Найти тему
Элеонора N

Сокровища Кносса

Дорогие друзья!

Рассказ о Кноссе я начала с прогулки по территории комплекса, затем показала вам деревянную реконструкцию дворца. В сегодняшней статье расскажу о бесценных находках, сделанных археологами во время раскопок. Все они хранятся в Археологическом музее Ираклиона.

Ираклион. Археологический музей.
Ираклион. Археологический музей.

Начну с артефактов, которые местные жители находили на Крите всегда, ещё до того, как Эванс начал свои раскопки. Это камни-печати или геммы, изделия глиптики - художественной резьбы по различным материалам (драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости и т.д.). Эти камни - печати широко использовались в повседневной жизни минойцев, в качестве личного клейма на изделиях, метки на товарах или "подписи" на договорах. Критская земля была буквально усыпана этими печатями. В конце 19 - начале 20 века критяне называли их "молочными камнями" - молодые матери носили их в качестве амулетов на шее, чтобы не пропало грудное молоко. Предприимчивые греки торговали ими на рынках даже за пределами Греции. Артур Эванс обратил на эти камешки внимание, ещё находясь в Англии.

На стенде рядом с каждой геммой приведен оттиск с неё.

Камни-печати. Археологический музей. Ираклион
Камни-печати. Археологический музей. Ираклион

Большая часть экспонатов музея - это предметы быта - различные сосуды, керамическая посуда и домашняя утварь.

Сосуды - пифосы. Археологический музей. Ираклион
Сосуды - пифосы. Археологический музей. Ираклион
Кувшины для воды. Археологический музей. Ираклион
Кувшины для воды. Археологический музей. Ираклион

В этой статье я покажу только те предметы, которые имеют непосредственное отношение к Кносскому дворцу .

Голова быка, главного тотемного животного Крита, встречается среди экспонатов музея не один раз.

Расписная ваза и Голова быка.
Расписная ваза и Голова быка.
Ритон в виде головы быка. Археологический музей Ираклион
Ритон в виде головы быка. Археологический музей Ираклион

Не только быков изображали Минойцы. Привлекает внимание ритон (ритуальный сосуд) в форме головы львицы. Относят его к Новодворцовому периоду, найден он был в зале Каменных сосудов Центрального святилища Кносского дворца. В момент находки нос льва украшал небольшой камешек красной яшмы. Заметьте, львы на Крите никогда не водились.

Голова львицы. Археологический музей. Ираклион.
Голова львицы. Археологический музей. Ираклион.

Теперь перейдем к фрескам, найденным в Кносском дворце. Надо понимать, что фреска - это рисунок на стене, а не картина в раме и даже не мозаика. То есть шансы найти целиком сохранившуюся фреску возрастом 3,5 тыс лет практически равны нулю. Стена скорей всего разрушена, часть краски отвалилась кусками, а часть вообще превратилась в порошок. Все фрески восстановлены из отдельных элементов, благо на тот момент у реставраторов уже была выработана определенная технология. Сначала аккуратно снимали слой, сохранившийся на стене, укладывали его на специальную основу, потом подбирали из отвалившийся кусков подходящие детали, относящиеся именно к этой фреске. А уж потом художник-реставратор "дорисовывал" пустоты. Вот представьте себе - взять допустим три набора пазлов, хорошо перемешать их, треть деталей вообще выбросить, а потом попытаться из этого что-то собрать. Причем не имея в наличии картинки, что же должно получиться в итоге. Как Вам задачка?

Самая известная минойская фреска носит название "Принц с лилиями", датируется она примерно 1550 годом до н. э.

Вот так она выглядит в музее:

Принц с лилиями. Археологический музей. Ираклион
Принц с лилиями. Археологический музей. Ираклион

А это копия, находящаяся в Кносском дворце:

Принц с лилиями. Копия. Кносский дворец.
Принц с лилиями. Копия. Кносский дворец.

На подлиннике в музее никаких лилий я не нашла. Фреска восстановлена по трем отдельным фрагментам (голове, туловищу и левой ноге), и некоторые ученые считают, что они принадлежат трем разным фрескам, а голова вообще женская. Очень может быть, что мы видим плод неуёмной фантазии реставраторов.

Большое полотно-фреска "Игры с быками" датируется также примерно 1550 г. до н.э. На фреске изображена таврокатапсия — ритуальные прыжки через быка. Бык выглядит непропорционально большим по сравнению с людьми. Хотя, быть может, это зубр? Вроде как они в те времена водились на Крите. Спортсмены, выполняя сальто, перепрыгивают через скачущее животное. В отличие от испанской корриды, быка критяне не убивали, а вот акробаты всерьез рисковали жизнью. По одной из версий, так знатные юноши и девушки "отмечали" свое совершеннолетие.

"Игры с быками". Археологический музей. Ираклион
"Игры с быками". Археологический музей. Ираклион

Фреска "Дамы в голубом". Как и многие другие фрески воссоздана швейцарскими художниками - археологами, отцом и сыном. Звали их одинаково - Эмиль Жильерон.

"Дамы в голубом" Археологический музей Ираклион
"Дамы в голубом" Археологический музей Ираклион

Ну какие изысканные красотки! Прически, фигура! Обратите внимание - людей минойские художники (так же как и египтяне) изображали исключительно в профиль. Может быть, в фас не научились еще рисовать? Но при этом все минойские фрески поражают своей лёгкостью и динамичностью.

Часть фрески "Шествие" (1450 г. до н.э.), украшавшей Южные пропилеи, изображает юношу с ритуальным сосудом.

"Юноша с ритоном". Археологический музей Ираклион
"Юноша с ритоном". Археологический музей Ираклион

Девушки на фресках изображены белокожими, а юноши все смуглые.

На многих фресках изображены животные и растения.

Фреска с растительным мотивом
Фреска с растительным мотивом
"Синяя птица". Фото из интернета.
"Синяя птица". Фото из интернета.

Фреска с дельфинами мне нравится больше всего. У историков нет единого мнения по поводу ее датировки, так же и ее местонахождение вызывает споры. Эванс поместил её в покои царицы.

"Дельфины". Археологический музей Ираклион
"Дельфины". Археологический музей Ираклион

Рельефное изображение быка - куда ж без него? Это часть большого барельефа, до сих пор не восстановленного. Видимо, панно изображало охоту на быка.

"Бык" Археологический музей Ираклион
"Бык" Археологический музей Ираклион

Кроме фресок в музее огромное количество миниатюрных статуэток.

Статуэтка "Жрица со змеями", датируется 1600 г. до н.э. Одна из целого набора статуэток найденных в яме Центрального святилища в западном крыле Кносского дворца.

"Жрица со змеями" Археологический музей Ираклион
"Жрица со змеями" Археологический музей Ираклион

Статуэтка сделана из расписного фаянса, отдельные детали соединены металлической проволокой. Многослойная юбка, фартук и открытая грудь, как символ плодородия. На голове фигурки сидит кошка, как знак владычества над дикой природой. Змеи в руках показывают связь жрицы с подземным миром.

На этом я закончу сегодняшний рассказ. Спасибо, что дочитали до конца!

Один артефакт из Кносского дворца я решила выделить особо, он совсем не похож на все вышеперечисленное, ни по своему виду, ни по назначению, и вполне заслуживает отдельного рассказа. Не пропустите новую статью на моем канале!