Найти тему
Libertà

АННА КАРЕНИНА. КТО ВИНОВАТ В ПАДЕНИИ ВРОНСКОГО НА СКАЧКАХ

кадр из фильма А. Зархи "Анна Каренина"
кадр из фильма А. Зархи "Анна Каренина"

Режиссер А. Зархи, киностудия Мосфильм 1967 год.

Продолжаю обращаться к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и экранизации А. Зархи.

Недавно наткнулась на статью о том, что сцена скачек была введена в роман как пророческая. Трактуют, что Толстой хотел показать на примере Фру-Фру губительное влияние Вронского на все живое. Начал с лошади, закончил Анной, которую тоже он погубил, по пути разрушил часовню.

В корне не согласна с таким мнением, как и с словами о том, что Вронский «был страстным лошадником». Но сцена скачек интересна, Лев Николаевич не просто так ее вставил в роман. К сожалению в фильме А. Зархи она не полностью соответствует оригиналу.

Начну с того, что предшествовало скачкам. Вронский едет к Анне потому, что не может ни дня провести, не видя ее. Страстным лошадником он никогда не был, а вот к Анне питал именно страсть, поскольку к этому моменту уже успел пожертвовать карьерой, отказавшись от выгодного предложения ради того, чтобы остаться в Петербурге.

Алексей Кириллович пребывал в прекрасном расположении духа, отправляясь на дачу Карениных.

кадр из фильма
кадр из фильма

Анна же напротив, была, что называется «на нерве» по причине незапланированной беременности. Вронский находит ее взволнованной, естественно умоляет сказать причину такого состояния.

В этой сцене мне очень интересно поведение Анны, прекрасно знавшей о том, что ее любимый человек будет участвовать в опасном состязании. Анна думала не об этом, а, как обычно, о себе. Она размышляла, сказать, или не сказать Вронскому о своей беременности не потому, что беспокоилась о нем.

«Сказать или не сказать? — думала она, глядя в его спокойные ласковые глаза. — Он так счастлив, так занят своими скачками, что не поймет этого как надо, не поймет всего значения для нас этого события».

Событие важное, но ради спокойствия любимого человека можно было не накручивать себя и отложить разговор о беременности хотя бы на день. Анна этого не сделала.

Естественно Вронского взволновало известие. Узнав о причине недомогания Анны, в силу своей порядочности он стал говорить что теперь уже надо обязательно оставить мужа и все в этом духе. На деле Вронский был совершенно растерян потому, что не представлял себе дальнейших своих действий.

кадр из фильма
кадр из фильма

В таком состоянии Алексей Кириллович отправился назад к месту скачек. Перед началом у него состоялся еще один неприятный разговор с братом, который передал письмо от матери.

Все вместе повлияло на исход заезда. Фру-Фру была нервной лошадью, ей не могло не передаться состояние наездника. Вронский делает ошибку, лошадь падает и ломает себе шею.

кадр из фильма
кадр из фильма

Дальше показана отвратительная сцена, в которой Вронский бьет лошадь, обвиняя при этом себя в ошибке:

«С изуродованным страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья. Но она не двигалась, а, уткнув храп в землю, только смотрела на хозяина своим говорящим взглядом.— Ааа! — промычал Вронский, схватившись за голову. — Ааа! что я сделал! — прокричал он. — И проигранная скачка! И своя вина, постыдная, непростительная! И эта несчастная, милая, погубленная лошадь! Ааа! что я сделал!»

Смысл этой сцены можно понять, как сожаление об ошибке во время скачек, но мне видится и переживание о том, что вообще вся жизнь, включая роман с Анной становится все более сложной и запутанной, в чем Вронский винит себя.

кадр из фильма
кадр из фильма

После сцены на ипподроме действия начинают разворачиваться стремительно. Анна не смогла скрыть своего волнения и по дороге домой открылась мужу. Тайное стало явным, все герои в замешательстве, никто пока не знает, что делать. Каренин едет домой чтобы обдумать свое решение. Анна сожалеет о признании, боится, что муж с позором прогонит ее. Вронский, оправившись от падения, ждет известий от Анны.

Вся сцена в целом очень характеризует характер героини, которую сыграла Т. Самойлова. Анна эгоистична, думая только о себе, она редко понимает последствия своих слов и поступков. Сама она точно не знает, чего именно хочет и каким образом может это получить. Оказавшись в центре событий, она увлекает Вронского за собой, боясь потерять его любовь. При этом всеми силами пытается сохранить при себе сына, а когда это чудом становится возможным, отказывается от развода по ею же надуманной причине.

В этой же сцене первый раз показано отношение общества на примере Бетси Тверской к нарушению правил поведения Анной.

кадр из фильма
кадр из фильма

Любое общество имеет свои правила поведения. Нарушая их, человек понимает, что обязан будет принять последствия этих нарушений, за которые он лично отвечает. Анна не всеми силами старалась переложить эту ответственность в первую очередь на Вронского, постоянно напоминая ему о том, в какое положение она поставила себя, ответив на его чувство, что противоречит ее же словам о том, что она «как голодный, которому дали поесть».

Именно со сцены скачек начинается движение героини в сторону станции Обираловка. И причина этого движения в ней самой, поскольку в отношениях с Вронским решения принимала она.