Найти в Дзене
Потомок

ГЛАВА 4 Должность - мальчик

Под конец XIX века из грязного и сонного городишки Челябинск становится узловой станцией Сибирской железнодорожной магистрали и перевалочным пунктом для крестьян-переселенцев из центральных губерний за Урал и в Сибирь. Быть может через этот перевалочный пункт братья Сучковы - Иван и Костя - и попали в Енисейскую губернию. Как пишет мой дед, после смерти родителей и сестры братья остались вдвоём. В 1890 году 15-летний Иван Фёдорович идет работать мальчиком к Челябинскому купцу Дмитриеву В.П. (4). С этой «должности» начинали основатель династии Демидовых и маршал Будёный. Что делали мальчики? В их обязанности входила самая неблагодарная работа: рубить дрова, следить за самоваром, чистить хозяйские сапоги, грузить товар, приглашать клиентов. За это хозяин кормил и одевал работника, а в честь праздника мог дать денежку на сладости. Если мальчик трудился усердно, мог претендовать на должность приказчика. Иван Фёдорович, судя по всему, учение прошёл и такой документ получил. Но продолжить ка

Под конец XIX века из грязного и сонного городишки Челябинск становится узловой станцией Сибирской железнодорожной магистрали и перевалочным пунктом для крестьян-переселенцев из центральных губерний за Урал и в Сибирь. Быть может через этот перевалочный пункт братья Сучковы - Иван и Костя - и попали в Енисейскую губернию. Как пишет мой дед, после смерти родителей и сестры братья остались вдвоём. В 1890 году 15-летний Иван Фёдорович идет работать мальчиком к Челябинскому купцу Дмитриеву В.П. (4).

Из личного дела Сучкова Ивана Фёдоровича (4)
Из личного дела Сучкова Ивана Фёдоровича (4)

С этой «должности» начинали основатель династии Демидовых и маршал Будёный. Что делали мальчики? В их обязанности входила самая неблагодарная работа: рубить дрова, следить за самоваром, чистить хозяйские сапоги, грузить товар, приглашать клиентов. За это хозяин кормил и одевал работника, а в честь праздника мог дать денежку на сладости. Если мальчик трудился усердно, мог претендовать на должность приказчика. Иван Фёдорович, судя по всему, учение прошёл и такой документ получил. Но продолжить карьеру ему помешала русско-японская война. (5).

Автобиография из личного дела Сучкова Ивана Фёдоровича (5)
Автобиография из личного дела Сучкова Ивана Фёдоровича (5)

Та самая фотокарточка Ивана Фёдоровича, где на паспарту золотыми буквами было выбито слово «Харбин. Фотосалон Глушенко», долго оставалась загадкой. Сын Ивана Фёдоровича Владимир (мой дед) в своих записках описал период жизни отца, когда тот был уже женат, то есть после 1909 года. О более ранних годах отца выражался туманно, мол, знаю, что жил на Дальнем Востоке, ходил по Амуру.

Сначала я обратилась к справочнику Анатолия Попова «Российские фотографы 1839-1930» и на странице 338 нашла довольно любопытную информацию про хозяина Харбинского фотосалона, Семёна Глушенко. Этому брянскому мещанину на месте не сиделось. С 1906 года он живёт в Саратове, куда переехал из Харбина и в городе на Волге продолжает заниматься фотографией. С этой целью «купил у Епифанова фотографическое заведение». Семён участвует в фотовыставках и получает награды за свои работы, но в 1910 году вдруг «заболел» авиацией и отправился в Париж учиться лётному делу. В Саратов он вернулся на собственном аэроплане марки «Блерио», стоимостью 8 тысяч рублей, мощностью 40 л.с. и 24 мая 1911 года облетел на нём весь город.

Если верить справочнику, мой снимок (1) сделан не позднее 1906 года и Ивану Фёдоровичу на фото около 30 лет. Семён Глушенко толк в фотографии знал и спустя более ста лет снимок всё ещё как новенький. Спасибо ему за это.

Пытаясь разгадать тайну Харбинского снимка, я отправилась в Абаканский архив. В конце концов, мой дед, Владимир Иванович Сучков родился в Хакасском селе Аскиз. Значит там, примерно в 1909 году или чуточку раньше должен был проживать его отец и мой прадед. Но никаких следов пребывания господина Сучкова в Аскизе я не обнаружила.