Еще одна прочитанная мной книга про аутизм.
Я не знаю, почему все думают, будто Макс такой уж сложный ребенок. Он просто по-своему относится к людям. Они ему нравятся, но по-своему. Он любит их на расстоянии. Чем дальше от него, тем больше нравятся.
У меня она оставила двойственные впечатления. С одной стороны очень понравилась, в ней отлично показан аутизм.
С другой – не понравились туалетные сцены и "какашечный" юмор (неужели нельзя было обойтись без этого?) и остались сомнения и недоумения по поводу воображаемых друзей. Во-первых, я у себя такого не помню. Конечно, всего помнить о детстве невозможно, но почему-то мне кажется что ничего такого все же не было. Я люблю разговаривать с несуществующим собеседником, но этот несуществующий – он не существует передо мной сейчас, но всегда это кто-то знакомый, пусть и малознакомый. На крайняк, домашнее животное или кукла. Плюс несуществующие воображаемые друзья, которые обладают физической силой - это за гранью моего понимания. Это уже фэнтези, причем такое, которое не позволяет реально оценить способности аутичного мальчика Макса в нестандартной ситуации.
Но, в конце концов, это книга, и это фантазия автора, а значит, все возможно.
Аутизм же в книге показан очень хорошо. От проблемы выбора до шатдаунов (зависаний), от трудностей с коммуникацией до сенсорной чувствительности.
про выбор:
— Ты хочешь голубой попсикл [фруктовый лед] или желтый? — спрашивает она [мама].
Тут Макс просто замирает. Будто замерз, как попсикл. Максу, если приходится выбирать, нужно учесть очень многое.
Что лучше — красный или желтый?
Что лучше — зеленый или голубой?
Какой попсикл холоднее?
Какой быстрее растает?
Какой вкус у зеленого?
Какой у красного?
Влияет ли цвет на вкус?
По-моему, лучше бы мама Макса выбирала за него. Она ведь знает, как это для него трудно.
Про прикосновения:
Когда кто-нибудь до Макса дотрагивается, весь мир вокруг сразу становится ярким и хрупким. Так он мне однажды это описал.
Про непонимание иносказаний
- Только посмотрите на этого маленького гения.
Макс ничего не ответил, потому что знал: если ответить, этот четвероклассник не уйдет, а будет и дальше его донимать. Но я знаю, что Макс растерялся, потому что тот назвал его умным, а на самом деле имел в виду какую-то гадость. Он сказал это с ехидством, а Макс не понял почему. Макс понял, что тот сказал гадость, потому что он всегда говорил ему гадости. Но не понял, почему он назвал его гением, ведь так обычно хвалят.
Про гиперслух
Когда Джоуи Миллер стучит карандашом по парте, а Дэниелла Ганнэр притопывает ногой (она то и дело притопывает), Макс слышит только стук карандаша и топот. Он не умеет, как другие дети, не обращать на них внимания, но, когда миссис Госк читает, все сидят тихо.
Мне нравится, как показан Макс дома и в школе, примеры травли (кроме туалета).
А еще мне очень понравились родители Макса. Они такие трогательные: мама - в своей заботе и переживаниях, папа - в попытках отрицания проблем.
Мама:
У меня такое чувство, что я не знаю собственного сына. Он не похож на других детей. Он не рассказывает о том, как прошел день в школе. Он не играет с другими детьми. Он думает, что какой-то мальчик в школе хочет его убить. Он продолжает разговаривать со своим воображаемым другом. Господи, он еле выдерживает, когда я к нему прикасаюсь.
Папа:
Когда они играют в мяч, папа Макса всегда называет его не Макс, а сын.
Но даже когда Макс «вкладывается в бросок» или посылает мяч «всем телом» (понятия не имею, что все это означает, и, по-моему, Макс тоже), он не добрасывает мяч до папы.
Если папа Макса хочет, чтобы Макс добросил мяч, почему он просто не встанет поближе?
Моей маме немного удалось научить меня играть в мяч, забрасывать его в корзину, но это было долго и сложно. И школьные уроки волейбола был для меня адом.
Лучшие друзья в школе для аутиста - это те, кто не травит и даже иногда общается (у меня). Или не общается (у Макса):
Макс говорит, что Тимоти — его лучший друг, потому что они не «сталкиваются» друг с другом. И Макс, и Тимоти не любят заниматься с другими детьми, поэтому, когда учителя сажают их заниматься в паре, они стараются найти способ заниматься одним делом по отдельности.
И худшие вещи в школе:
— Спортзал, — на этот раз быстро отвечает Макс. — Художественный класс. Перемены. Это кошмар.
Вот тут мы совпадаем полностью. Я всегда говорила, что худшее, что есть в школе – это перемены. Как их можно любить?
Макс даже думать отказывался о переезде. Он ненавидит перемены, а переезд из одного дома в другой был бы очень большой переменой. Несколько раз Макс зависал, когда приходили чужие люди, и родители перестали говорить ему о том, что люди приходят смотреть дом.
Я думаю, по этой причине они так никуда и не переехали. Они боялись, что, если переедут в новый дом, Макс может зависнуть навсегда.
Мне повезло, единственный переезд в моей жизни произошел, когда мне было три года. А вот когда мне было 20, мама хотела ,чтобы я переехала из своей комнаты в большую. после моего зависания и последующего длительного (в течение нескольких дней) задалбывания мамы уточняющими вопросами, я осталась в совей комнате.
И еще мне нравится, что в этой полусказке сказка осталась все же на уровне воображаемого друга. Никаких волшебных исцелений в финале.
Макс остается Максом. Ну, может, он стал чуть-чуть посмелее. И чуть-чуть лучше может за себя постоять. Но он все равно Макс. Он, как раньше, боится туалета и Томми Свиндена.