Найти тему
Кавказский след.

Почему в 1990-е братва так боялась чеченцев и как «славянам» удалось их остановить? Рассказываем подробно

Оглавление

В лихие 1990-е Россию буквально заполонил криминал всех мастей. Как «славянский», так и самый разнообразный этнический - азербайджанский, армянский, ассирийский...

Особенно выделялись на прочем этническом фоне чеченцы. Чеченские гангстеры в силу присущего их народу характера смогли создать довольно особую систему, что оказалась весьма крайне эффективна в условиях криминальных войн 1990-х.

Так, одним из сильнейших и самых влиятельных криминальных королей Москвы той поры стал чеченец Николай Сулейманов, более известный под прозвищем «Хоза» ("Воробей"). Достаточно сказать, что под контролем его находилась чуть ли не половина авторынка иномарок в знаменитом столичном Южном порту.

Николая Сулейманова не случайно назывались одним из опаснейших московских мафиози начала 1990-х
Николая Сулейманова не случайно назывались одним из опаснейших московских мафиози начала 1990-х

Под контролем чеченских ОПГ пребывал целый клуб ЦСКА - чеченцы держали не только стадион команды, где разместился один из самых элитных рынков Москвы. Но и по сути их людям стала принадлежать и сама команда! Знаменитый бизнесмен Шахруди Дадаханов даже стал президентом клуба!

-3

По самым приблизительным подсчетам московской милиции, в 1992-1993 гг только в Москве действовало примерно около 500 особо опасных чеченских гангстеров, больших и малых.

Причины силы

-4

Начнем с того, что свои бригады чеченцы формировали на основе тесного землячества.

Например, действовавшая в Тольятти той поры знаменитая Шамадовская ОПГ опиралась в основе своей на выходцев из одного конкретного чеченского города - Шали.

При этом чеченские гангстеры вовсе не являлись какими-то упоротыми националистами. И, подобно сицилийской мафии периода рассвета, охотно включали в свои группировки и представителей иных народов. К примеру, в состав той же Шамадовской ОПГ ее лидер Шамад Бисултанов на правах сотрудничества включал представителей «славян».

Шамад Бисултанов - опасный чеченский авторитет из Тольятти 1990-х
Шамад Бисултанов - опасный чеченский авторитет из Тольятти 1990-х

Чеченцы могли откровенно не соблюдать казавшихся им устаревшими воровских и пацанских понятий. Например, могли запросто заявиться на разборку с пистолетами и автоматами в руках, сразу же начиная пальбу. При том, что противник их рассчитывал изначально переговоры, максимум на драку холодным оружием.

Чеченцы же отлично владели и оружием стрелковым. Нередко имели опять горячих точек - даже в начале 1990-х, той же Абхазии. И всегда готовы были свой опыт применить в деле.
У чеченцев уже в начале 1990-х имелось немало ребят с военным опытом, столь годным для криминальных разборок
У чеченцев уже в начале 1990-х имелось немало ребят с военным опытом, столь годным для криминальных разборок

Но там где нужно и возможно было, чеченцы всегда проявляли настоящие чудеса дипломатического искусства.

Те же лидеры Шамадовской группировки при криминальных войнах за контроль над автозаводом в Тольятти мастерски заручались поддержкой одних бригад против других. Например, приняли сторону Волговской ОПГ в ее противостоянии с другими местными бандами - той же Шамилевской. Волговская ОПГ в свою очередь поддержала чеченцев в их конфликте с грузинскими бандитами и влиятельной бригадой «Напарника».

Могущественная чеченская Лазанская ОПГ, действовавшая в Москве 1990-х, привлекла на свою сторону влиятельных воров в законе — Тенгиза Марианошвили и Геннадия Лобжанидзе («Гена Шрам»). В их группировку входил и авторитет, родившийся в Грозном бывший сотрудник ГАИ — Максим Лазовский (Хромой).

Хож-Ахмед Нухаев обычно действовал крайне жестко. Но если требовалось, охотно включал в действие и крайне прокачанный навык дипломата
Хож-Ахмед Нухаев обычно действовал крайне жестко. Но если требовалось, охотно включал в действие и крайне прокачанный навык дипломата

Чеченские группировки держались и на тесных дружеских, родственных связях. В верхушке той же Шамадовской ОПГ состояли родные братья, горой державшиеся друг за друга. Что сводило к минимуму любые внутренние споры, столь частые в славянских бригадах.

Вклиниться кроту в чеченские группировки опять-таки было совершенно невозможно. Как и подслушать их телефонные переговоры - чеченский язык за исключением самих нохчий, ясное дело, никто особо в мире не знает.

У чеченцев имелась собственная неподконтрольная закону республика, откуда всегда можно было привозить оружие - себе и своим верным союзникам. Так поступали Шамадовские и Лазанские, имевшие настоящие арсеналы.

В общем как в одной известной песне той поры пелось - на связи Грозный, получаем автоматы, мы тебе не дадим получить зарплаты (С)...

Из Чечни всегда можно было запросить надежную вооруженную поддержку. Там всегда можно было всегда переждать большой шухер. Никакие правоохранители, а тем более, враждебные группировки чеченца б там искать никогда б не рискнули.

Изрядно нашкодив в Ростове и Краснодаре чеченский гангстер Руслан Лабазанов этапирован был в родную Чечню. Где тут же поднял на бунт колонию и стал одним из лидеров местной андидудаевской оппозиции
Изрядно нашкодив в Ростове и Краснодаре чеченский гангстер Руслан Лабазанов этапирован был в родную Чечню. Где тут же поднял на бунт колонию и стал одним из лидеров местной андидудаевской оппозиции

Так, в 1997-м киллеры Лазанской ОПГ устроили настоящую бойню в подмосковной деревне Таратино, где отдыхали их соперники из других ОПГ, спорившие за контроль над командой «Спартак». Хотя вообще то по понятиям братвы той поры атаковать конкурентов «на водопое» считалось низким поступком. В любом случае, чеченские киллеры через Краснодарский край быстро скрылись в родной республике и остались безнаказанными.

Не случайно, даже всесильный олигарх Борис Березовский предпочитал в криминальных делах своих «работать» напрямую именно с чеченцами - те упорны, всегда пойдут до конца, ни перед чем и ни перед кем не остановятся. Никогда не предавали ни своих, ни тех, кого считали друзьями или партнерами «по бизнесу».

Борис Березовский всегда считал чеченцев своими большими друзьями и партнерами "по бизнесу"
Борис Березовский всегда считал чеченцев своими большими друзьями и партнерами "по бизнесу"

Конец победителей

Впрочем, чеченских гангстеров, как считается, подвело именно их чрезмерное усиление. Против них уже в том же начале 1990-х годов начал выдвигаться остальной российский криминал. Поддержанный российскими же спецслужбами, весьма недовольными фактом сотрудничества чеченских же мафиози с режимом Джохара Дудаева.

Против чеченских гангстеров единым фронтом выдвинулись поддержанные силами ФСК (ФСБ) крупные мафиози - Япончик, Сильвестр. Последний, впрочем, тоже одновременно с Дудаевым по вопросам левой нефти активно работавший.

Явно не на руку чеченцам нередко играл и национальный вопрос, на фоне которого их противники могли запросто против них объединиться. Например, в той же приморской Находке вся местная братва, прежде враждовавшая друг с другом, единым фронтом выступила против уже державшей полгорода банды грозненца Асланбека Хатуева. Из-за такого напора даже чеченцы вынуждены были отступить.

Итогом криминальных войн стал постепенный упадок чеченских ОПГ, странная гибель многих их известных лидеров. Тот же Хоза Сулейманов таинственно был расстрелян в конце 1994-го года неизвестными киллерами прямо у собственного СТО.

Шамад Бисултанов погиб в 1997-м году в загадочном ДТП, когда его ехавший из Тольятти в Чечню автомобиль внезапно перевернулся на трассе. Исчезли уже в 2000-е годы в неизвестном направлении и лидеры Лазанской ОПГ - Хож-Ахмед Нухаев, Мовлади Атлангериев...

-10