Ни для кого не секрет, что дать жизнь другому человеку – задача не из легких. И во время родов, когда женщина испытывает боль и стресс, благоприятная обстановка была бы как раз кстати. Ведь, как говорится, доброе слово лечит. Но, на удивление, матери довольно часто рассказывают о том, как несладко им приходилось в родильных домах. Исходя из этого, Амур.инфо подготовило подборку историй амурчанок, чье материнское счастье разбавлено неприятными воспоминаниями о том, что было в роддоме. Юрист с 8-летним стажем Ирина Семыкина, которая специализируется на семейных спорах, спорах, связанных с защитой прав потребителей, договорных, гражданских спорах и банкротстве физических и юридических лиц, дала им профессиональную оценку и объяснила роженицам их права.
Светлана, 26 лет:
— Рожала я восемь лет назад. Тогда мне было 18, что, судя по всему, не понравилось моему акушеру. Если с роженицами постарше она разговаривала уважительно, то со мной не церемонилась. Во время родов я услышала: «Что ты орешь? Не пугай других. Лежи и не дергайся». Мою раннюю беременность она в моем же присутствии обсуждала и с медсестрой, говоря, какой это позор – «залететь» в подростковом возрасте. Как на это реагировать, я не знала…
Мнение юриста:
— Согласно закону, при общении с пациентом врач должен соблюдать моральные и этические нормы. За оскорбление пациента медработника можно привлечь к административной ответственности. Для этого необходимо подготовить доказательства, найти свидетелей и обратиться в прокуратуру. Кроме того, административная ответственность не исключает дисциплинарной. На грубого доктора, медсестру или санитарку можно пожаловаться главврачу. Он, как руководитель медучреждения, может наказывать подчиненных дисциплинарно, например выговором. Также не стоит забывать и про гражданское законодательство, в случае доказанного факта оскорбления со стороны медицинских работников есть возможность потребовать через суд взыскания морального вреда.
Татьяна, 28 лет:
— Свои роды пятилетней давности я вспоминаю с ужасом. Рожала я сама, несмотря на то что ребенок был для меня крупноват. Соответственно, не обошлось без скальпеля. Чтобы малыш прошел, мне разрезали промежность. Позже я спросила у врача, сколько швов мне наложили. В ответ прозвучало: «Пойдешь в душ, возьмешь зеркало и посмотришь». Разве так можно? Как на это нужно реагировать?
Мнение юриста:
— По закону каждый гражданин имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Если пациент задает вопросы, касающиеся состояния своего здоровья, методов лечения и так далее, то лечащий врач обязан дать на них ответы. Если ответ не предоставлен, нужно обратиться к руководству медучреждения с жалобой либо в страховую компанию и министерство здравоохранения.
Ирина, 34 года:
— Сейчас моей дочери 9 лет. Но я, наверное, как и любая мать, в деталях помню, как она появилась на свет. В роддом я приехала заранее по совету гинеколога. Схватки у меня начались вечером, но я сначала даже не поняла, что рожаю. Ночью боль стала нестерпимой, и я позвала врача. После осмотра акушер мне ничего не сказала, а сразу обратилась к медсестре. Из их разговора я поняла, что ребенок не успеет родиться до пересменки и лучше остановить схватки, чтобы спокойно уйти домой. В итоге никакое лекарство мне не дали, что очень удивило врача, когда я снова пришла к нему через пару часов. Хотя его сонная помощница уверяла, что ставила мне капельницу. А вдруг ее поставили кому-то другому по ошибке? Это вообще законно – останавливать схватки? И тем более делать это, не обсудив с роженицей?
Мнение юриста:
— Подписав добровольное согласие на медицинское вмешательство, роженица предоставляет медработникам возможность выбирать тактику родоразрешения и иные медицинские вмешательства. Врачи же, в свою очередь, должны руководствоваться клиническими рекомендациями и оказывать качественную медицинскую помощь. Если роженица полагает, что выбранная тактика врача является непрофессиональной, не соответствует клиническим рекомендациям и нанесла вред ей и ее ребенку, то у нее есть безусловное право обратиться за защитой своих конституционных прав на жизнь, здоровье и медицинскую помощь в свою страховую компанию, министерство здравоохранения, правоохранительные органы и в суд, которые обязаны провести проверку действий медработников и дать свое заключение.
Юлия, 30 лет:
— Это было три года назад. Роды у меня начались немного раньше, чем ожидалось. Поэтому на момент первых схваток я была с мужем дома. Когда потянуло живот, не придала этому значения, но потом боль усилилась, и я поняла, что рожаю. Муж повез меня в роддом. На входе его развернули, а меня завели в приемный покой и посадили заполнять документы. Я просила, чтобы это сделали за меня или разрешили заполнить всё после родов, но никто меня не послушал. Я не могла думать ни о чем, кроме адской боли, руки не слушались. А медперсонал только покрикивал, что я медленно и криво пишу. Неужели они поступили правильно? Или мне стоило пожаловаться на них?
Мнение юриста:
— В наше время ни одна операция или серьезная медицинская процедура не проводится без разрешения пациента. Это защищает права обеих сторон: и врачей, и пациентов. При отсутствии подписанного согласия медработники не имеют права производить какое-либо вмешательство. Исключения: экстренные случаи, когда состояние здоровья пациента не позволяет ему осуществлять свои права и требует срочного медицинского вмешательства, а также в случаях, установленных федеральным законом «Об основах здоровья граждан РФ». Поэтому, если состояние роженицы позволяет ей дать необходимые разрешения для медицинского вмешательства, это нужно сделать и обезопасить себя и ребенка во время родов.
Наталья, 39 лет:
— Рожала я в 32 года и подошла к этому со всей серьезностью. Я невысокого роста и довольно худая, поэтому подозревала, что родить сама не смогу. Однако врачи утверждали обратное. Когда я уже была в предродовом отделении, то услышала, как акушер говорит, что ребенок не выйдет и его придется тянуть щипцами. Меня это, естественно, напугало, и я потребовала, чтобы мне сделали кесарево сечение. После скандала кесарево все же сделали. Но мне интересно, можно ли было избежать ругани? Могут ли женщины сами выбирать, как им рожать? Или это решение обязательно должен принимать врач?
Мнение юриста:
— Конкретного закона, который запрещал бы проводить кесарево сечение по желанию пациента, нет. Но имеется методическое письмо Минздрава РФ, где сказано, что кесарево сечение должно выполняться своевременно и по строгим показаниям. Роженица подписывает добровольное согласие на медицинское вмешательство при поступлении в роддом, на основании которого врач самостоятельно выбирает тактику родоразрешения с учетом конкретных обстоятельств. Кесарево сечение как раз является медицинским вмешательством, и поэтому его проведение без соответствующих медицинских показаний вопреки желанию женщины невозможно.
Дарья, 31 год:
— Когда четыре года назад я попала на родильный стол, меня пугало только то, что в перерывах между схватками акушер даже не смотрел в мою сторону. Он болтал с ассистентом на отвлеченную тему. Когда ребенок вышел, он просто резко повернулся, подставил руки и поймал его. У меня до сих пор перед глазами эта картина. Никто не пострадал. Да, я не знаю, как правильно принимать роды. Но тогда мне было очень страшно. Правильно ли себя вел врач? Нужно ли было как-то реагировать на эту ситуацию?
Мнение юриста:
— Со стороны норм права запрета на разговоры акушера во время родов не имеется. Действия или бездействие врача нужно оценивать в каждом конкретном случае, оценивая нарушение прав пациента и нанесение вреда здоровью.
Ольга, 28 лет:
— Рожала я полтора года назад. И все было бы хорошо, если бы мне не запрещали пить. Схватки у меня начались ночью, а сын появился на свет после обеда. И все время до рождения ребенка не давали пить воду. Говорили, что нужно потерпеть, иначе, когда я буду тужиться, меня стошнит, и тогда и мне, и медперсоналу будет неприятно. А воды хотелось так, что на губах была белая пена. Это вообще законно – не давать воду до родов?
Мнение юриста:
— С юридической точки зрения, данное правило не регламентировано, в данном случае необходимо руководствоваться рекомендациями врача.
Людмила, 27 лет:
— Моя дочь родилась ночью. Все прошло довольно быстро, я даже особой боли не испытывала. А смутило меня то, что, когда я вышла из палаты, чтобы сказать, что у меня начались роды, на посту никого не было. И я шла по темным коридорам в поисках персонала. Медсестра и дежурный врач разбирали документы в одном из кабинетов, где я их и обнаружила. Неужели так можно – оставить целое крыло беременных без персонала рядом? А если бы я не смогла идти? Пришлось бы, наверное, кричать и будить всю больницу.
Мнение юриста:
— Рабочим местом медсестры является территория конкретного отделения. Правила нахождения на рабочем месте должны быть установлены локальными актами медицинского учреждения. Согласно требованиям законодательства, сестринская должна быть открыта, медсестры должны отвечать на телефонные звонки. Что касается работы медперсонала в ночные часы, то необходимо заострить внимание на допустимость сна на рабочем месте, за исключением некоторых категорий медработников и отделений. Остальные медработники вправе иметь перерыв на сон от 30 минут до двух часов. Однако локальным нормативным актом медорганизации могут быть установлены и более продолжительные периоды для сна и отдыха. В любом случае оставление отделения без медперсонала является недопустимым. При любой экстренной ситуации у пациента должна быть возможность обратиться за помощью к дежурному персоналу.
Евгения, 35 лет:
— Не знаю, как в других, но в роддоме, где рожала я (а это было шесть лет назад), для мамочек, которые не кормили грудью, на посту медсестры на ночь всегда оставляли смесь. Причем велся ее строгий учет. Можно было брать один шприц не чаще, чем раз в три часа. Но однажды, когда я и женщины из соседних палат собрались кормить детей, смеси на месте не было. Ее просто забыли оставить. Пришлось идти в другое крыло и просить у них. Как правильно поступать в подобной ситуации? К кому нужно было обращаться? Кому жаловаться? И почему смесь выдается в ограниченном количестве и по часам? Это как-то регламентировано?
Мнение юриста:
— Согласно приказу Минздрава РФ, в функции родильного дома (отделения) в том числе входит организация питания женщин и новорожденных в период их пребывания там. В случае если в родильном отделении не оказалось молочной смеси, необходимо обратиться с жалобой к главврачу или в министерство здравоохранения. Что касается выдачи молочной смеси в определенном количестве и по часам, то закона, регламентирующего это, нет. Согласно рекомендациям Минздрава, количество молочной смеси рассчитывается исходя из возраста ребенка.
Елена, 33 года:
— 11 лет назад я приехала рожать в больницу, которую указал наблюдавший меня врач. Однако там меня принимать не захотели, потому что роды должны были пройти легко и без осложнений. Я наотрез отказалась ехать в другой роддом. Но ведь не все такие настойчивые. Может ли роженица сама выбирать больницу, в которой хочет рожать? Или беременным не предоставляют таких прав?
Мнение юриста:
— Выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению лечащего врача. В случае оказания скорой медицинской помощи на территории проживания гражданина выбор осуществляется с учетом соблюдения установленных сроков оказания такой помощи. В зависимости от коечной мощности, оснащения и кадрового обеспечения медорганизации, оказывающие медицинскую помощь женщинам в период родов и в послеродовый период, а также новорожденным, разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи. Учитывая определенные критерии, врач-перинатолог определяет этапность оказания плановой медицинской помощи и выдает беременной женщине направление в акушерские стационары определенной группы.
И в заключение:
Юрист напомнила, что, если в медучреждении нарушают ваши права, не нужно закрывать на это глаза. За защитой своих конституционных прав на жизнь, здоровье и медицинскую помощь необходимо обратиться в свою страховую компанию, минздрав, правоохранительные органы и в суд.