Она была лучшей ученицей в классе, в школе.
И Она была идеальна во всем: в одежде, в мыслях, в учебе.
Взрослые удивлялись: как в этой юной девочке могут сочетаться все положитеьные качества, а одноклассники, озабоченные своим статусом в обществе, просто знали, что она хорошая девчонка.
В коричневой школьной форме, с пришитыми на ней белым воротничком и обязательно белыми манжетами, которые она стирала и пришивала каждую неделю, в удобном фартучке со значком ВЛКСМ , с черным увесистым портфелем, всегда толстым от книг и тетрадей, она стремительно входила в класс, неся очень высоко белокурую головку, здороваясь со всеми сразу и улыбаясь, и в то же время о чем - то сосредоточенно думая, садилась на свое место и деловито готовилась к уроку, потом лишь оглядывала присутствующих.
Волосы, от природы светло - русые, волнистые, завязаны всегда в хвост, челку она не носила, поэтому лоб, слегка большеватый и выпуклый , всегда был открыт, и иногда на нем появлялись прыщики, она волновалась и доверчиво приближала свое лицо ко мне, спрашивала: "Посмотри, подружка, опять?" Иногда она подкрашивала и глазки, и губки, и не была серой мышкой на фоне увлекающихся своей внешностью местных школьных красавиц.
Когда она,воздушная, легкая, стройная, пиджачок, юбочка, летела по длинному школьному коридору, то была похожа на бортпроводницу, только что спустившуюся с трапа самолета, безупречна в одежде, походке, в движениях, во взгляде, устремленном куда - то вперед, иной раз как будто бы и не замечая вокруг себя никого и ничего.
Мы ее и звали,, стюардесса наша пошла,, , и она не обижалась.
Училась она хорошо, знания ей давались путем большого усердия и упорства, не было такого, чтоб она пришла в школу с невыученными уроками, не ответила, не знала, не выполнила. Стоя у доски, она как- то удивительно просто отвечала на вопросы учителя, слегка волнуясь и теребя в руках либо мел, либо указку, либо тряпку, отчего нос всегда был у нее слегка белым от мела. Не было в ней показушности, зазнайства и гордыни, типа,,, Я знаю вот, а вы то, дураки, ничего не знаете,,
Интеллектуалка, иной раз она поражала, откуда она знает, ведь время было не интернетовское, за любой информацией надо было бежать в библиотеку, переворошить кучу книг. Записная книжка, небольшая, зелененькая, в ней высказывания умных людей, иные ярко обведенные, видимо, мысль интересна и заставила ее о чем - то подумать, имена историков, политиков, даты...
И альбом песенок, девичьих стихов, красиво изрисованный, с тайнами-закладками с надписью "Люби меня как я тебя,, , аккуратным почерком переписанные стихи Юлии Друниной, Беллы Ахмадулиной, а главное - стихи Асадова, одно из них "Трусиха,, , мы знали наизусть, и если кто- нибудь читал его, то мы хором, вдвоем-втроем , таинственно и, как нам казалось, глубокомысленно заканчивали ,, Парень со спортивною фигурой и девчонка, хрупкий стебелек,,
Мы мечтали о красивой любви, о принцах, благородных, честных и достойных, планы строили, говорили о будущем, таком прекрасном и таинственном.
В старших классах, когда влюбленность часть жизни молодых людей, она тоже влюбилась в мальчика с паралельного класса. На переменах она передавала ему записки, он ей, в них были то стихи, то информация о том, кто какие оценки получил, как контрольная написана, что будет вечером делать. Некоторые одноклассницы уже дружили по - взрослому, с поцелуями, со свиданиями, со слезами, как в кино. У ней было по - другому. Как - то все целомудренно, чисто.Паренек оказался не высокого полета, и совсем не благородный рыцарь из ее мечтаний.
У нее был секрет, который знала только я, и секрет это был так прост, так наивен, казалось, что это мог выдумать только малый ребенок. Она нашла на небе звезду, конкретную, видимую, поместила туда достойных, по ее мнению людей, добрых, порядочных, там были ее папа, бабушка, я, ее тетя, какой - то сосед, еще кто - то, плохих там не должно было быть. Этим секретиком она поделилась с мальчиком , но он был так далек, так толстокож, что ничего не понял. Через 2 дня школа знала о таинственной звезде, принадлежащей ей. Спрашивали, иногда ехидно, , смеясь "" А меня ты поселишь на свою звезду? " А она всего лишь хотела разрешить и ему жить на этой чистой прекрасной звездочке. Дружба закончилась. Она не стала устраивать с ним разборок, на насмешки не отвечала, сухо взглянула на него, проговорила:Дурак. А мне потом говорила, что никогда не будет ни с кем дружить,, Мне нужна большая-большая любовь, а если ее не будет, то мне никакой не нужно.
С трех лет ее воспитывала бабушка по отцу. Ее мама умерла, когда ей было 2 года. Мама простыла, заболела воспалением легких, не выкарабкалась.Маме было 24 года. Девочка осталась у бабушки, которая ее очень любила, любил и отец. Но он, молодой красивый мужчина, партийный работник, очень перспективный, в скором времени привез из соседнего городка женщину с ребенком, ставшую ей неплохой мачехой, женился и стал жить с новой семьей.
Женщина была внимательна, заботилась о ней, но бабушка упросила новоиспеченных супругов не забирать ребенка у нее. Так и осталась девочка с бабушкой в небольшом ухоженном домике, где было всегда чистенько, уютно, где у девочки была своя небольшая комната. И бабушка окружила свою единственную внучку заботой и теплотой. С отцом она дружила, ходила часто к ним в гости, и никогда не дзжаловалась, что отец ее забыл или не любит. Она была у него одна, как любовь, как память о женщине, так рано ушедшей из жизни.
Школу она закончила с золотой медалью, сразу же поступила в Педагогический институт на факультатив иностранных языков.,, Немецкий и французский,,., уехала в большой город. И конечно, пути наши стали расходиться.
Переписывались, делились новостями, событиями, впечатлениями."Подружка моя, как у тебя дела!?" -писала она, и чувствовалась в ее словах легкая улыбка и доброта.
,, Родная моя подружка, почему быстренько мне не отвечаешь, я жду, жду, кроме тебя мне некому рассказать свои новости, если бы ты была сейчас со мной рядом, я просто прижалась бы к тебе и разревелась. Я никогда в жизни не встречу такого друга, как ты. А так все нормально, учеба идет хорошо, только не могу я здесь, не терпит моя душа городской жизни, столько подлости кругом, предательства, кажется, и доброты нет, а здесь и быть не может его. Вот пишу тебе письмо, а девчонки красятся, идут на танцы, а я не хочу, смеются надо мной...... Пиши и пиши. Целую тебя крепко, подружка моя,,,
.
Встречались в своем городке, летними каникулами, либо зимой. Вспоминается:какими-то летними вечерами мы тайно залезали в машину ее отца, у него, как у партийного работника, была машина, ее в народе прозвали,, фантомас,, , и по радио находили музыку, слушали, и наткнулись однажды на "" Голос Америки", нашему удивлению не было предела. Не помню, о чем говорил,, Голос,, , но помню ощущение чего-то тайного и запретного, и мы к нему прикоснулись. Живя в провинциальном городке, будучи комсомолками, мы не могли тогда постигнуть и понять мировую политику, но четко знали, что у нас хорошо, а там плохо. И жить было замечательно от этого умозаключения.
Она по-прежнему была такой же целеустремленной, не тратила время на пустое, не увлекалась мужским полом, как будто чего-то или кого-то ждала.
На последнем курсе она на полгода уехала во Францию по программе обмена студентами, ох как мы были рады за нее и завидовали. Поездка за границу, особенно в капстрану, редкость для обычных людей, а тут подружка во Франции!
Она могла остаться работать на кафедре иностранных языков,приглашали после окончания института в советско-французскую компанию переводчиком
У нее могла бы сложиться другая судьба, другая история ее жизни. Знание двух иностранных языков давало ей большие шансы и чудесные перспективы. Почему она выбрала деревню, что тянуло ее работать учителем в обычной сельской школе?
-Что здесь такого, что я еду в село?
-У тебя золотой диплом, у тебя возможность устроиться работать в более престижные места, подумай! - говорили ей и недоуменно качали головой.
Порывы ее души, ее поступки, ее мысли и переживания были недоступны для понимания обычного человека.
И она уехала в село,незнакомое, далекое от родной бабушки, отца. Все ее устраивало:и комната в холодном деревенском общежитии, и быт деревенского жителя, обычная школа, где она с большим энтузиазмом стала преподавать немецкий язык, вести кружки, быть классным руководителем.
Франция и зимняя деревня,старые улочки Парижа с кофейнями, о которых с восторгом она рассказывла нам, и столовка в школе с супом, котлетой и компотом, она, утонченная, светлая, с огромным запасом знаний и возможностей -это нельзя было понять, осмыслить, принять.
Через год она вышла замуж за местного агронома.
.Откуда он взялся, почему она выбрала его, чем он покорил ее, почему он стал виновником ее гибели и смог сломать ее, уничтожить? Нет ответа..
Он был женат, но жена сбежала от него с приезжим строителем.
Жил с родителями, работал агрономом, без высоких интеллектуальных запросов, но красив собой как мужчина, крепкий, деревенский паренек, старше ее на 5 лет.
Потом родилась дочка, которую назвали Валя, как и ее маму.
Потом мы писали друг другу письма, что значит быть мамой, делились впечатлениями о своих детках.,, Подружка, у моей Валюши уже 4 зубика, а соску не берет,, - писала она.
А потом письма были реже и реже. А в них какая-то грусть между строчек.
Я жила далеко от нее, эти письма нас связывали и соединяли,через них мы узнавали о жизни друг друга. Каким словом я могла помочь ей, какое слово она должна была написать мне, чтоб я могла догадаться о душевных ее болях, переживаниях. Она не писала о своих отношениях с родителями мужа, ведь они жили вместе, не писала о своем муже так, чтоб я могла понять:серьезные проблемы у нее, надо помочь, что-то посоветовать.Да и могла ли я хоть как - то додуматься о трагичности ситуации, о надвигающейся беде.
Глубокой осенью я получила письмо от своих знакомых, в конверте лежала вырезка из местной газеты. Подумала:что это, зачем? Повертела, повертела, и, не читая письма, глазами пробежалась по вырезке и наткнулась :,, Коллектив Белозерской средней школы выражают искреннее соболезнование и скорбь по поводу внезапного ухода из жизни Петровой Екатерины Васильевны,замечательного учителя, хорошего человека, любящей мамы. Она навсегда останется в наших сердцах. ''
За окном была унылая погода, сыро, холодно, печально. Я долго смотрела и смотрела на вырезку, ничего не могла понять, осмыслить, перечитывала вновь и вновь. Кто-то другой, ошибка, не может быть, как, почему, что случилось? Это не правда! В глазах сразу возникли образы ее отца, бабушки, дочки. Как они?
Стала читать письмо. Знакомый сообщал очень кратко, так как сам не знал подробности.
Утром она ушла в школу как обычно. В обед, возвращаясь домой, зашла в сарайчик, так, чтоб ее не видели в окно домашние, поставила сумку, написала записку, веревка, которую приготовила заранее, и.. Все, жизнь закончилась в 27 лет.
Что могло послужить этому, какая непреодолимая сила толкнула ее, ведь должна же она быть, чтоб обьяснить причину этого ухода, который поразил всех своей нелепостью и непонятностью. Молодая женщина, достойный муж, маленькая дочь, успешный педагог... Подружка моя...
Постепенно вырисовывалась картина, которая косвенно могла привести ее к этому. Идеалистка, требующая от себя и от других честных, красивых отношений, она не смогла понять или принять ни ворчливой свекрови, ни хмурого свекра, которые только и занимались своим хозяйством и его преумножением. Далек от ее душевных порывов был и муж, к тому же он оказался еще и изменником, до нее дошли слухи об его ухаживаниях на стороне. Со стороны было все замечательно: крепкий дом, муж при должности, родители-пенсионеры, которые могли присмотреть за ребенком, авторитет в школе. Что же так повлияло на ее решение? И это не сиюминутное решение, она к этому готовилась, самое ужасное. И когда писала ко мне последнее письмо, уже думала об этом. В последний вечер нагладила платьица для дочки, собрала в шкатулку все дорогие вещи, письмо дочке... Лучшая ученица, лучшая студентка, замечательная учительница, цельная и крепкая личность и... Веревка.
Дочка осталась в три года без матери, как и она сама, у бабушки, у матери своего мужа. И воспитывалась у нее.
Как-то, приехав в свой городок, я встретила на улице ее отца и ее мачеху. Крепкий и красивый когда-то , он сильно изменился за эти годы. Седина в волнистых волосах, сутулость, потухший взгляд еще молодого мужчины. Зная о нашей крепкой школьной дружбе, он заговорил первый.Сказал, что все нормально, что с внучкой встречается, но редко, так как она далеко живет от них, привозят ее только летом, и что могилка Катина далеко от него, а ему и бабушке ее хотелось бы почаще навещать могилку и почаще у нее быть. Грустно было на него смотреть. Чем помочь, как облегчить страдания отца, потерявшего единственную дочь. А состояние бабушки, которая безумно любила свою внучку, рано ушедшую из жизни, да еще так нелепо. Как им обьяснить и как помочь.
Человек ли во времени, отведенном ему, живет, или время для человека отведено, чтобы он свой путь успел пройти?
,, В тот самый миг, когда найдешь верные ответы на вопросы, переменились все вопросы,,.
Прошли года, выросла, закончила институт, вышла замуж девочка Валя. У нее такие же белокурые волнистые волосы, такая же прямая походка, такая же целеустремленность и мечты в идеал. И этот идеал тоже не вписался в реальную жизнь, разбился, заставил молодую девочку уйти из жизни, как и ее мама, оставив маленького ребенка, сына, на воспитание его бабушке. Все повторилось. Три поколения женщин.Молодые, красивые, так рано ушедшие из жизни.
Судьба, рок, карма? Все уже написано? Все уже предначертано, написано на небесах? Ничего нельзя исправить в судьбе?
И нет мне ответа. Лишь печаль и угрызение совести, что не смогла быть рядом в минуты ее отчаянного выбора. Подружка моя, прости меня.
.