От планирования авиаперелетов, поездок в поездах до подъемников в отелях - путешествия для инвалидов зачастую не отдых, а испытание. Продолжим находить новые ниши в туристическом бизнесе.
Солнечный отпуск или выходные в городе, посещение уличного шоу или другое подобное мероприятие — что в нём сложного? Пообщаться с семьей и друзьями, чтобы поддержать или возобновить общение. Короткие или длительные перерывы обычно дают возможность отдохнуть, восстановить силы, добавить немного эндорфинов и улучшить свое самочувствие.
Мало кто задумывается, каким неприятным приключением может стать эти обычные мероприятия для инвалидов. Просто бросить кучу одежды в чемодан и отправиться навстречу закату? Не для них. Вот типичный диагноз: первично-прогрессирующий рассеянный склероз, прогрессирующий от хромоты к трости, от костылей к ручным инвалидным коляскам и поездкам на электрическом кресле. Нужен подъемник и стропа, чтобы лечь в постель или сходить в туалет.
В месте жительства и дома можно адаптироваться к испытаниям и невзгодам жизни. Но ведь поездки и отдых нужен всем, хотя мало кто из инвалидов считает путешествия возможными для себя.
В самолете приходится терпеть унижение, когда физически поднимают и спускают с трапа. Во время полёта приходится быть привязанным к креслу у прохода, в то время как попутчики смотрят с разной степенью эмоций — от любопытства до неприязни. Это заставляет путешественника-инвалида чувствовать себя цирковым экспонатом или Ганнибалом Лектером. Но приходится мириться.
Всем нравится менять обстановку, у каждого человека есть список красивых мест, которые стоит посетить, однако лишь немногие заносят путешествие в список дел. Даже близкая поездка может занять столько же времени, сколько дальний перелет, а посадка на поезд требует логистического планирования и присутствия сопровождающего, который как минимум поможет сесть и выйти. Но эти препятствия могут показаться мелочью по сравнению с поиском подходящего жилья.
Несмотря на то, что законодательство требует обеспечить инвалидов транспортными средствами и доступом к общественным зданиям, предоставить качественные услуги и доступность для клиентов с ограниченными возможностями может далеко не каждый отель. Такая ситуация почти во всём мире.
Лишь пять процентов из 43 тысяч номеров Travelodge приспособлены для инвалидных колясок или каким-то образом адаптированы (обычно это включает в себя поручни вокруг ванной комнаты, расширенные дверные проемы и бесступенчатый доступ) и стоят так же, как и другие номера. Этот процент соответствует строительным нормам для новых отелей, но достаточно ли он высок, учитывая, что люди с ограниченными возможностями составляют гораздо большую часть населения?
Конечно, термин «инвалидность» охватывает людей с широким спектром состояний и потребностей, для многих пара ночей в отеле не создает особых проблем. Однако для пользователей инвалидных колясок, которых в России 320 тысяч человек, подъемник является важным элементом оборудования. Некоторые отели позволят нанять ручной подъемник, но, как правило, они удвоят стоимость пребывания.
А что можно найти в Интернет, планируя отдых на природе? Что предложат владельцы глэмпингов? В России мы не нашли ничего. Airbnb, если отметить все функции доступности, включая подъемник, нашёлся единственный бревенчатый домик в Девоне, Англия. Выглядит это очень красиво, но доступность в летние месяцы очень ограничена, что подчеркивает спрос на такое жилье.
Сегодня владельцы внимательно изучают рынок и прикладывают усилия, чтобы обеспечить комфорт и спокойствие своим посетителям. Большинство отелей четко перечисляют и подробно описывают свои услуги, поэтому не возникает скрытых сюрпризов. Владельцы, которые понимают о чем идет речь, если говорить о целевой аудитории, впоследствии получают вознаграждение повторными бронированиями.
В социальных сетях группы людей, которые имеют опыт инвалидности, ищут подходящие места для проживания и рекомендуют доступную недвижимость тем, кто ее ищет. Это хорошо организованное сообщество единомышленников, которые помогают друг другу, делятся своими знаниями.
В наше время ничто не обходится так дорого, как низкий доход. В гостиничном бизнесе упущенную выгоду в виде пустующего номера уже никогда не наверстать. Гостиничная индустрия могла бы извлечь выгоду, идя навстречу людям с особыми потребностями. По большому счету, потолочный подъемник будет не такой уж большой инвестицией для большинства отелей, при этом не обязательно будет портить эстетику комнаты и, вероятно, увеличит финансовую отдачу.
Причём в очень долгосрочной перспективе.