Найти тему
Гуляем и смотрим

"Флорийская палитра" в тульском краеведческом музее - гербарий, аппликация или исусство

В середине зимы многим из нас уже начинает не хватать ярких красок в природе, спрятанных под белым снежным покрывалом. Особенно когда даже голубого неба не видно из-за туч. Да ещё и простая прогулка осложняется то гололёдом, то снежными заносами, то глубокими лужами. Поэтому сегодня я выбралась из дома, чтобы полюбоваться художественными работами из листьев, травы, цветов, соломки, бересты и пуха.

Улица Советская, 66
Улица Советская, 66

То, что подобная выставка расположилась в здании Тульского областного краеведческого музея, для меня выглядит вполне логично. Её экспонаты выполнены из природных материалов, и их сюжеты рассказывают о разнообразии природы нашей Родины. А вот то, что на неё нельзя купить отдельный билет, стало для меня сюрпризом. Я люблю этот музей и когда-нибудь обязательно расскажу вам о нём, но... Мне не совсем понятно, почему, если я хочу увидеть какую-нибудь временную выставку, мне нужно купить единый билет? Конечно я с удовольствием прошла по всему музею, я уже несколько лет здесь не была. Но в следующий раз я уже задумаюсь, стоит ли идти на заинтересовавшую меня выставку из пятидесяти картин, разместившуюся в одном небольшом зале, по стоимости полноценного билета в музей. И дело даже не в цене, а в каком-то странном ощущении несправедливости. На этом моё брюзжание заканчивается. Пойдёмте любоваться красотой.

Околица. С.Е. Еременко. Санкт-Петербург.
Околица. С.Е. Еременко. Санкт-Петербург.

У выставки «Флорийская палитра-2023» есть общая тема - Россия от края и до края. Посмотреть здесь можно на работы тридцати восьми мастеров из шестнадцати городов России и Белоруссии. Не знаю, что именно я ожидала увидеть, собираясь сюда. С детства у меня сохранилось желание видеть в листочках, травинках или облаках какие-то сказочные картины. А вот как сложить из них что-то совершенно другое, для меня было загадкой. Все мои представления об этом ограничивались картинами из бересты, которые встречаются буквально в каждом путешествии по нашей стране (что не делает их менее прекрасными).

Пожалуй, логичнее всего было увидеть изображения цветов, из этих самых цветов и собранные. Своего рода гербарий, но предназначенный не для научных целей, а приносящий эстетическое удовлетворение.

Цветущие астры. В.В. Павлова. Североморск.
Цветущие астры. В.В. Павлова. Североморск.

У меня в книгах тоже можно найти лепестки цветов, сохранённые между страницами. Здесь же можно увидеть мелкие цветы и растения, засушенные целиком, и лепестки крупных цветов, собранные в целый цветок в процессе создания картины.

Ирисы. Н.А. Кукина. Санкт-Петербург
Ирисы. Н.А. Кукина. Санкт-Петербург

Если вы когда-нибудь пробовали высушить растения для гербария, то наверняка помните, что именно зелёные листья быстро теряют свои цвет и яркость. Ничего удивительного в том, что художники-флористы в качестве темы для своих картин чаще выбирают осенние мотивы. Ведь получить яркие зелёные краски практически нереально.

Скелетированные листья и сухие травинки добавляют изображению атмосферу утончённости и поэзии.

Болдинская осень. Л. Сорокина. Витебск.
Болдинская осень. Л. Сорокина. Витебск.

Если же хочется создать настоящую зиму, то авторы используют пух. Я с детства не дружу с аппликацией: обязательно что-нибудь уроню, перемажу или приклею не туда. Так что на этой выставке я просто переполнилась восхищением перед тем, что для меня даже чисто технически малодоступно.

Я с удивлением узнала о существовании Союза мастеров флористической живописи и графики.

В русском языке нет единого названия для этой техники, называют по-разному: плоскостной флористикой, прессованной флористикой, живописью растениями и просто флористикой. На английском языке это звучит как «pressed flower art» («Искусство засушенных цветов»), а японский вариант звучит как «ошибана» (осибана). У нас термин «ошибана» тоже прижился, и часто эту разновидность флористики именно так и называют.

Авторов-флористов довольно много, и в своих объединениях они часто говорят о том, что для такого творчества вовсе нет необходимости иметь художественные навыки. Гораздо важнее умение правильно подготовить материал для работы. Позволю себе не согласиться, ведь из одинаковых соломинок и листочков возникают такие разные работы.

Не могу не сказать, почему некоторые фотографии получились у меня с дополнительным "декором" в виде отблесков люстры. Дело в том, что флорийские работы оформляются под стекло. Здесь та же история, как в случае с акварелью, - им вредны прямые солнечные лучи. Так что окна в помещении закрыты шторами. А люстра в нашем краеведческом музее, к слову, тоже хороша.

-11

Такая вот прогулка у меня получилась сегодня. На обложку своего рассказа я, естественно, вынесла работу тульской мастерицы Марины Корабельниковой "Клематис". Надеюсь, вы в очередной раз простите мне моё постоянное желание гордиться своими земляками. А зима - не повод для серой скуки. И если нет настроения гулять по улицам, то всегда можно пойти в музей. Их у нас много и на любой вкус. Да и на сегодняшнюю выставку можно заглянуть до 27 февраля.

Король нашего двора. Н.С. Климашевская. Санкт-Петербург.
Король нашего двора. Н.С. Климашевская. Санкт-Петербург.