэ-и- Барромеда, с момента вступления короля Филиппа IV на престол стал могущественным первым министром и фактически правителем Испании. Спокойный и уверенный облик Оливареса рождает ощущение некой давящей силы, это хорошо чувствуется при близком рассмотрении полотна. Вот он, смотрит на вас, а в его взгляде ум, властность, коварство, проницательность и жесткость волевого государственного деятеля. Все то он про вас знает! Веласкес гений! Его картин мало за пределами Испании. В Эрмитаже есть ещё его картина "Завтрак", она интересная.
Были представлены образцы испанской пластики XVII века - "Мария Магдалина" и "Петр Мученик". Такие скульптуры были типичны для Испании и предназначались для украшения церковных интерьеров. Во время религиозных процессий их носили по улицам. Статуи делали из дерева и раскрашивали, с большой точностью передавая фактуру тела, одеяния, вставляя стеклянные глаза. В "Марии Магдалине" скорбь грешницы, искренность отречения. В статуе "Петра мученика" ощущается все же больше сдержанности и внешнего спокойствия, но при религиозной направленности.
"Святой Иоанн Креститель" Эль Греко (Доменикус Теотокопулос) и "Старого еврея с мальчиком" Пикассо, между которыми три столетия, объединяет степень трагизма: ослепший, нищий старик с лицом пророка и мальчик со смирением принимают свою участь, как и Иоанн Креститель, чья огромная фигура возвышается над земным пейзажем.
О некоторых картинах я уже рассказывала, кое-то оставляю на потом, для души и расскажу о них чуть позже.
Традиционный испано- мавританский стиль был представлен несколькими предметами мебели. Мне очень понравились вот эти кресла из кордовской кожи с тиснением.
Мне удалось представить всю историю коллекционирования испанского искусства в России. Основная глава связана с Эрмитажем, где коллекция испанской живописи начала создаваться еще в XVIII веке. Сегодня это более 150 работ и самая крупная коллекция за пределами Испании. Испанская коллекция Пушкинского музея формировалась фрагментарно и не столь масштабна.
Огромное спасибо организаторам выставки за возможность ознакомиться с основными жанрами испанского искусства и увидеть полотна выдающихся испанских живописцев в совместном проекте.
Спасибо, дорогие друзья, за прочтение, за ваши лайки, просмотры, комментарии.