Найти тему
Этьен Пуар

Какой могла быть усыпальница Ленина? (к 100-летию мавзолея)

О смерти В.И. Ленина в Кремле узнали около 19:00 21 января 1924 года — его сестра М.И. Ульянова сообщила новость по телефону. Уже в 22:00 ключевые фигуры политбюро выехали в Горки. К 23:00 были намечены основные прощальные мероприятия. В третьем часу ночи следующего дня собрался пленум политбюро, а около трёх часов была сформирована комиссия по похоронам.

Прощание началось 23 января, и только за этот день у гроба прошло около миллиона человек. На следующий день было решено продлить прощание на месяц, затем ещё, и в итоге приняли решение тело Ленина оставить забальзамированным, чтобы не ограничивать прощание по времени вообще.

Перед похоронами на Красной площади был установлен временный мавзолей, а на следующий 1925 год объявлен конкурс проектов мавзолея постоянного. Всего было прислано 117 проектов разной степени проработанности. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Оговоримся, что многие авторы были любителями, а потому их проекты весьма... впрочем, судите сами.

Первый деревянный мавзолей по проекту А.В. Щусева (из открытых источников)
Первый деревянный мавзолей по проекту А.В. Щусева (из открытых источников)

Проект "Мощный"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Архитектор В.М. Пародин-Нардсон предложил такой проект. Название он объясняет тем, что всем своим конструктивом мавзолей отображает мощь советского государства, созданного Лениным, а значит, мощь и самого Ленина. Внутреннее устройство разъясняется в пояснительной записке:

Монумент должен состоять из двух главных частей: наружной и внутренней.
Наружная часть монумента в общей массе своих форм не должна превышать в высоту 10 метров и по площади основания - 28 х 17 метров. (На завершение монумента сверх указ. цифры допускается увеличение до 4-х метров в высоту).
Внутренняя часть монумента должна состоять из совокупности следующих покоев:
1. Центральный зал, в котором будет находиться гробница с прахом вождя. Вокруг гробницы от входной двери к выходной должен быт<ь> свободный проход. Площадь всего покоя - не менее 84-х кв. метр.
2. Четыре зала музейного характера, в которых будут собраны те или иные предметы, как то: рукописи, книги, картины, фотоснимки и т.д. Площадь каждого зала не менее 32-х квадр. метров.
3. Помещение для смотрителя здания, площадью не менее 8 кв. метр.
4. - " - - " - служителей, площ. не менее 32-х квадр. метров. 5. Вестибюль и раздевальная (или, по меньшей мере, комната для оставления посетителями галош, зонтов, тростей и пакетов). Общая площадь не менее 64 кв. метров. 6. Комната для телефона, пл. до 3 кв. метров. На стенах и сводах внутренних покоев допускается декоративная живопись, скульптура, графика и инкрустированные надписи. Мотивами указанных изображений должны быть главные этапы революционного движения и роль в нем В.И. Ленина.

Проект "Чугун"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Идея В.В. Тарасова была уже более схожей с итоговым вариантом. Мавзолей получался более приплюснутым, нежели построенный в итоге, а также оформленный двумя мощными колоннадами по сторонам, на которых, вероятно располагались трибуны. Примечательно выглядит огромная плита на крыше, которая смотрится весьма чужеродно.

Вот, что сообщает автор в пояснительной записке:

На Красной площади, на фоне горизонтальной кремлевской стены, в самом центре, там, где башня взметнулась вертикалью, которую подчеркивает черная мемориальная доска, внизу на длинной черной, как бы гробовой, плите будет начертано, как это сделано и сейчас, "ЛЕНИН".
Вся центральная часть пропорциями своих форм, деталями обработки должна создать впечатление верхушки архитектурного объема, который там, в недрах земли, раскинулся огромными залами, где покоится прах Вождя.
Монументальные простые формы мавзолея, горизонталями стелющимися под башней, будут громко говорить о себе, усиливаясь контрастом вертикалей мемориальной доски. Чугунная или бронзовая мемориальная доска во всю стену башни скульптурой и надписями будет запечатлевать героизм борьбы.
От массива центральной части мавзолея, как бы подчеркивая всю кремлевскую стену черной сочной чертой, пойдет цоколь братских могил с огромными лестницами у боковых башен и мавзолея. Этот высокий цоколь по формам, обработке материала, одинаковый с мавзолеем, подчинит себе всю Красную площадь и, будучи сам подчинен мавзолею, сделает его доминирующим пятном на площади.

Проект "Трибуны"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Если в предыдущем проекте назначение колоннад-трибун лишь предположение, то детище Садовникова и Неймана так и озаглавлено лозунгом "Трибуны". Сам мавзолей несколько утоплен в землю, а внешним видом представляет собой маховик революции, который и запустил погребённый в нём Ленин. Жаль, что эскиз не вписан в ансамбль Красной площади — сложно оценить масштабы строения.

Проект "Авангардный"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Вот какой проект легко вообразить себе рядом с крепостью, так это детище архитектора М.М. Ростовского. Сам автор своему эскизу девиза не дал, потому название "Авангардный" условное. Что сказать — проектировщик шёл в ногу со временем и оставался верным модному в те годы авангардизму. Сложно сказать, где во всём этом ансамбле предполагалось выставить собственно тело, но масштабы башни впечатляют. Интересно, как бы справились с задачей маскировки этого строения в годы Великой Отечественной войны?

Так о своём проекте пишет автор в пояснительной записке:

Монумент состоит из трех частей: башни, ступенчатого строения и мемориальной доски с трибуной. Лучшее для него место - между Спасской башней и местом теперешнего мавзолея (Спасская и другая башня ее выгодно фланкируют). Башня строится целиком из стекла и железа, имеет в высоту вместе с флагштоком 105 метров, в ширину 14 метров. Она имеет форму цилиндра с как бы вынутой четвертью (обращена в сторону Москвы-реки). <...> В недостающей четверти размещаются подъемные машины; можно быть уверенным, что современная техника удачно разрешит этот вопрос (у автора имеются несколько общих предположений на этот счет).

Ступенчатое строение состоит из нескольких этажей, различных по площади и высоте. С фасада они слепы; суживаясь кверху они как бы освобождают башню и придают ей известное движение. Нижний этаж - зал с гробницей. Выше помещения для обслуживающего персонала, кабинеты для исследований, хранилища.

Проект "Египетский"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Ф. Шехтель тоже своему эскизу девиза не дал, а потому условно назовём его египетским, поскольку автор явно пирамидами вдохновлялся. Этот проект один из самых проработанных — даже предложения по внутренней отделки имеются. Предполагалось строительство двухэтажного здания: на первом этаже располагался окружённый криптой зал, где выставлялось бы тело вождя; на втором же уровне была задумана некая аудитория. Для чего? Судя по наброскам отделки сводов — для музея или чего-то подобного.

Источник: РЦХДНИ (более подробный внутренний план)
Источник: РЦХДНИ (более подробный внутренний план)

Проект "Ленин умер, но живёт в наших сердцах"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Пока Шехтель вдохновлялся Египтом, Устинов далеко ходить не стал и предложил проект, перекликавшийся с Кремлём. По четырём сторонам должны были возвыситься увенчанные серпом и молотом башни, повторявшие кремлёвские, а вот крыша... крыша заслуживает отдельного внимания. Что мы видим? Сливающиеся в один два серпа, образовывавших полукруг. По центру вверчен болт с гайкой, к которому крепились серп и молот, к которым крепился красный флаг. Обратим внимание, что серпы и молоты украшали и подножие мавзолея.

Проект "Бессмертный"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Целый комплекс предлагал создать архитектор Н.И. Анисимов. Причём, судя по всему, источником вдохновения для него послужило временное деревянное строение авторства Щусева — те же два входа, возвышающаяся средняя часть. Жаль, что и этот эскиз не представили рядом со стеной, хотя по росту людей, можно судить, что проект имел колоссальные размеры.

Проект "Заря новой жизни"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Проект крайне занимателен идеей с прожекторами — план самого мавзолея мне найти не удалось (вероятно, плохо искал), но вот такой вид с аэроплана внимание привлёк. Судя по всему, автор предлагал разместить на крыше мавзолея пять прожекторов, лучи света которых должны были образовывать огромную звезду.

Проекты А.К. Иванова

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Иванов представил два варианта комплекса мавзолея. В обоих собственно усыпальница выглядит скромной и компактной. По сторонам от неё предполагались либо колоннада, либо сад. Вероятно, это был своеобразный некрополь для советских вождей — начало традиции положили ещё в 1919-м, похоронив там Свердлова, а во время конкурса в 1925-м там же похоронили и Фрунзе. Вероятно, автор почувствовал тенденцию.

Проект "Цхалтупо"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Мне думается, комментарии излишни. Приведу лишь пояснительную записку:

В.И. Ленин - гений, - величие почувствовать и оценить которого во всей полноте можно только через десятки лет. Для такого редчайшего явления как В.И. следует создать оригинальное, живое, могучее, не жалея ни средств, ни времени.
1-е. Следует создать искусственный акрополь, который и будет мавзолеем. Этот акрополь-скала будет впоследствии служить эмблемой коммунизма.
2-е. На акрополе будет базироваться маяк.
Маяк-аллегория указания пути по учению В.И. Ленина, которым надо идти при борьбе с капитализмом к коммунизму.
В центре массива акрополя зал с гробницей В.И. и другие помещения.

Проект "Кто следующий?"

Источник: РЦХДНИ
Источник: РЦХДНИ

Очень занятный проект А.Д. Смирнова. Девиза он не имеет, но в правом верхнем углу красуется подпись "Кто следующий?" — толкуй, как хочешь. Сам мавзолей напоминает типовой могильный памятник, какие ставились в советское время тысячами. Рядом должен был помещаться парусник, видимо, символизировавший крейсер "Аврору". Интересно, вода тоже должна была быть настоящей, или это бутафория?

Что же в итоге?

И.И. Бродский «У Мавзолея Ленина», 1924 год.
И.И. Бродский «У Мавзолея Ленина», 1924 год.

Уже в 1924-м было решено выстроить более солидный мавзолей. Победил проект К.С. Мельникова — это был всё ещё деревянный, всё ещё временный, но уже более монументальный склеп. В дальнейшем этот дизайн будет взят за основу, и к 1930 году будет выстроен гранитный мавзолей по проекту всё того же А.В. Щусева, который проектировал и самую первую усыпальницу Ленина. Именно в таком виде мы созерцаем мавзолей и сегодня.

Из открытых источников
Из открытых источников

А какой проект больше понравился вам? А может, вы знаете и другие интересные проекты, которые не попали в статью? Обязательно делитесь своим мнением и своими находками в комментариях и знакомьтесь с другими публикациями на канале. Спасибо за уделённое время!