Я долго думал, как назвать статью, к какому разделу канала отнести, и, в конце-концов, решил поместить её в рубрику "Шофёрские байки". Не потому что в этом материале присутствует недостоверная информация, а по другим причинам. Во-первых, машина, о которой пойдёт речь, давно уже стала легендой. А во-вторых, рассказывать я буду не только о техническом устройстве знаменитого автомобиля, но и о необычных случаях, связанных с ним.
Посмотрев на титульное фото автолюбители, заставшие советское время, наверняка узнали ЗИЛ-4104. Этот представительский лимузин создавался по заказу ЦК КПСС. Именно на нём передвигались по дорогам нашей страны представители правящей верхушки ныне ушедшего в прошлое Советского Союза.
Разработанный в конструкторском бюро Завода Имени Лихачёва, ЗИЛ-4104 был прямым наследником ранее выпускавшейся модели ЗИЛ-114.
Разработчики не стали вносить в неплохо зарекомендовавшую себя конструкцию радикальных изменений. На машине всё так же присутствовали:
- Выполненная из замкнутых стальных профилей мощная лонжеронная рама, способная выдерживать вес авто как в стандартной, так и в бронированной комплектации.
- V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочим объёмом 7,7 литра, мощность которого возросла сначала до 315 л. с. (за счёт установки четырёхкамерного карбюратора), а в затем до 320 л. с. В последнем случае машина оснащалась системой механического впрыска топлива, схему которой позаимствовали у компании BOSCH. Немцы в последствии довели своё детище до ума, и автолюбителям оно знакомо под маркой Jetronic. Советский вариант, к сожалению, не получил обновлений и работал довольно капризно.
- Трехступенчатая АКПП, передававшая крутящий момент на задние колеса.
- Зависимая задняя подвеска с листовыми рессорами и неразрезным задним мостом.
- Независимая передняя подвеска на торсионах. Выбор торсионов был обусловлен необходимостью обеспечить высокую плавность хода автомобиля, масса которого, в зависимости от варианта исполнения (обычного или бронированного) составляла 3,5 либо 8 тонн.
Тем не менее, получившая заводской индекс 4104 машина получила обновленный дизайн. Изменения коснулись как интерьера, так и экстерьера, которые стали смотреться более современно.
Лимузин изготавливался в двух вариантах. Стандартный, не бронированный, весил 3,5 тонны. Эту модификацию собирали непосредственно на ЗИЛе. Права ездить на такой ней удостаивались рядовые члены ЦК КПСС. Бронированная версия, масса которой достигала восьми тонн, собиралась на П/Я N 50. Такой автомобиль мог получить только член политбюро ЦК КПСС или, в редких случаях, особы приближенные к политбюро.
Отличить бронированную модификацию от небронированной можно было лишь оказавшись в непосредственной близости от лимузина, да и то для этого нужно было внимательно присмотреться.
Несколько любопытных фактов
- В своё время ЗИЛ-4104 был единственным в мире автомобилем представительского сегмента, бронированным по классу 1А. По периметру его защита, согласно утвержденному при проектировании ТЗ, с расстояния 300 м выдерживала три попадания из пулемета ДШК калибра 12,7 мм по вершинам равностороннего треугольника, длина сторон которого составляла 100 мм.
- Остекление автомобиля, выпускавшееся саратовским институтом ВНИИТЕХСТРОЙСТЕКЛО, было радионепроницаемым за исключением лобового стекла. Последнее пропускало радиоволны узкого, строго определённого диапазона. В распоряжении сотрудников ГОН имелись комплекты лобовых стекол, пропускающих радиоволны разного диапазона. В строгом соответствии с кодировочными таблицами регулярно, с периодичностью раз в неделю, производилась замена стекол. Таким образом обеспечивалась секретность радиосвязи.
- В качестве материала подкладки сидений переднего и заднего ряда, видимо назло буржуям, использовали гагачий пух.
Вот такой он, герой моих сегодняшних баек. Кому-то нравится, кому-то - нет... В любом случае ЗИЛ-4104 автомобиль необыкновенный. Ну, думаю хватит технических характеристик и специфических конструктивных тонкостей. Пора перейти от описательной части к повествовательной.
История первая
В советские времена, до того как над Кремлём поднялся флаг, под которым когда-то выступала РОА, Манежная площадь представляла собой крупную транспортную развязку. Не было на ней ни торгового комплекса, ни скульптур Церетели. Зато напротив обращённого в сторону гостиницы Москва фасада Манежа располагался небольшой пешеходный островок с остановками городского транспорта. С внутренней стороны этого островка, что ближе к Манежу, транспорт, проезжающий по Манежной улице, уходил на разворот в сторону Библиотеки Ленина и проспекта Калинина, ныне разделенного на улицы Воздвиженка и Новый Арбат. С внешней стороны островка машины под зелёный сигнал светофора, уезжали на улицу Герцена (сегодня это Большая Никитская).
И вот однажды поздно вечером, когда уже стемнело , ехал я домой на троллейбусе №2. Троллейбус, как положено, встал у остановки что на островке, распахнул двери и взял паузу в ожидании, когда загорится разрешающий сигнал светофора. Справа от островка, так же ожидая переключения светофора, в первом ряду, у стоп-линии, стояли чёрного цвета Волга ГАЗ-3102 и апельсиновой расцветки Volvo 244.
И вот, наконец, в направлении улицы Герцена загорелся зелёный свет, и легковые машины тронулись с места. При этом Volvo оказалась значительно резвее Волги. В то время, когда детище российского автопрома только начало набирать скорость швед уже выехал на середину перекрестка.
Но в этот момент по проспекту Маркса (сейчас этот отрезок называется улицей Охотный ряд), со стороны гостиницы Националь, выскочил ЗИЛ-4104 с зажженными проблесковыми маячками, которыми оснащали машины сопровождения. Летел он так стремительно, что ни водитель Volvo, ни водитель членовоза, как тогда называли правительственные автомобили, не успели среагировать. Раздался визг тормозов ЗИЛа, но было поздно. Тяжёлая машина врезалась аккурат в центральную стойку иномарки, впечатав весь правый борт внутрь салона. При этом жизненного пространства в салоне Volvo, на мой взгляд, не осталось. Асфальт усыпали осколки разбитых стёкол. Послышались крики. К месту аварии устремилось сразу несколько гаишников, коих на Манежной площади в ту пору было много. Я перевёл взгляд на ЗИЛ. Тот стоял, сверкая слегка помятым хромированным бампером. Признаков других повреждений не было. Горели все четыре фары. Не парил радиатор.
В это время загорелась стрелка на светофоре, и троллейбус в котором я ехал, закрыв двери, продолжил свой путь уйдя на разворот. Так что чем закончилась эта история мне неизвестно. В газетах об этом не писали, по телевидению и радио не рассказывали. Ну а общедоступного интернета тогда просто не было...
История вторая
Шёл я как-то раз пешком по улице Воровского (ныне Поварской) в сторону центра. Дело было летом и я наслаждался хорошей погодой. В эти дни столица ожидала высокого гостя - американского президента Рейгана. В преддверии этого значимого события на улице Воровского перекладывали асфальт. Предполагалось, что кортеж президента США, покинув Кремль, будет проезжать по этой не слишком широкой улочке непосредственно в здание американского посольства, что расположено на Садовом кольце. При этом проспект Калинина (Новый Арбат) перекрывать не станут. И вот, в районе пересечения с Трубниковским переулком я вижу поразившую меня картину. По всей улице раскиданы обломки, в которых я, при внимательном рассмотрении, узнаю части большого асфальтоукладочного катка. Впечатление такое, что в каток попал фугасный снаряд большого калибра. Понятное дело, мне стало любопытно, что случилось. Для того, чтобы получить необходимые сведения я подошёл к бродившему между обломков и чешущему затылок мужчине в оранжевом жилете, и, угостив его сигаретой (я в ту пору ещё курил), стал задавать наводящие вопросы. Мужик оказался разговорчивый и в ходе нашей беседы обрисовал мне следующую картину. У бригады, занимавшейся укладкой асфальта, настало время обеда. Оператор катка, чтобы массивная машина не мешала движению по улице Воровского, отогнал свою технику в Скарятинский переулок, где и припарковал. Да вот беда, торопясь на обед он забыл подложить башмаки под колёса! Какое-то время каток стоял спокойно. Но затем что-то изменилось. То ли ветер подул не в ту сторону, то ли случайный пешеход дотронулся до колеса... Короче, асфальтоукладочная техника сдвинулась с места и покатилась в сторону улицы Воровского. В этот момент по самой улице Воровского, со стороны Садового кольца нёсся в сторону центра ЗИЛ-4104. На перекрестке обе машины встретились. Судя по всему, ЗИЛ оказался крепче, поскольку смог покинуть место аварии своим ходом, а что стало с асфальтоукладочным катком я смог увидеть своими глазами. Не знаю, что стало с оператором катка, но что его не наградили, это точно...
История третья
Последний мой рассказ будет довольно грустным. Имя Петра Мироновича Машерова сейчас помнят далеко не все. Герой Великой Отечественной войны, один из лидеров белорусского партизанского движения, пользовался в народе популярностью. В Белоруссии его любили. На момент описываемых событий Машеров занимал пост первого секретаря ЦК КПСС Белоруссии и был кандидатом в члены политбюро.
Многие надеялись, что после смерти Брежнева именно он займёт о освободившееся кресло. С учётом довольно прогрессивных взглядов Петра Мироновича смело можно сказать, что история Советского Союза пошла бы по иному пути. Однако жизнь распорядилась иначе. В 1980 году Машерова не стало.
История эта тёмная. До сих пор нет единого мнения, что же произошло на самом деле
4 октября 1980 года на трассе Москва - Минск. Разные источники описывают события по-разному. Я же расскажу о случившемся так, как узнал из близких мне источников. Оговорюсь сразу, эта версия несколько отличается от той, что опубликована в Википедии.
Прежде всего, по имеющейся у меня информации Машеров ехал не на старой модели Чайки ГАЗ-13, а на бронированном ЗИЛ-4104, который полагался ему по должности. Когда я работал в НАМИ об этом поведал мне начальник нашего КБ, Феликс Григорьевич Хайдуков, выезжавший на место аварии в составе экспертной комиссии. Я этому человеку верю.
Водителем у Машерова работал не он, а Евгений Федорович Зайцев, бывший с Петром Мироновичем ещё со времён войны. Но управлял машиной не он, а сам Машеров, любивший при случае сесть за руль.
Трагедия произошла на одном из перекрестков, неподалеку от города Смолевичи. Кортеж двигался с установленной инструкцией скоростью 110 - 120 км/час. Однако Волга сопровождения, по неизвестной причине, сильно оторвалась вперёд. Тем не менее водитель подъехавшего к перекрестку МАЗ-500 , Николай Тарайкович, отреагировал вполне адекватно и начал тормозить. В это время ехавший за МАЗом гружёный картошкой самосвал ГАЗ-САЗ-53Б,за рулём которого находился Николай Пустовит, внезапно, в нарушение ПДД, начал обгон.
Скорость движения не позволяла Машерову вовремя затормозить. Да и врядли Скорость движения не позволила Машерова вовремя затормозить. Да и вряд-ли он до последнего момента мог видеть ехавший за МАЗом грузовик. В итоге, на середине перекрестка машины встретились. Удар пришелся практически в центральную стойку ЗИЛа. При этом следов торможения самосвала на месте аварии обнаружено не было. Бронированный лимузин почти выдержал страшный удар. Но, увы, только почти.Критических деформаций салона не произошло. Однако машина загорелась, а бронированные двери заклинило. Бросившиеся к месту аварии сотрудники охраны рассказывали, что находившиеся в салоне люди звали на помощь. Однако вскрыть бронированную машину не удалось. В итоге тела людей, ехавших в ЗИЛ-4104, пришлось опознавать по часам и другим личным вещам. Водитель самосвала, что удивительно, остался жив, в последний момент выпрыгнув на ходу из кабины. Суд приговорил его к 15 годам общего режима. Однако в 1982 году срок скостили по амнистии, а в 1985 году Пустовита и вовсе освободили.
Вот такая грустная история. Вопросов в ней, безусловно, больше, чем ответов. Почему машина сопровождения сильно оторвалась вперёд? Почему водитель самосвала так внезапно начал обгон в неположенном месте? Кому и зачем понадобилось в официальной версии подменять ЗИЛ-4104 на ГАЗ-13? Отчего судебная система СССР оказалась к Николаю Пустовиту столь благосклонна?
Могло ли случившееся быть заранее спланированным покушением? Думаю, что могло. Слишком для многих тогдашних руководителей СССР Машеров был неудобной фигурой. Кто больше всего выиграл от смерти Петра Мироновича, сейчас уже сказать сложно. А вот страна проиграла почти наверняка. Ну а ЗИЛ-4104 стал невольным участником этих событий и, со своей стороны, сделал всё, что мог, чтобы люди остались живы, а история пошла другим путём.
Ну, вот и всё. На сегодня я заканчиваю с шофёрскими байками. Надеюсь, вам было интересно. Если обнаружите в тексте грамматические ошибки, не судите строго. В силу сложившихся обстоятельств пишу со смартфона.
Использованные в статье фотографии взяты из открытых источников и все права на них принадлежат их правообладателям.