О смерти В.И. Ленина в Кремле узнали около 19:00 21 января 1924 года — его сестра М.И. Ульянова сообщила новость по телефону. Уже в 22:00 ключевые фигуры политбюро выехали в Горки. К 23:00 были намечены основные прощальные мероприятия. В третьем часу ночи следующего дня собрался пленум политбюро, а около трёх часов была сформирована комиссия по похоронам.
Прощание началось 23 января, и только за этот день у гроба прошло около миллиона человек. На следующий день было решено продлить прощание на месяц, затем ещё, и в итоге приняли решение тело Ленина оставить забальзамированным, чтобы не ограничивать прощание по времени вообще.
Перед похоронами на Красной площади был установлен временный мавзолей, а на следующий 1925 год объявлен конкурс проектов мавзолея постоянного. Всего было прислано 117 проектов разной степени проработанности. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Оговоримся, что многие авторы были любителями, а потому их проекты весьма... впрочем, судите сами.
Проект "Мощный"
Архитектор В.М. Пародин-Нардсон предложил такой проект. Название он объясняет тем, что всем своим конструктивом мавзолей отображает мощь советского государства, созданного Лениным, а значит, мощь и самого Ленина. Внутреннее устройство разъясняется в пояснительной записке:
Монумент должен состоять из двух главных частей: наружной и внутренней.
Наружная часть монумента в общей массе своих форм не должна превышать в высоту 10 метров и по площади основания - 28 х 17 метров. (На завершение монумента сверх указ. цифры допускается увеличение до 4-х метров в высоту).
Внутренняя часть монумента должна состоять из совокупности следующих покоев:
1. Центральный зал, в котором будет находиться гробница с прахом вождя. Вокруг гробницы от входной двери к выходной должен быт<ь> свободный проход. Площадь всего покоя - не менее 84-х кв. метр.
2. Четыре зала музейного характера, в которых будут собраны те или иные предметы, как то: рукописи, книги, картины, фотоснимки и т.д. Площадь каждого зала не менее 32-х квадр. метров.
3. Помещение для смотрителя здания, площадью не менее 8 кв. метр.
4. - " - - " - служителей, площ. не менее 32-х квадр. метров. 5. Вестибюль и раздевальная (или, по меньшей мере, комната для оставления посетителями галош, зонтов, тростей и пакетов). Общая площадь не менее 64 кв. метров. 6. Комната для телефона, пл. до 3 кв. метров. На стенах и сводах внутренних покоев допускается декоративная живопись, скульптура, графика и инкрустированные надписи. Мотивами указанных изображений должны быть главные этапы революционного движения и роль в нем В.И. Ленина.
Проект "Чугун"
Идея В.В. Тарасова была уже более схожей с итоговым вариантом. Мавзолей получался более приплюснутым, нежели построенный в итоге, а также оформленный двумя мощными колоннадами по сторонам, на которых, вероятно располагались трибуны. Примечательно выглядит огромная плита на крыше, которая смотрится весьма чужеродно.
Вот, что сообщает автор в пояснительной записке:
На Красной площади, на фоне горизонтальной кремлевской стены, в самом центре, там, где башня взметнулась вертикалью, которую подчеркивает черная мемориальная доска, внизу на длинной черной, как бы гробовой, плите будет начертано, как это сделано и сейчас, "ЛЕНИН".
Вся центральная часть пропорциями своих форм, деталями обработки должна создать впечатление верхушки архитектурного объема, который там, в недрах земли, раскинулся огромными залами, где покоится прах Вождя.
Монументальные простые формы мавзолея, горизонталями стелющимися под башней, будут громко говорить о себе, усиливаясь контрастом вертикалей мемориальной доски. Чугунная или бронзовая мемориальная доска во всю стену башни скульптурой и надписями будет запечатлевать героизм борьбы.
От массива центральной части мавзолея, как бы подчеркивая всю кремлевскую стену черной сочной чертой, пойдет цоколь братских могил с огромными лестницами у боковых башен и мавзолея. Этот высокий цоколь по формам, обработке материала, одинаковый с мавзолеем, подчинит себе всю Красную площадь и, будучи сам подчинен мавзолею, сделает его доминирующим пятном на площади.
Проект "Трибуны"
Если в предыдущем проекте назначение колоннад-трибун лишь предположение, то детище Садовникова и Неймана так и озаглавлено лозунгом "Трибуны". Сам мавзолей несколько утоплен в землю, а внешним видом представляет собой маховик революции, который и запустил погребённый в нём Ленин. Жаль, что эскиз не вписан в ансамбль Красной площади — сложно оценить масштабы строения.
Проект "Авангардный"
Вот какой проект легко вообразить себе рядом с крепостью, так это детище архитектора М.М. Ростовского. Сам автор своему эскизу девиза не дал, потому название "Авангардный" условное. Что сказать — проектировщик шёл в ногу со временем и оставался верным модному в те годы авангардизму. Сложно сказать, где во всём этом ансамбле предполагалось выставить собственно тело, но масштабы башни впечатляют. Интересно, как бы справились с задачей маскировки этого строения в годы Великой Отечественной войны?
Так о своём проекте пишет автор в пояснительной записке:
Монумент состоит из трех частей: башни, ступенчатого строения и мемориальной доски с трибуной. Лучшее для него место - между Спасской башней и местом теперешнего мавзолея (Спасская и другая башня ее выгодно фланкируют). Башня строится целиком из стекла и железа, имеет в высоту вместе с флагштоком 105 метров, в ширину 14 метров. Она имеет форму цилиндра с как бы вынутой четвертью (обращена в сторону Москвы-реки). <...> В недостающей четверти размещаются подъемные машины; можно быть уверенным, что современная техника удачно разрешит этот вопрос (у автора имеются несколько общих предположений на этот счет).
Ступенчатое строение состоит из нескольких этажей, различных по площади и высоте. С фасада они слепы; суживаясь кверху они как бы освобождают башню и придают ей известное движение. Нижний этаж - зал с гробницей. Выше помещения для обслуживающего персонала, кабинеты для исследований, хранилища.
Проект "Египетский"
Ф. Шехтель тоже своему эскизу девиза не дал, а потому условно назовём его египетским, поскольку автор явно пирамидами вдохновлялся. Этот проект один из самых проработанных — даже предложения по внутренней отделки имеются. Предполагалось строительство двухэтажного здания: на первом этаже располагался окружённый криптой зал, где выставлялось бы тело вождя; на втором же уровне была задумана некая аудитория. Для чего? Судя по наброскам отделки сводов — для музея или чего-то подобного.
Проект "Ленин умер, но живёт в наших сердцах"
Пока Шехтель вдохновлялся Египтом, Устинов далеко ходить не стал и предложил проект, перекликавшийся с Кремлём. По четырём сторонам должны были возвыситься увенчанные серпом и молотом башни, повторявшие кремлёвские, а вот крыша... крыша заслуживает отдельного внимания. Что мы видим? Сливающиеся в один два серпа, образовывавших полукруг. По центру вверчен болт с гайкой, к которому крепились серп и молот, к которым крепился красный флаг. Обратим внимание, что серпы и молоты украшали и подножие мавзолея.
Проект "Бессмертный"
Целый комплекс предлагал создать архитектор Н.И. Анисимов. Причём, судя по всему, источником вдохновения для него послужило временное деревянное строение авторства Щусева — те же два входа, возвышающаяся средняя часть. Жаль, что и этот эскиз не представили рядом со стеной, хотя по росту людей, можно судить, что проект имел колоссальные размеры.
Проект "Заря новой жизни"
Проект крайне занимателен идеей с прожекторами — план самого мавзолея мне найти не удалось (вероятно, плохо искал), но вот такой вид с аэроплана внимание привлёк. Судя по всему, автор предлагал разместить на крыше мавзолея пять прожекторов, лучи света которых должны были образовывать огромную звезду.
Проекты А.К. Иванова
Иванов представил два варианта комплекса мавзолея. В обоих собственно усыпальница выглядит скромной и компактной. По сторонам от неё предполагались либо колоннада, либо сад. Вероятно, это был своеобразный некрополь для советских вождей — начало традиции положили ещё в 1919-м, похоронив там Свердлова, а во время конкурса в 1925-м там же похоронили и Фрунзе. Вероятно, автор почувствовал тенденцию.
Проект "Цхалтупо"
Мне думается, комментарии излишни. Приведу лишь пояснительную записку:
В.И. Ленин - гений, - величие почувствовать и оценить которого во всей полноте можно только через десятки лет. Для такого редчайшего явления как В.И. следует создать оригинальное, живое, могучее, не жалея ни средств, ни времени.
1-е. Следует создать искусственный акрополь, который и будет мавзолеем. Этот акрополь-скала будет впоследствии служить эмблемой коммунизма.
2-е. На акрополе будет базироваться маяк.
Маяк-аллегория указания пути по учению В.И. Ленина, которым надо идти при борьбе с капитализмом к коммунизму.
В центре массива акрополя зал с гробницей В.И. и другие помещения.
Проект "Кто следующий?"
Очень занятный проект А.Д. Смирнова. Девиза он не имеет, но в правом верхнем углу красуется подпись "Кто следующий?" — толкуй, как хочешь. Сам мавзолей напоминает типовой могильный памятник, какие ставились в советское время тысячами. Рядом должен был помещаться парусник, видимо, символизировавший крейсер "Аврору". Интересно, вода тоже должна была быть настоящей, или это бутафория?
Что же в итоге?
Уже в 1924-м было решено выстроить более солидный мавзолей. Победил проект К.С. Мельникова — это был всё ещё деревянный, всё ещё временный, но уже более монументальный склеп. В дальнейшем этот дизайн будет взят за основу, и к 1930 году будет выстроен гранитный мавзолей по проекту всё того же А.В. Щусева, который проектировал и самую первую усыпальницу Ленина. Именно в таком виде мы созерцаем мавзолей и сегодня.
А какой проект больше понравился вам? А может, вы знаете и другие интересные проекты, которые не попали в статью? Обязательно делитесь своим мнением и своими находками в комментариях и знакомьтесь с другими публикациями на канале. Спасибо за уделённое время!