Дорогие друзья!
Рассказ о Кноссе я начала с прогулки по территории комплекса, затем показала вам деревянную реконструкцию дворца. В сегодняшней статье расскажу о бесценных находках, сделанных археологами во время раскопок. Все они хранятся в Археологическом музее Ираклиона.
Начну с артефактов, которые местные жители находили на Крите всегда, ещё до того, как Эванс начал свои раскопки. Это камни-печати или геммы, изделия глиптики - художественной резьбы по различным материалам (драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости и т.д.). Эти камни - печати широко использовались в повседневной жизни минойцев, в качестве личного клейма на изделиях, метки на товарах или "подписи" на договорах. Критская земля была буквально усыпана этими печатями. В конце 19 - начале 20 века критяне называли их "молочными камнями" - молодые матери носили их в качестве амулетов на шее, чтобы не пропало грудное молоко. Предприимчивые греки торговали ими на рынках даже за пределами Греции. Артур Эванс обратил на эти камешки внимание, ещё находясь в Англии.
На стенде рядом с каждой геммой приведен оттиск с неё.
Большая часть экспонатов музея - это предметы быта - различные сосуды, керамическая посуда и домашняя утварь.
В этой статье я покажу только те предметы, которые имеют непосредственное отношение к Кносскому дворцу .
Голова быка, главного тотемного животного Крита, встречается среди экспонатов музея не один раз.
Не только быков изображали Минойцы. Привлекает внимание ритон (ритуальный сосуд) в форме головы львицы. Относят его к Новодворцовому периоду, найден он был в зале Каменных сосудов Центрального святилища Кносского дворца. В момент находки нос льва украшал небольшой камешек красной яшмы. Заметьте, львы на Крите никогда не водились.
Теперь перейдем к фрескам, найденным в Кносском дворце. Надо понимать, что фреска - это рисунок на стене, а не картина в раме и даже не мозаика. То есть шансы найти целиком сохранившуюся фреску возрастом 3,5 тыс лет практически равны нулю. Стена скорей всего разрушена, часть краски отвалилась кусками, а часть вообще превратилась в порошок. Все фрески восстановлены из отдельных элементов, благо на тот момент у реставраторов уже была выработана определенная технология. Сначала аккуратно снимали слой, сохранившийся на стене, укладывали его на специальную основу, потом подбирали из отвалившийся кусков подходящие детали, относящиеся именно к этой фреске. А уж потом художник-реставратор "дорисовывал" пустоты. Вот представьте себе - взять допустим три набора пазлов, хорошо перемешать их, треть деталей вообще выбросить, а потом попытаться из этого что-то собрать. Причем не имея в наличии картинки, что же должно получиться в итоге. Как Вам задачка?
Самая известная минойская фреска носит название "Принц с лилиями", датируется она примерно 1550 годом до н. э.
Вот так она выглядит в музее:
А это копия, находящаяся в Кносском дворце:
На подлиннике в музее никаких лилий я не нашла. Фреска восстановлена по трем отдельным фрагментам (голове, туловищу и левой ноге), и некоторые ученые считают, что они принадлежат трем разным фрескам, а голова вообще женская. Очень может быть, что мы видим плод неуёмной фантазии реставраторов.
Большое полотно-фреска "Игры с быками" датируется также примерно 1550 г. до н.э. На фреске изображена таврокатапсия — ритуальные прыжки через быка. Бык выглядит непропорционально большим по сравнению с людьми. Хотя, быть может, это зубр? Вроде как они в те времена водились на Крите. Спортсмены, выполняя сальто, перепрыгивают через скачущее животное. В отличие от испанской корриды, быка критяне не убивали, а вот акробаты всерьез рисковали жизнью. По одной из версий, так знатные юноши и девушки "отмечали" свое совершеннолетие.
Фреска "Дамы в голубом". Как и многие другие фрески воссоздана швейцарскими художниками - археологами, отцом и сыном. Звали их одинаково - Эмиль Жильерон.
Ну какие изысканные красотки! Прически, фигура! Обратите внимание - людей минойские художники (так же как и египтяне) изображали исключительно в профиль. Может быть, в фас не научились еще рисовать? Но при этом все минойские фрески поражают своей лёгкостью и динамичностью.
Часть фрески "Шествие" (1450 г. до н.э.), украшавшей Южные пропилеи, изображает юношу с ритуальным сосудом.
Девушки на фресках изображены белокожими, а юноши все смуглые.
На многих фресках изображены животные и растения.
Фреска с дельфинами мне нравится больше всего. У историков нет единого мнения по поводу ее датировки, так же и ее местонахождение вызывает споры. Эванс поместил её в покои царицы.
Рельефное изображение быка - куда ж без него? Это часть большого барельефа, до сих пор не восстановленного. Видимо, панно изображало охоту на быка.
Кроме фресок в музее огромное количество миниатюрных статуэток.
Статуэтка "Жрица со змеями", датируется 1600 г. до н.э. Одна из целого набора статуэток найденных в яме Центрального святилища в западном крыле Кносского дворца.
Статуэтка сделана из расписного фаянса, отдельные детали соединены металлической проволокой. Многослойная юбка, фартук и открытая грудь, как символ плодородия. На голове фигурки сидит кошка, как знак владычества над дикой природой. Змеи в руках показывают связь жрицы с подземным миром.
На этом я закончу сегодняшний рассказ. Спасибо, что дочитали до конца!
Один артефакт из Кносского дворца я решила выделить особо, он совсем не похож на все вышеперечисленное, ни по своему виду, ни по назначению, и вполне заслуживает отдельного рассказа. Не пропустите новую статью на моем канале!