Найти в Дзене
PuzzleMaker

К.М. Вебер. Сонаты для скрипки и фортепиано

Всем привет! Вот какую пластинку я предлагаю послушать: Вот её содержание: *** В историю мировой музыки К. М. Вебер вошел как создатель немецкого национального музыкального театра, в своих лучших операх наметивший перспективы развития оперного искусства в Германии. Однако оперный жанр не исчерпывает творческого наследия Вебера — ему принадлежит и множество инструментальных сочинений: увертюры, концерты, сонаты, программные
концертные пьесы. Наследуя от венских классиков простоту и ясность выражения, Вебер стремился в инструментальной музыке к конкретной жанровости и театрализации образов, ярким эмоциональным контрастам, разнообразию виртуозно-технических приемов, предвосхитив многое из того, что раскрылось позднее в увертюрах Мендельсона, программных симфонических поэмах и крупных концертных пьесах Листа.
Шесть сонат для скрипки и фортепиано, соч. 10 принадлежат к раннему периоду творчества композитора (1810 г.). Они были заказаны Веберу известным нотоиздателем И. Андре в качестве про

Всем привет!

Вот какую пластинку я предлагаю послушать:

-2

Вот её содержание:

-3

***

В историю мировой музыки К. М. Вебер вошел как создатель немецкого национального музыкального театра, в своих лучших операх наметивший перспективы развития оперного искусства в Германии. Однако оперный жанр не исчерпывает творческого наследия Вебера — ему принадлежит и множество инструментальных сочинений: увертюры, концерты, сонаты, программные
концертные пьесы. Наследуя от венских классиков простоту и ясность выражения, Вебер стремился в инструментальной музыке к конкретной жанровости и театрализации образов, ярким эмоциональным контрастам, разнообразию виртуозно-технических приемов, предвосхитив многое из того, что раскрылось позднее в увертюрах Мендельсона, программных симфонических поэмах и крупных концертных пьесах Листа.

Шесть сонат для скрипки и фортепиано, соч. 10 принадлежат к раннему периоду творчества композитора (1810 г.). Они были заказаны Веберу известным нотоиздателем И. Андре в качестве произведений для учебно-педагогического репертуара и домашнего музицирования. Но в процессе работы Вебер настолько вышел за рамки инструктивных задач, что, познакомившись с сонатами, издатель отказался их печатать, заявив: «Они слишком прекрасны, они должны быть более ординарны».

В сонатах запечатлены характерные черты будущего зрелого стиля композитора: определенный склад музыкального тематизма, опора на народные песенно-танцевальные источники, разнообразие принципов варьирования, интенсивность динамики, гармоническая и тембровая индивидуализация инструментов. В них еще нет виртуозного размаха поздних сочинений; красочные и виртуозные возможности инструментов раскрываются в них сравнительно скромными, но изобретательными средствами. В сущности, это не сонаты, а, скорее, сонатины. Конкретная образность пьес (многим из них даны заглавия и подзаголовки), лаконичность и компактность предвосхищают циклы программных миниатюр, широко распространившиеся в европейских странах в ХХ веке. Сонаты сгруппированы по принципу контраста. Импровизационность изложения приближает их к романтическим фантазиям, содержание которых раскрывается в смене красочно-картинных эпизодов.

Главное художественное достоинство сонат — выражение гармонического духа народного искусства. Отсюда пронизывающее пьесы ощущение радости бытия, светлого и полнокровного жизневосприятия. Свежесть и мелодическое обаяние песенных интонаций — швабских, саксонских, баварских, сочный колорит народных танцев заставляют вспомнить слова Серова о творчестве Вебера: «Для немцев тут на каждом шагу свое, родное... столько же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринской». Однако, будучи поборником национального искусства, Вебер в то же время считал, что «поле деятельности художника — весь мир», и широко использовал в своих сочинениях и другие национальные жанры и мелодии.

Сонаты для скрипки и фортепиано, соч. 10 — яркое подтверждение этого принципа. Так, в заключительных частях второй и шестой сонат Вебер стилизует ритм, горделивое изящество, торжественную помпезность полонеза. Первая часть второй сонаты, помеченная ремаркой «Carattere espagnuolo», рисует яркую, почти зримую картинку «из испанской жизни». В аккомпанементе использован барабанный, пружинящий ритм болеро, а звукоподражательные эффекты скрипки вызывают в памяти звучание гитары.

Начальная часть третьей сонаты, «Air russe», открывается темой танцевального характера, в вариационном развитии которой чутко уловлены характерные интонации русских народных песен.

Вебера интересовали старинные танцевальные формы: пятая соната заканчивается медленной частью в характере сицилианы — плавного итальянского танца XVII века.

Примечательны лирические страницы сонат. Например, поэтический «Романс» из первой сонаты, построенный как диалог двух инструментов в мерном и покойном ритме баркаролы (эту пьесу Вебер-пианист часто включал в программы своих концертов); или Adagio из второй сонаты, где фортепиано трактуется как мелодический инструмент, ведущий рельефную песенную
линию; наконец Largo из последней сонаты, напоминающее сурово-величественные образы Генделя.

Вершина цикла — пятая соната, первая часть которой построена в виде жанрово-характерных вариаций на темы из оперы Вебера «Сильвана». В вариациях господствует виртуозно-концертный стиль изложения. Среди них выделяются героический марш и экоссез.

Е. Кулова

***

Виктор Пикайзен родился в 1933 году в Киеве. Его первоначальными занятиями на скрипке руководил отец — заслуженный артист УССР Александр Пикайзен, педагог и артист оркестра. Девяти лет Виктор Пикайзен с успехом выступил с симфоническим оркестром, а через два года пресса широко отмечала его выступления в Киевской филармонии.

В 1946 году, после концертов в Москве, он был принят в музыкальную школу им. Гнесиных. Занятия с крупнейшим педагогом — профессором Давидом Федоровичем Ойстрахом оказали большое влияние на формирование молодого музыканта.

В 1949 году шестнадцатилетний скрипач участвовал в Международном конкурсе скрипачей имени Яна Кубелика в Праге и завоевал звание лауреата (вторая премия). Окончив в 1951 году школу, он продолжил занятия у Д. Ф. Ойстраха в Московской государственной консерватории, а затем в аспирантуре,

В 1955 году Виктор Пикайзен был вторично удостоен звания лауреата на Международном конкурсе скрипачей имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. В 1957 году на Международном конкурсе скрипачей имени Жака Тибо в Париже получил Вторую Большую премию, в 1958 году завоевал звание лауреата на I Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, а в 1965 году ему была присуждена первая премия на Международном конкурсе имени Паганини в Генуе.

Имя Виктора Пикайзена хорошо известно в Советском Союзе и за рубежом — его выступления с большим успехом проходят во многих странах мира.

***

Алексей Наседкин родился в 1942 году. Музыкальное развитие мальчика протекало на редкость гармонично и последовательно: в четыре года он уже знал ноты, в семь лет — сочинил оперу «Сказка о рыбаке и рыбке», в девять — исполнил с оркестром Первый концерт Бетховена, в шестнадцать — завоевал золотую медаль на VII конкурсе пианистов Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене. Студент, а затем аспирант Московской консерватории (класс профессора Г. Г. Нейгауза и профессора Л. Н. Наумова), А. Наседкин в течение пяти лет был удостоен звания лауреата пяти крупнейших международных конкурсов — конкурса имени П. И. Чайковского (1962), конкурсов в Лидсе (Англия, 1966) и Мюнхене (1967), конкурсов имени Шуберта и «Музыка ХХ века» в Вене (1967). В настоящее время А. Наседкин — преподаватель Московской
консерватории, активно концертирующий солист и ансамблист.

***

-4
К.М. Вебер. Шесть сонат для скрипки и фортепиано. Сторона 1..mp4

-5
К.М. Вебер. Шесть сонат для скрипки и фортепиано. Сторона 2..mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина