Найти тему
Доктор у руля

Зима: какое напряжение покажет старый рабочий аккумулятор.

Доброго времени суток, мои уважаемые читатели! Вчера я провел проверку своего 7-летнего аккумулятора и решил выразить это в статье. Я не имею квалификации электрика/автоэлектрика, а лишь делюсь опытом эксплуатации автомобиля и личным мнением по теме.

Работу современного автомобиля невозможно представить без электрических приборов и агрегатов. Так что же является источником электричества для питания всех этих устройств?

Аккумулятор является одним из двух источников электричества (сокращенно - АКБ).

Сегодня расскажу о том, сколько вольт должно быть в аккумуляторе и как не допустить его разрядку. Статья рассчитана на обычного водителя, на не профи в делах электрики, но немного понимающего суть процесса.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Создателем первой АКБ с пластинами из свинца стал француз Гастон Планте. В XIX веке (1860 год) он создал прототип батареи, похожей на современные автомобильные аккумуляторы. Но прошло много лет, прежде чем АКБ стала самым распространенным источником тока, применяемым на автомобилях.

Именно АКБ передает ток на стартер для запуска двигателя, также возбуждает генератор для подачи напряжения в бортовую сеть авто. От состояния АКБ напрямую зависит, а состоится ли вообще сегодня ваша поездка на автомобиле.

Поэтому, если будете покупать/эксплуатировать машину, обязательно регулярно обращайте внимание на заряд аккумулятора.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА

Многие, особенно неопытные водители редко контролируют уровень заряда аккумулятора по напряжению. Машина заводится, ездит, но в один «прекрасный день», чаще всего зимой в мороз, машина у таких водителей просто не заведётся.

Если батарея сильно разрядилась, то при низкой температуре окружающего воздуха стартеру может просто не хватить пускового тока для прокручивания двигателя. Можно, конечно, «прикурить», но неприятности могут этим не закончиться, ведь при дальнейшем падении заряда и отсутствии помощи ему есть риск вообще вывести из строя АКБ.

В емкостях (банках) аккумулятора во время работы проходят активные химические реакции. В случае, когда в АКБ случается недозаряд, свинцовые пластины покрываются сульфатом свинца. Такой процесс называется сульфатацией. При таком процессе в батарее работоспособность её существенно падает, и, чем больше налет сульфата, тем выше риск преждевременного выхода батареи из строя. Что мы часто и видим в холодные зимние утренние часы.

Поэтому автомобилисту важно не только понимать теорию электрических и химических процессов в АКБ, но и уметь контролировать уровень заряда аккумулятора по напряжению в реальности. Ну, или чаще/регулярно обращаться в специализированный сервис (за деньги, естественно).

КАКОЕ ЖЕ НАПРЯЖЕНИЕ ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬ АККУМУЛЯТОР

В мировом автомобилестроении приняты три основных разновидности напряжения АКБ. Они определяют, какой должен быть заряд аккумулятора.

Вид 1. Номинальное напряжение.

Цифра, прописанная в технической документации ТС – паспорте/инструкции.

В легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами это – 12 В;
Вид 2. Фактическое напряжение. Это напряжение АКБ с выключенной бортовой сетью ТС и неработающим двигателем. Его величина бывает больше номинальных 12 В. А полностью заряженный аккумулятор показывает 12,2-12,7 В.

Вид 3. Напряжение под нагрузкой. Величина, характеризующая работоспособность батареи. Исправный заряженный аккумулятор под нагрузкой показывает 10,3-10,7 В.

ПОЧЕМУ ПАДАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ АККУМУЛЯТОРА АВТОМОБИЛЯ

Причин, из-за которых падает напряжение заряженного автомобильного аккумулятора, может быть много.

Самые вероятные причины, из-за которых снижается нормальное напряжение АКБ следующие:

Неисправность генератора/цепей заряда. Если генератор не подает нормальное напряжение в бортовую сеть, то аккумулятор во время поездки плохо заряжается или даже разряжается, обеспечивая потребители электроэнергией вместо генератора. При неисправности цепей зарядки даже с исправным генератором происходит то же самое. Даже окислившиеся клеммы АКБ могут послужить причиной недостаточного заряда.

Короткие поездки в зимнее время. Зимой, как правило, при движении работают сильные потребители электричества: отопитель, обогрев заднего стекла, фары и т.п. Если поездки короткие (менее 10 км.), да еще и стояние в пробках на оборотах холостого хода, то времени на полную зарядку после холодного пуска не хватает, и батарея после каждой поездки разряжается все сильнее и сильнее.

Я в таких случаях применяю следующее: перед глушением авто даю поработать на оборотах около 2000 примерно 3 минуты без потребителей, генератор дополнительно напитывает батарею энергией, помогает, проверено. Но «мертвую» батарею этот «фокус» не спасет надолго.

АКБ отработала свой ресурс и имеет большой саморазряд. Даже на стоянке любой кислотный аккумулятор разряжается, и с возрастом саморазряд повышается. Выработавшая свой ресурс батарея может разрядиться сама по себе даже за одну холодную ночь.

Утечки в токопроводящей цепи автомобиля. Даже если ключ вынут из замка зажигания, современный автомобиль потребляет от аккумулятора какое-то количество энергии. Сигнализация, контроллер системы впрыска (блок управления), часы, магнитола постоянно запитаны от АКБ. Нормальный ток потребления составляет 25-40 мА. Для исправного аккумулятора это немного. Но если какой-то потребитель неисправен, утечка может возрасти в разы. Например, концевой выключатель лампы освещения багажника или бардачка, постоянно горящая лампа за неделю может заметно «посадить» аккумулятор.

КАК ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО НАПРЯЖЕНИЕ АКБ ПОНИЖЕНО

В современном автомобиле количество приборов для контроля систем автомобиля сводится к минимуму. Предполагается, что владелец регулярно проходит диагностику, и все заботы о том, чтобы напряжение аккумулятора было нормальным, берет на себя автосервис.

Водителю остается только контрольную лампу зарядки АКБ. Но она загорается только при полном отсутствии зарядки и не показывает, сколько вольт в автомобильном аккумуляторе.

О снижении напряжения аккумулятора автомобиля свидетельствуют следующие признаки:

- стартер медленнее обычного вращает двигатель при запуске
- стеклоподъемники «вяло» поднимают/опускают стекла
- стеклоочистители кое-как «ползут» по стеклу
- фары светят не так ярко, как это было раньше

При появлении подобных признаков, а также профилактически иногда нужно проверять напряжение в бортовой сети и степень заряда аккумулятора. На некоторых автомашинах это можно сделать, зайдя в скрытое меню на панели приборов, или замерить эти параметры домашним мультиметром.

КАК УЗНАТЬ СТЕПЕНЬ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА БЕЗ НАГРУЗКИ

В стандартных кислотных аккумуляторах степень заряда можно проверить, измеряя плотность электролита специальным прибором – ареометром. В батареях, сделанных по технологии AGM (а они все чаще применяются в автомобилестроении), доступ к внутренностям исключен. Остается лишь измерить напряжение.

Такой замер лучше проводить на батарее, простоявшей ночь, чтобы моторный отсек остыл. Для достоверных измерений на улице должно быть примерно +20*С. Но имеем ту погоду, которую имеем.

Измерять напряжение автомобильного аккумулятора без нагрузки можно мультиметром, действуя так:

• Перед измерением желательно снять клемму АКБ, но при этом могут обнулиться настройки электронных систем авто, поэтому при простом тестировании достаточно выключить зажигание и все потребители тока.

• На мультиметре нужно выбрать диапазон измерения V (постоянный ток). Предел измерений ограничить 20 В.

• Соединить красный щуп мультиметра с клеммой «плюс» АКБ, а черный – с клеммой «минус». При наличии сульфатации – очистить клеммы предварительно.

Прибор покажет фактическое напряжение АКБ.

Степень зарядки АКБ можно определить на основании следующей таблицы заряда АКБ:

12,6 >В – 100%
• 12,50 В – 90%
• 12,42 В – 80%
• 12,32 В – 70%
• 12,20 В – 60%
• 12,06 В – 50%
• 11,90 В – 40%
• 11,75 В – 30%
• 11,58 В – 20%
• 11,31 В – 10%
• 10,50 В – 0,0%

Согласно этой таблице, можно считать, что напряжение меньше 12 В требует обязательной зарядки батареи. Опасным считается напряжение ниже 11,6 В. При таком двигатель уже не заведется, а батарея может выйти из строя.

На моем аккумуляторе после суток стояния при -20*С замер показал 12.2 В.

УЗНАЕМ СТЕПЕНЬ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРА ПОД НАГРУЗКОЙ

Если проводить простейшую диагностику, то можно обойтись парой «мультиметр + любая нагрузка из штатной бортовой сети». Обычно это комбинация таких потребителей, как «ближний/дальний свет фар», при этом двигатель запускать не надо. Замер, конечно, условный, но приближенную картину он покажет. Возможно одновременное включение света и ближнего и дальнего, при наличии такой возможности (на моей машине это вполне возможно, более того – включение дальнего света без включения ближнего технически и не выполнить).

При включении «дальнего/ближнего» света напряжение должно быть не меньше 11,5 В. У меня замер показал – 11.45 В (чуть ниже предельно допустимого условного значения, так и аккумулятору более 7 лет уже). Я пока менять батарею не буду, морозы отступают, после лета – куплю новую АКБ.

К нормальному напряжению «без нагрузки» аккумулятор должен возвращаться через пять-семь секунд после отключения электрического оборудования. Естественно, эти значения актуальны для лета.

Более точную диагностику проводят нагрузочной вилкой. Клеммы батареи соединяют с соответствующими контактами нагрузочной вилки и следят за показателями напряжения, после чего ставится «диагноз». Замер нужно делать также при +20*С и я не стал даже пытаться проверять свою батарею при – 20*С. Ранее тест показал достаточную готовность к зиме.

В теории: при подключении нагрузочной вилки в течение 5 секунд напряжение не должно падать ниже 10 В. После отключения нагрузки напряжение сразу же восстанавливается до 12,6-12,7 В. Вывод: такая батарея исправна.

Если при подключении нагрузочной вилки в течение 5 секунд напряжение составляет 6-7 V. После отключения нагрузки напряжение долго восстанавливается до 12 V. Вывод: батарея неисправна.

Большинство батарей попадут в когорту между этими значениями.

Температура окружающего воздуха должна быть не ниже хотя бы +15°C.

ЧТОБЫ ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА ВСЕГДА БЫЛ НОРМАЛЬНЫМ НУЖНО

- Периодически чистить саму АКБ от грязи, а ее клеммы – от окисления.

- Периодически измерять нормальное напряжение аккумулятора (через бортовой компьютер или мультиметром). Если заряд аккумулятора снижен, зарядить батарею зарядным устройством.

- Перед тем, как покинуть машину, проверить, все ли потребители отключены.

- При длительном движении в пробках отключать (уменьшать потребление) не особо важные потребители.

ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО АККУМУЛЯТОРА НУЖНО

В большинстве рекомендаций по зарядке АКБ говорится о том, что лучше всего заряжать аккумулятор, снятый с машины. Но самостоятельно восстановить настройки электронных систем современного автомобиля, которые обнуляются при снятии клемм, сможет не каждый водитель. И поэтому, если проводить только подзарядку батареи без ее углубленного обслуживания, отключать и снимать ее необязательно. Прямых запретов и противопоказаний в инструкциях по эксплуатации на это нет.

Обязательным условием является соблюдение определенной техники безопасности.

Зарядное устройство лучше выбирать с автоматическим режимом зарядки.

Порядок действий следующий:

• Выключить зажигание автомобиля и достать ключ из замка.

• Снять АКБ с автомобиля (в случае углубленного обслуживания).

• Открыть пробки банок АКБ или проверить (прочистить) вентиляционные отверстия, если батарея необслуживаемая, чтобы газы, которые образуются в процессе зарядки, могли свободно выходить наружу, и аккумулятор не взорвался.

• Подсоединить клеммы аккумулятора к зажимам зарядного устройства, строго соблюдая верную полярность: красный – это «плюсовая» клемма, а черный – «минусовая».

• Включить зарядное устройство в сеть.

• Выставить нужный режим зарядки. Периодически контролировать процесс.

Применяю автоматический или ручной режим заряда на разных устройствах. Это - с регулировкой.
Применяю автоматический или ручной режим заряда на разных устройствах. Это - с регулировкой.

В случае зарядки неснятого аккумулятора следует учесть, что время зарядки может увеличиться, потому что в данном случае к аккумулятору добавляются постоянно запитанные потребители.

При соблюдении этих несложных правил и условий любой водитель может добиться долгой и безотказной службы аккумулятора вашего железного коня.

К моему АКБ у меня возник ряд вопросов: крутит не так резво, след окисления на + клемме (устранил), да и вольтаж ниже желаемого. Но пока на свой страх и риск я даю ему шанс доработать текущую зиму (ниже -20*С уже не ожидается) и лето с обязательной заменой перед новой зимой.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь на мой канал.

Пишите комментарии по теме, задавайте любые вопросы, делитесь опытом.

Всем здравия и ровных вам дорог!