Рассказы авиамоделиста: Фристайл, часть 6. Проект ЖС "Яшка"(Як-50), 2010 -2017 годы

211 прочитали

Этот проект, который я называю "Яшка", разрабатывался и осуществлялся почти одновременно и параллельно с проектом летающих крыльев. Сказать, что мне в те годы приходилось скучать и сидеть без работы - я не могу. Ведь помимо этих наших, так называемых "проектов", мне приходилось собирать и ремонтировать авиамодели купленные как в нашем магазине, так и приобретенные в других местах.

В те годы в Воронеже было несколько "точек", где продавалась авиамодельная продукция. Но, несмотря на высокую загруженность сборкой и ремонтом, а так же и нашими проектами "ЖС", я успевал еще и строить или что то переделывать лично для себя. В общем, был полностью, с "головой погружен" в авиамодельную деятельность. Меня это не тяготило, а напротив давало огромный заряд позитива. Я по прежнему полноценно жил, хоть и в "малой", но в авиации...

Однако, ближе к теме. Когда мой товарищ Сергей (из Острогожска) передал мне заготовки для нескольких моделей летающих крыльев, (о них я писал в предыдущей главе), он так же мне поведал, что на "пробу" вырезал для себя на своем станке детали для контурной модели спортивного самолета Як-50. И более того, эту модель Сергей себе уже собрал и облетал. И говорит - мол, летит этот Як замечательно. Хочешь я и тебе вырежу заготовки? Соберешь - сам увидишь и поймешь, что это очень удачная модель получилась, и внешне, и по своим летным данным.
Разумеется, я дал согласие - ведь это вполне подходит под определение "предложение от которого нельзя отказаться"...

Крыло Як-50 с пазами под лонжероны, которые вклеивались в них на эпоксидной смоле.
Крыло Як-50 с пазами под лонжероны, которые вклеивались в них на эпоксидной смоле.

В ближайшем времени Сергей завез мне вырезанные заготовки. И я приступил к сборке "Яшки", - как я тогда мысленно назвал эту модель. Эта первая модель проекта Як-50 несколько отличалась от всех последующих. В общем то, если не вникать в тонкости, то наиболее серьезное отличие первой модели было то, что элероны на ней управлялись от одной сервомашинки, расположенной в фюзеляже. А это, как мы потом решили, хоть и несколько уменьшает вес, но и делает управление по крену менее надежным. И на всех последующих моделях Як-50 каждый элерон стал управляться отдельной сервомашинкой, которые располагались в специальных вырезах на верхней поверхности крыла.

Первая модель Як-50 с одной сервомашинкой управления элеронами.  Август 2010 года
Первая модель Як-50 с одной сервомашинкой управления элеронами. Август 2010 года

По конструкции модель Як-50 почти ничем не отличалась от сделанных чуть ранее двух пилотажных тренировочных моделей "Камикадзе", но на мой взгляд своим дизайном и летными данными Яшка превосходил Камикадзе как минимум на порядок. Во всяком случае мне он очень понравился сразу, уже в процессе сборки. Моделей этого типа я собрал более десятка, и их с удовольствием брали в нашем магазине моделисты-любители. В первую очередь их использовали для тренировки и отработки выполнения фигур высшего пилотажа. И все летавшие на этих моделях, отмечали очень высокие летные качества Яшки...

Фото хвостового оперения и элементов управления рулем высоты и рулем направления модели Як-50.  Все до гениальности просто и надежно...
Фото хвостового оперения и элементов управления рулем высоты и рулем направления модели Як-50. Все до гениальности просто и надежно...

А я еще лично для себя, помимо летных характеристик, отметил на этих моделях простоту конструкции, высокую надежность в эксплуатации, и прекрасную "ремонтопригодность". Мне ведь не один раз пришлось производить ремонт Яшек после усердного "освоения азов" высшего пилотажа некоторыми моделистами. А отработка этих азов пилотажа иной раз приводило и к весьма серьезным поломкам и повреждениям.
Но ни один из этих Яшек, - после "встречи с планетой" или откровенных "морковок", не был мной утилизирован. Все до единого, рано или поздно, были восстановлены до состояния летной годности и продолжили полеты. Вот уж поистине оказалась удачная модель! И к тому же живучая...

Только вот что я обязательно хотел еще сказать - этот проект Як-50 стал самым масштабным из всех, которые мы с Сергеем Журавлевым "замутили". Я уже выше говорил, что моделей Як-50 было нами сделано больше чем во всех других проектах. Ну, а причина тут очевидна - относительная простота и технологичность конструкции, привлекательный внешний вид, и главное - замечательные летные данные. Однако, не хочу чтобы создалось ложное представление, что изготовление и сборка этих моделей была легкой и веселой забавой - "тяп-ляп", и хорошо летающая радиоуправляемая модель самолета уже "выскочила" из мастерской, и готова к покорению небес. Нет, ребята, все было далеко не так. Но все равно, о реальных трудовых "подвигах" при создании этой серии Як-50, у меня остались только самые тёплые и добрые воспоминания...

В полете  РУ модель проекта ЖС  Як-50
В полете РУ модель проекта ЖС Як-50

В этой серии проекта Як-50, второй моделью, но уже с раздельным управлением элеронами - каждый от своей сервомашинки, стала как раз моя модель. На своей модели, в отличии от всех других, была выдавлена из пластика прозрачная кабина, а элероны были подвешены на пластиковых петлях, которые обеспечивали щель между крылом и элероном. Это увеличивало устойчивость и управляемость по крену при полете на малых скоростях. А во всем остальном - мой Яшка был сделан точно так же, как и все остальные модели нашего проекта.

Этот проект, который я называю "Яшка", разрабатывался и осуществлялся почти одновременно и параллельно с проектом летающих крыльев.-5
Моя модель Як-50 в процессе сборки.  Февраль 2011 года
Моя модель Як-50 в процессе сборки. Февраль 2011 года

В конце зимы мой Яшка был полностью готов к полетам, но продолжались холода, и погода к полетам не располагала. Так уж сложилось, что впервые
мой Яшка попал на полеты только в мае. Еще ни разу не поднимая его в небо, я твердо знал, что полетит мой Як-50 хорошо. Такая уверенность, конечно бывает не всегда, и не со всякой моделью. А тогда я был просто уверен в моем Яшке. И модель полностью оправдала все мои ожидания. Она прекрасно и устойчиво летела, легко, хорошо и адекватно реагировала на все мои команды. В общем - очень летучая оказалась эта модель! Ниже я привожу фото из первого летного дня моего Як-50:

Мой Як-50 перед своим первым полетом.  Рядом с ним в готовности к вылету стоит и Камикадзе Виктора...
Мой Як-50 перед своим первым полетом. Рядом с ним в готовности к вылету стоит и Камикадзе Виктора...
Яшка в первом полете...   Май 2011 года
Яшка в первом полете... Май 2011 года
Як-50.  Май 2011 года, аэродром р.п. Хохольский
Як-50. Май 2011 года, аэродром р.п. Хохольский

С того дня и началась "будничная" летная жизнь моего Як-50. Так же как и ЛК Орел, он принимал участие почти во всех наших выездах на полеты. И летал мой Яшка на всех площадках и аэродромах, куда за эти годы моего "фристайла" мы выезжали - чаще с Виктором а иногда и на совместные встречи и полеты - и с Виктором, и с вдохновителем и организатором наших проектов Сергеем Журавлевым, который, как я уже говорил, жил в г. Острогожске.
Вот что то особое рассказать о модели Як-50 мне уже вроде как и нечего - вполне достаточно того, что я уже и так сказал - модель конструктивно достаточно простая, надежная и хорошо летает. Даже немного обидно, что для такой прекрасной модели просто больше и не находится нужных слов...

Старт Як-50,  с. Бабяково, лето 2014 года
Старт Як-50, с. Бабяково, лето 2014 года

За все годы полетов на моем Яшке была только одна авария, а он к тому времени эксплуатировался уже четвертый год. И эта авария произошла по причине отрыва (!) при очередном маневре элерона левого крыла. Просто реального отрыва - модель самолета закувыркалась в плоской спирали сама по себе, а элерон вращаясь вокруг своей продольной оси, долго еще летел тоже сам по себе, постепенно сносимый слабым ветром в сторону от места падения Яшки...

Это произошло в погожий летний вечер на поле в с. Бабяково, где в те годы часто собирались на полеты все воронежские авиамоделисты. На тот момент на Яшке часто летал и мой внук, который уже хорошо освоил пилотирование РУ моделями. Его самыми любимыми моделями были две, на которых он чаще всего и летал. Одна из них была старенькая и тоже хорошо летающая тренировочная модель фабричного производства фирмы Pilotage, изготовленная из материала ЕРР, - практически не убиваемая. А вторая любимая модель и была модель Як-50, Яшка...

Мы с внуком готовим к полету Як-50.   с. Бабяково, лето 2014 года
Мы с внуком готовим к полету Як-50. с. Бабяково, лето 2014 года

Когда в полете произошел отрыв элерона, модель пилотировал я (мы с внуком летали по очереди). На действия рулями модель почти не реагировала, да и не зачем было мешать моему Яку с условно небольшой скоростью кувыркаться в небе. Я тогда только полностью убрал газ двигателю, и падение замедлилось. Яшка "приземлился" на высокую и густую траву поля, правда одна лопасть винта все же отломалась. Я пошел за самолетом, а внук побежал за "приземлившимся" неподалеку элероном. Осмотр модели показал, что никаких серьезных повреждений Яшка не получил - да и кто бы сомневался! - упасть плашмя на такую мягкую и высокую траву. Так же целым оказался и элерон. А вот причина отрыва была сразу определена.

Я ведь уже писал, что сделал на своем Як-50 элероны со щелевым "эффектом", подвесив их на специальных авиамодельных пластиковых петлях, которые (как и многую другую авиамодельную фурнитуру) я покупал в интернет-магазинах Поднебесной Империи. Петли, надо признать, оказались не при чем. А вот вклеил их я в пенопластовое крыло и в элероны хоть и на эпоксидной смоле, но не учел, что со временем пенопласт все же стареет и немного крошится. Так что вся вина за случившееся лежала на мне. Не доглядел своевременно...

Когда дома, точнее в мастерской, я стал внимательно просматривать каждый узел навески обоих элеронов, оказалось что и на другом элероне начал развиваться подобный дефект в двух местах. В общем, я снял и второй элерон, произвел ряд работ и "усилений" в местах крепления петель, с снова навесил элероны на Яшку. С тех пор прошло уже более восьми лет, больше никаких неисправностей на моем Яшке не было. Но, за надежностью крепления петель навески элеронов я с тех пор внимательно следил.

Полеты в с. Бабяково, лето  2014 года
Полеты в с. Бабяково, лето 2014 года
Старт Як-50 под управлением внука...
Старт Як-50 под управлением внука...
Контроль за полетом на Як-50 внука...   с. Бабяково, лето 2014 года
Контроль за полетом на Як-50 внука... с. Бабяково, лето 2014 года
А это "мастер-класс" внуку проводит дедушка...   с. Бабяково
А это "мастер-класс" внуку проводит дедушка... с. Бабяково

А еще одна авария, причем совершенно нелепая, прямо на моих глазах, произошла на Як-50 моего товарища, Журавлева Сергея. Мы тогда встречались на совместных полетах. По непонятным причинам, сразу после старта, Як-50 Сергея неожиданно сделал нисходящую спираль и врезался в асфальт. Даже до травы, а до нее и было то метров пять, не дотянул... Повреждения были вполне серьезные, все таки на полном газу - "мордой" да об асфальт! Носовая часть фюзеляжа до кабины - в хлам... Ну, и еще некоторые повреждения, правда не особо серьезные.

Стали разбираться, и оказалось что причиной аварии оказался банальный отказ сервомашинки управления РН (рулем направления) В момент старта, по реально непонятным причинам, - в авиации иногда такие дефекты называли "блуждающий электрон", - неожиданно сервомашинка самопроизвольно резко отработала полностью до упора, отклонив при этом РН в крайнее правое положение...

Когда причина была определена, я сразу и предложил своему другу передать мне свой Як-50 в ремонт. Как я тогда сказал Сергею - "Зачем же занимать драгоценное время каким то там ремонтом такому уважаемому человеку и автору многих наших проектов, как тебе, Сергей Иванович?! Тем более, что я не только собрал уже ни один Як, но и неоднократно ремонтировал модели этого типа, и имею для этого необходимый опыт".

Сергей, разумеется, не стал отказаться от такого предложения, и его Як-50, кстати являющийся "головной" моделью №1 этого проекта, на время переехал в Воронеж - ко мне в мастерскую для ремонта. Через некоторое время все было отремонтировано, о чем я сообщил в Острогожск Сергею. И по договоренности, на ближайших совместных полетах, я и передал ему отремонтированную модель его Яшки...

Як-50  Сергея Журавлева после ремонта
Як-50 Сергея Журавлева после ремонта
Отремонтированная модель №1 проекта "Як-50" с полностью замененной носовой частью фюзеляжа
Отремонтированная модель №1 проекта "Як-50" с полностью замененной носовой частью фюзеляжа

Отремонтированный и готовый к облету после ремонта Як-50 Сергея, я привез на наши совместные полеты на аэродром р.п. Хохольский (Хитроу). Ну, а на облет в небо Яшку поднял его хозяин и создатель, - Сергей. Все прошло так, как и должно было быть - самолет снова прекрасно летал, как будто и не было той досадной аварии из за отказа сервомашинки управления РН. Небо снова раскрыла свои объятия для этой замечательной модели.

Мой (желтый) и Сергея (белый) Як-50  на аэродроме Хохольский перед полетами.  Отремонтированному Як-50 Сергея  предстоит сегодня контрольный облет...
Мой (желтый) и Сергея (белый) Як-50 на аэродроме Хохольский перед полетами. Отремонтированному Як-50 Сергея предстоит сегодня контрольный облет...
А это Сергей Журавлев выпускает свой Як-50 в контрольный облет после ремонта...
А это Сергей Журавлев выпускает свой Як-50 в контрольный облет после ремонта...

О дальнейшей судьбе конкретно этой, первой в проекте Яшки, я могу сказать, следующее. В 2017 году, после установки Сергеем на нее электронного автопилота, в одном из полетов под Острогожском, "автопилот" отказал, неуправляемая модель не вышла из петли, и отвесно, на большой скорости врезалась в землю... Все таки судьба настигла эту модель.... Останки этого Як-50 были Сергеем утилизированы.

А вот что касается моего Як-50, то незадолго до закрытия магазина ДИОЛ, я решил его "посадить" на шасси. И установил на него шасси. Да, аэродинамика модели и ее немного увеличившийся вес, оказали определенное негативное влияние на полетные характеристики. Но, для выполнения пилотажа у меня были другие модели, а мой Як-50, которому на тот момент уже исполнилось не мало лет, теперь стал взлетать и садиться "по самолетному".

Мой Як-50 с шасси на исполнительном старте.   Аэродром р.п. Хохольский
Мой Як-50 с шасси на исполнительном старте. Аэродром р.п. Хохольский

Да ради этого я, как раз, и затеял его переделку. Больше никаких резких маневров и фигур на своем Яшке я решил не делать, - все же надо уважать возраст модели. А мне было приятно на своем Яшке нормально взлетать и садиться на землю, как на реальном самолете. Правда, сейчас в связи с известными событиями и запретами на полеты, мой Яшка, вполне исправный, только со снятым двигателем и приемником, пока "завис" на стене в моей квартире в ожидании лучших времен и новых свиданий с небом...

Як-50 с шасси в полете
Як-50 с шасси в полете
"Яшка" в ожидании лучших времен и новых свиданий с небом...   Воронеж, январь 2024 года
"Яшка" в ожидании лучших времен и новых свиданий с небом... Воронеж, январь 2024 года

Я надеюсь, что этот мой Яшка еще полетает. Несмотря на свой солидный для модели возраст (14 лет) никаких перекосов, деформаций и "поводок" на нем не появилось. И это несмотря на то, что в "жизни" этой модели были и падения с большой высоты (после отрыва элерона), и грубые посадки на асфальт и пересохшую осеннюю траву - при учебных полетах внука. Все выдержал этот Як-50. Все таки очень надежной оказалась его конструкция - при кажущейся простоте. И есть еще один интересный факт, который к конструкции модели не имеет отношения, но все же как говорится, так получилось. Я имею в виду то, что как на этой модели, еще при постройке, я установил четыре сервомашинки управления рулями и элеронами, так до сих пор они все остаются исправными и работоспособными..

А все мелкие ремонты или переделки на моем Як-50 свелись только к тому, что я перетянул стабилизатор желтым скотчем, усилил узлы навески элеронов после аварии, о которой писал выше, да установил на модель шасси.
И я все же надеюсь, что этот мой Яшка еще полетает. Не может же он
бесконечно висеть на стене - он ведь создавался для полетов! Остается только ждать и надеяться. Не зря ведь есть выражение - "надежда умирает последней..."

Мой Яшка в полете...
Мой Яшка в полете...

Небольшое послесловие, или точнее - дополнение к этой главе:
Вот уж поистине - жизнь полна неожиданностей. Прошло только три месяца, как я написал эту главу про наш совместный с Сергеем Журавлевым проект. Все наши "Яшки" давно уже разлетелись кто куда. Я вообще то думал, что мой Як-50, на который я установил шасси, и который уже не первый год висит на стене у меня дома в ожидании "лучших времен", является единственным, оставшимся "живым" из всей серии собранных мною моделей. И который, возможно, еще сможет полетать, - если этого позволит соответствующая обстановка.
А вот выходит, что это не совсем так. То есть совсем не так...

Оказывается, на сегодняшний день, а сейчас май 2024 года, одна из собранных мною моделей Як-50 продолжает успешно летать! Эта модель, и это я знаю точно, является одной из самых последних моделей Як-50 этой большой серии радиоуправляемых моделей Як-50, собранных мною в мастерской сервисного центра ДИОЛ. Просто мне хозяин этой модели прислал сообщение, подкрепленное фотографиями, - с очередных полетов своего "Яшки" в апреле этого, 2024 года! Разумеется, меня это сообщение и фото очень приятно удивили...

РУ модель самолета Як-50.    Весна 2024 года
РУ модель самолета Як-50. Весна 2024 года

И ведь летает, как пишет автор этого сообщения и фотографий, эта модель не первый год, и всегда доставляет радость своими высокими летными качествами и надежностью. На фотографиях видно, что на Яшке установлен довольно мощный двигатель и трехлопастной винт, а это наверняка добавляет модели маневренности и позволяет ей без труда "крутить" любые фигуры высшего пилотажа. Можно только радоваться за то, что и конструкция модели, и вложенные в ее изготовление душа и труд, были не напрасны. Долгая ее жизнь и высокое качество изготовления тому реальное подтверждение. Чему я, несказанно рад! Хочется пожелать этой модели и ее пилоту дальнейших счастливых полетов!

Чистого неба и счастливых полетов тебе мой "Яшка"...
Чистого неба и счастливых полетов тебе мой "Яшка"...