Найти в Дзене
Открываю Крым

Туркменские байки. Национальный вопрос и наши будни в Ташаузе.

Средняя Азия в течение 14 лет Когда мы уезжали в Туркмению, наши родные беспокоились конечно о том, как мы будем жить среди людей с чужой верой, обычаями, которые и русский-то не знают, которые вряд ли нас поймут. На самом деле в начале восьмидесятых социалистические республики по окраинам России снабжались неплохо. По-моему почти все они были на дотациях, ну а уж Туркмения - точно. И специалистов, которые обучались в российских вузах, принимали в республике с распростертыми объятиями. И даже направляли свою молодёжь учится в русских ВУЗах. Так, у нас в Университете в Свердловске (ныне Екатеринбург) учились туркмены на журфаке. Мы же ехали не просто в неизвестность. Нас пригласили работать в заповеднике и поднимать дело охраны природы выпускники МГУ, которые уже несколько лет работали в Сюнт-Хасардагском заповеднике на юге Туркмении. Отдел заповедников в Министерстве в 80-е годы возглавляли русские товарищи, грамотные и преданные делу. Так что поддержка у нас была в верхах. А вот прис
Оглавление

Средняя Азия в течение 14 лет

Когда мы уезжали в Туркмению, наши родные беспокоились конечно о том, как мы будем жить среди людей с чужой верой, обычаями, которые и русский-то не знают, которые вряд ли нас поймут.

На самом деле в начале восьмидесятых социалистические республики по окраинам России снабжались неплохо. По-моему почти все они были на дотациях, ну а уж Туркмения - точно. И специалистов, которые обучались в российских вузах, принимали в республике с распростертыми объятиями. И даже направляли свою молодёжь учится в русских ВУЗах. Так, у нас в Университете в Свердловске (ныне Екатеринбург) учились туркмены на журфаке.

Мы же ехали не просто в неизвестность. Нас пригласили работать в заповеднике и поднимать дело охраны природы выпускники МГУ, которые уже несколько лет работали в Сюнт-Хасардагском заповеднике на юге Туркмении. Отдел заповедников в Министерстве в 80-е годы возглавляли русские товарищи, грамотные и преданные делу. Так что поддержка у нас была в верхах. А вот приспосабливаться к жизни в отдалённом от столицы северном областном центре Ташаузе нам приходилось уже самим.

Спасибо школе и универу, толерантность они во мне воспитали. Да, моё сознание коробили некоторые факты и обычаи местных жителей, но всегда вспоминалась поговорка: " Со своим уставом в чужой монастырь не лезут". Ну принято так у них жить и работать, пусть так и будет. А мне придётся как-то объяснять, что есть и другие способы существования, которым я буду следовать не во вред остальным.

Наши первые соседи в новостройке

Что касается работы, то я уже рассказывала, как мы добивались нормального рабочего процесса в научном отделе и уважения руководства заповедника и лесной охраны к нашей работе. Сейчас расскажу о наших соседях.

До переезда в нашу собственную квартиру мы жили в только что построенном доме, в четырёхкомнатной квартире-общежитии (до рождения дочери). На четвертом этаже напротив была трёхкомнатная квартира узбечки Зульфии и двоих её детей. Удивительно, но Зульфия была разведёнкой и прекрасно себя чувствовала при этом. Зарабатывала хорошо, детки её учились в русской школе. И она всё про всех знала. Часто приходила в гости в нашу густонаселённую общагу, по-компанейски пила чай и рассказывала свежие сплетни. От неё мы узнавали, в каком магазине "выбросили" в продажу тот или иной дефицит.

На втором этаже жила семья украинцев с двумя детьми. Их папа был известный в городе фотограф. Он работал в местной газете с названием "Ташаузская правда". Туда он делал черно-белые фото, а в детсады и школы - цветные, на чём в основном и зарабатывал.

И ещё соседи: на десять лет

Но когда мы переехали с маленькой дочкой в свой микрорайон Восточный, то в подъезде была только одна семья русская, на первом этаже. Детки там были большие, мальчики-близнецы, которые уже ходили в школу. Так что интересов общих не было, и мы почти не общались. А вот в соседнем подъезде была семья с новорождённой девочкой. И мы иногда переговаривались с балконов с уже немолодой мамой. Хоть и проживали мы в квартире всего 4-6 месяцев в году, но с соседями по подъезду всё равно познакомились.

Надо напомнить, что Ташауз находится почти на границе с Узбекистаном. Там до Хивы - рукой подать. И в этом городе узбеков было не меньше, чем туркменов. Жили они дружно. В заповеднике и в конторе лесничества работали и те, и другие. При общении с нами туркмены рассказывали анекдоты про узбеков, а узбеки - про туркменов. Но последние - чаще. Узбеки лучше знали русский язык, с ними легче было объясниться, но всегда нужно было ждать подвоха. Это они называли "среднеазиатская хитрость". А туркмены были выдержанными и покладистыми, их доброжелательность до сих пор вспоминаю с благодарностью.

Соседи. Фото из семейного архива. Двое блондинов справа - наши
Соседи. Фото из семейного архива. Двое блондинов справа - наши

На четвертом этаже напротив нас была квартира туркменов. В четырёх комнатах жили мама, папа и четверо детей. И родители, и дети всегда с нами здоровались и улыбались. Он говорили нам приветствие по-русски, а мы старались ответить по-туркменски. Сосед время от времени приглашал мужа на плов или чай, когда в семье у них был праздник и приходили гости. Женщин приглашать было не принято. Ну и я была этому только рада. Потому что сидеть на полу так и не научилась: неудобно ни сидеть, ни пить, ни есть. А потом как-то случайно выяснилось, что в Нижнем Тагиле, откуда муж родом, в доме его родителей в том же подъезде живёт родной брат соседа. Ну тесен же мир! Правда передавать дыни в подарок муж категорически отказался: своей поклажи в отпуск всегда много было. А письма и небольшие передачки возили конечно.

На третьем этаже под нами жила узбекская семья. Не зажиточная, но и не бедная, судя по тому, как одевалась хозяйка и трое детей. Мы конечно с ними поддерживали отношения, и здоровались, и улыбались. Но когда наша квартира осталась без присмотра на полгода после переезда в Свердловск, то подросшие мальчики из этого семейства взломали нехитрый замок и вынесли всё ценное, что оставалось: телевизор, кожаную куртку, водку с лоджии (припасы для грузчиков на переезд). Сосед напротив поймал за руку воришек, вызвал милицию. По сути он шёл на конфликт с соседями, с которыми надо жить дальше, ради нас, которые уже уехали (правда муж оставался в Ташаузе ещё полтора года). Вот такие разные соседи у нас были. Как впрочем везде.

История с томатной пастой

Ещё на третьем этаже жила узбекская семья с 6 или 7 детьми. Я так до конца и не посчитала детей, мне тогда и пять казалось много. Жили они очень бедно. Даже зимой мальчишки бегали по подъезду босиком. И муж, и жена были очень изможденные, невысокого роста. Но мать семейства каждый год беременела. На моей памяти двое детей её умерли. Я отдавала её детишкам всё, из чего повырастали наши дети. Уже не помню имени, но пусть будет Зухра. Так вот Зухра так прониклась моей помощью, что однажды попросила меня помочь закатать томатную пасту впрок. У неё сломалась закаточная машинка. Я взяла свою и спустилась к ним в квартиру. На плохом русском Зухра объяснила, что у неё вся томатная паста портится и не доживает до холодов. А зимой очень нужна, ведь если помидоры летом продают по 3 копейки за кило, то зимой уже по 3 рубля. А с томатом и шурпу варят, и лагман.

На плите уже кипело в тазике томатное варево, литров десять. А рядом стояли трёхлитровые банки, грязные и мутные, из-под хлопкового масла с прилипшей пылью и песком. Говорю: "ты чего банки-то не помыла? Теперь мне ждать придётся, пока ты всю эту грязь отмоешь." Зухра стала уверять меня, что банки чистые, что всегда в такие томат закатывала. Ну теперь мне стало понятно, почему томатная паста портилась... Ничего мне не оставалось делать, как идти домой и нести свои чистые трехлитровки. Благо были лишние. Так что сделала, как себе. Потом зимой Зухра мне всё время напоминала про этот случай и благодарила. Вот так и жили.

Спасибо, что читаете мои воспоминания, с уважением, Елена

Предыдущие истории нашей жизни и работы в Средней Азии времён СССР все находятся в подборке "Туркмения"

Туркмения | Открываю Крым | Дзен

Дополняют эти публикации воспоминания в эпистолярном жанре:

Восток - дело тонкое. Письма другу | Открываю Крым | Дзен

Приятного чтения!

#Туркмения #Жизнь_в_Туркмении #работа_в_Туркмении #национальный_вопрос #жизнь_в_СССР