Найти тему

Легендарный бой легендарных спартанцев или Хороший эпический исторический боевик

Фильм “300 спартанцев” 1962 г. Историческая драма, пеллум. Первая (и самая лучшая) экранизация легендарной битвы в Фермопильском проходе 480 года до нашей эры. Смотрел данную картину ещё в детстве с огромным удовольствием, и не раз. Почти все диалоги из неё помню наизусть, и данный отзыв был прекрасным поводом пересмотреть данную качественную работу шестидесятых годов прошлого века. И могу сказать без утайки – картина всё все хороша, и всё ещё эпична, и уж на фоне картины “300” от Зака нашего Снайдера так вообще шедевр. Ведь великан и сопля не ровня друг другу. И вот вам моё краткое мнение – Легендарный бой легендарных спартанцев. В картине есть как выразительные достоинства, так и очевидные недостатки (без них ведь нельзя). И на этом следует закончить столь важное вступление и перейти к интересному.
Итак, достоинства:
1. Сценарий – картина, как явствует из названия, посвящена подвигу трехсот спартанцев, которые покрыли себя неувядающей славой в последний день Фермопильского сражения, когда отказались отступить, будучи предупреждёнными о предательстве. Да и перед этим была и вся остальная битва, в которой персидские войска под командованием самого царя Ксеркса Первого несколько дней пытались выбить греков из Фермопильского прохода, но безрезультатно. Помимо этого, нам покажут начало войны, политические игры афинянина Фемистокла, и даже любви здесь нашлось место. Её не очень много, и она здесь в тему, и с ней не перебарщивают. Да и вообще почти за два часа нам смогли рассказать и показать это легендарное сражения. Да и финал получился эпичным. Сценарий звёзд с неба не хватает, но он смог рассказать и показать эпик, который и сейчас смотрится крайне хорошо.
2. Батальные сцены – массовки тут очень много (для этого пригласили даже пять тысяч солдат греческой армии, ведь и снимали картину в Греции). Поэтому картину можно смело назвать эпической. Да, сейчас здешние схватки не выглядят так натуралистично и зрелищно как в год выхода, но тем не менее никто лучше ещё не сделал (фильм Снайдера не вспоминайте – это фэнтезя). И персы, и греки походят на исторические прототипы. С греками лучше справились, но и персы разными получились. Видно, что был исторический консультант, и его слушались. Особенно зрелищной получилась финальная схватка спартанцев.
3. Атмосфера – благодаря великолепной музыке Маноса Хадзидакиса и отличным костюмам и натуральным декорациям зрители буквально переносятся в то время и незамедлительно становятся на сторону Греции. Да даже сейчас это работает.
Про хорошую актёрскую игру и говорить не стоит. Это вам не современность с, ну вы поняли меня. Не буду здесь ругаться нехорошими словами.
Итак, недостатки:
1. Расхождения с историей – тут с историей перемешали “американский взгляд”. Греки тут выставлены “защитниками свободы” (хотя и у спартанцев, и у афинян были рабы и была тирания), Персидская империя – это государство рабов (что не правда практически полностью). Численность персов преувеличена едва ли не в десятки раз. В сражении участвовало окала семи тысяч греков, а не только триста спартанцев и семьсот феспийцев. Ксеркса выставили дураком, которому только его подданная царица Галикарнасса Артемисия даёт правильные советы. Спартанцы носили бороды и длинные волосы, которые перед боем расчёсывали, а в картине они все безбородые и короткостриженые. Леониду на момент битвы было окала пятидесяти лет, а в картине Леониду тридцать пять – сорок лет. Спартанский строй выглядит крайне странно. И это только то, что заметно сразу.
2. Американизм – он прямо виден, и прёт из всех щелей. От него порой начинает мутить, ибо все греки тут говорят о “свободе”, о рабстве, ведут себя дерзко при виде персов. Картина явно сделана для американского зрителя. Хотя в США картина провалилась, и только в СССР стала настоящим хитом (её посмотрели двадцать семь миллионов зрителей).
Немного о главных героях:
1. Царь Леонид в исполнении Ричарда Эгана – один из двух правителей Спарты. Смелый и отважный воин, отличный командир и надёжный друг. Здесь представлен уж слишком идеалистичным. Несмотря на это Ричард отлично сыграл легендарного царя. Браво!
2. Фемистокл в исполнении Ральфа Ричардсона – хитрый афинский политик, который своими усилиями добился объединения Греции на время войны (потом правда, уже после победы его изгнали из Афин, и пристанище он нашёл у персов, но это неважно). Был другом Леонида. Жаль, что в картине не показали тех интриг, которые он предпринимал в это время. Но даже так Ральф вполне убедительно смотрелся в роли легендарного Фемистокла. Браво!
3. Царь Ксеркс в исполнении Дэвида Фаррара – правитель Персидской державы, намеревающийся покорить Грецию военной силой и стать правителем всего мира. В картине показан не самым умным царём, которого всё время выручает только царица Артемисия. Дэвид конечно хорошо справился с ролью, но образ царя сложился не самый удачный.
Несмотря на все минусы, данная картина – весьма крепкая историческая драма, которая и сейчас хороша. Она точно достойна вашего внимания и вашего времени, да и в качестве дидактического материала вполне себе подходит.
Моя оценка 9 из 10 и моя рекомендация к просмотру!

  • Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
  • Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
  • Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!