Найти тему
Арина Черникова

Что такое гнозис и его виды

Ощущения на базе общей психологии обозначаются,как представления,а на языке нейропсихологии - как гнозис.

Например,на начальном этапе знакомства ребенка с погремушкой,ребенок усвоив ее зрительный образ на основе зрительных ощущений,не знает ещё,что этот предмет гремит,если взять его в руку и потрясти.

На последующих этапах манипулируя ею,ребенок начинает связывать зрительный ее образ со звучанием, все это происходит на основе соответствующих слуховых ощущений. В конце концов, услышав звук этой погремушки он сможет отыскать ее среди других игрушек. Таким образом, зрительные и слуховые ощущения,вызванные этой игрушкой, становятся связанными ассоциативно.

Поэтому,гнозис в нейропсихологии- это узнавание.

Виды гнозиса соответствуют анализаторам и выделяются- вкусовой и обонятельный, зрительный,слуховой и тактильный виды.

Для современного человека наиболее актуальны зрительный и слуховой гнозис. Выделяют несколько видов зрительного гнозиса: предметный,цветовой,лицевой и симультантный.

На основе зрительного гнозиса человек различает предметы.

Для того,чтобы приобрести слово,необходимо владеть обобщённым образом предмета,который осваивается благодаря зрительному образу.

Цветовой гнозис,так же развивается постепенно. Сначала осваиваются яркие цвета спектра,например, красный,синий,зелёный,затем менее яркие- белый,черный,оранжевый и пр. К 6-7 годам усваиваются не только цвета спектра,но и оттенки.

Лицевой гнозис- особый вид гнозиса.

Первое что усваивает ребенок- это лицо матери или другого ему близкого человека. Затем приобретает способность различать и запоминать лица разных людей. Память на лица необходима для общения с окружающими людьми в течении всей жизни.

Симультантный или одномоментный гнозис- способность видеть сложные изображения целиком, укладывать явления в единое целое,выделяя главные и второстепенные признаки. Таким способом,воспринимается сюжетная картина.

Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов,протекающих во времени.

Слуховое восприятие требует значительного объема произвольного внимания.

Речевое слуховое восприятие организованно в фонетическую и фонематические системы. Единицей фонетической системы является звук речи. Фонема является основной смысловой различительной единицей речи.

Восприятие неречевых звуков осуществляется правым и левым полушариями. А восприятие какого- либо из фрагментов слуховой информации не обеспечивает ее понимание в целом. Поэтому важно,чтобы в ранний период своего развития ребенок приобрел способность прослеживать различные цепочки слуховых стимулов,следующих друг за другом,например,мелодии,слова.

Таким образом, неречевой гнозис и речевой слуховой гнозис,а также более сложный вид слуховой обработки слышимой речи- фонематический слух,позволяет понимать слова.