Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16 октября 2023 года по делу № А03-18954/2022.
Суть спора:
Административный орган обратился в суд с требованием к Обществу о взыскании вреда, причиненного водному объекту.
Решение суда:
Суд первой инстанции частично удовлетворил требования Административного органа.
Фабула дела:
Общество, осуществляя свою хозяйственную деятельность, сбрасывает сточные воды в водный объект и имеет при этом следующую разрешительную документацию: Решение о предоставлении водного объекта в пользование, Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и прочее. По результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных Обществом, было обнаружено превышение уровня загрязняющих веществ, в составе сточных вод.
Административный орган, посчитав что своими действиями Общество причинило вред водному объекту, обратился в суд с требованием о взыскании такого вреда в денежном виде. Общество не оспаривало факт причинения им указанного вреда, однако было не согласно с его расчётом, произведенным Административным органом.
Административный орган указал на необходимость использования при расчетах размера вреда, причиненного водному объекту, в качестве (вместо) фоновых показателей предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в природных водах рыбохозяйственного назначения, установленные Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ (далее – ПДК) в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» (далее - Приказ № 552). Общество же указывало на необходимость применения средних значений концентраций загрязняющих веществ, определенных в пробах, расположенных выше по течению от места выпуска.
Правовое обоснование:
1.В пункте 11 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, (утв. Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года № 87) (далее - Методика № 87) содержится формула № 1, по которой исчисляется размер вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ. При исчислении размера вреда по формуле № 1 масса сброшенных загрязняющих веществ (М) умножается на установленные таксы (Н) и коэффициенты, учитывающие природно-климатические условия (КВГ), экологические факторы (КВ), индексацию (КИН), интенсивность негативного воздействия (КИЗ). Согласно п. 11.2 Методики № 87 коэффициент КИЗ, учитывающий интенсивность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект, устанавливается в зависимости от кратности превышения фактической концентрации вредного (загрязняющего) вещества при сбросе на выпуске сточных, дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод над его фоновой концентрацией в воде водного объекта.
2. Суд указал, что масса загрязняющих веществ определяется правилами главы IV Методики № 87, согласно положениям п. 22 которой для указанной цели применяется формула № 10, содержащая показатель i - загрязняющее вещество, по которому исчисляется размер вреда. При этом в случае, если установлено, что фоновая концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта превышает допустимую концентрацию, для расчета применяется значение фоновой концентрации.
3.В соответствии с п. 22.3 Методики № 87 при отсутствии документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, разрешений на сброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (водные объекты) при исчислении размера вреда масса вредных (загрязняющих) веществ определяется по формуле № 10, в которой концентрация i-го вредного (загрязняющего) вещества (СД) принимается равной фоновому показателю качества воды водного объекта. При отсутствии количественного выражения указанного показателя в расчет принимается значение предельно допустимой концентрации вредного (загрязняющего) вещества в воде водного объекта в зависимости от установленного целевого использования водного объекта или его значения (назначения), а в случае одновременного использования водного объекта для различных целей или использования водного объекта, имеющего различные значения (назначения), принимаются наиболее жесткие нормы качества воды водного объекта из числа установленных.
4.Суд указал, что, ссылаясь на отсутствие фоновых показателей, Административный орган полагал возможным в рассматриваемом случае применить ПДК в природных водах рыбохозяйственного значения. Вместе с тем, применение указанных положений возможно при отсутствии документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами для сброса сточных вод, разрешений на сброс вредных веществ, в то время как Общество пользовалось водным объектом на основании необходимой разрешительной документации.
Резюме суда:
Применение предельно допустимых концентраций вредных веществ при расчете вреда, причиненного водному объекту допустимо лишь в случае отсутствия документов, на основании которых возникает соответствующее право пользования водным объектом.